Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель деятельности - модель психолого - педагогического сопровождения.

Рабочее определение понятия «психологическое сопровождение» - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально- психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия, предупреждение всех видов асоциального поведения, психологической депривации и дезадаптации у школьников с ослабленным здоровьем и особыми нуждами.

Объект - обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия;

Предмет - социально - психологические условия успешного обучения и развития;

Метод - сопровождение.

Психологическое сопровождение осуществляется в1-4; 5-8; 9-11 классах.

Кадровый состав - педагоги - психологи: начальной школы, основной школы, старшей школы, социальный педагог, учитель - логопед.

Практическая значимость созданной модели заключается в следующем: Реализация модели психологического сопровождения учащихся на протяжении шести лет деятельности инновационного образовательного учреждения обеспечила эффективную психологическую поддержку более чем тысяче школьников, предупреждение и профилактику школьной дезадаптации и различного вида асоциального поведения у учащихся школы, профессиональное самоопределение школьников на старшей ступени обучения, повышение психолого - педагогической компетентности педагогов, родителей, учащихся. Разработанная модель сопровождения доступна для внедрения в другие общеобразовательные учреждения.

Цель деятельности СПС: создание условий для полноценного развития личности.

Задачи деятельности СПС

Содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию. Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе социально - психологического изучения детей.

Профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка, участие в социально - педагогической адаптации и реабилитации школьника.

Составление программ, сборников компенсации, коррекции и дальнейшего развития с учетом механизмов проявления индивидуальности ребенка.

 

Задачи сопровождения на каждой ступени обучения:

Начальная школа: - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, развитие творческих способностей.

Основная школа: - сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика девиантного поведения, обучение навыком конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Старшая школа: - помощь в профильной ориентации, профессиональном самоопределении, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, профилактика неврозов и обучение навыкам саморегуляции в период подготовки к экзаменам.

Психологическое сопровождение образовательного процесса осуществляется по направлениям психопрофилактической, диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы с самим ребенком, его окружением - родителями, другими значимыми взрослыми, сверстниками.

Психологическое просвещение и профилактика является востребованным видом деятельности. Для:

педагогов, с целью - профессионального роста, повышения психолого - педагогической компетентности, предупреждения возможных нарушений в становлении личности ребенка, асоциального поведения;

родителей, с целью - предупреждения конфликтных отношений с ребенком - подростком, обогащения знаниями о возрастных и индивидуальных особенностей детей;

учащихся, с целью - улучшения взаимоотношений со взрослыми, одноклассниками, преодоления учебных и адаптационных трудностей.

Специалистами наработан методический материал по разным школьным проблемам, возрастной и педагогической психологии, педагогами - психологами выпускается газета «Психологический вестник».

Диагностическая деятельность. Специалисты службы на основании утвержденного мониторинга проводят психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения; с целью определения индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, выявления причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

 

Педагоги - психологи проводят изучение:

· познавательной сферы 1 — х., 5 — х., 9-х.,;

· адаптационных возможностей (мотивация, тревожность) 1-х, 5-х, 10-х. кл;

· обследование на готовность к обучению в среднем звене 4-х кл;

· психологического климата 1 - 11- х. кл;

· профильных предпочтений 8-9-х кл;

· профессиональных предпочтений 10-11-х кл;

· по запросу: психофизиологические особенности учащихся 4 -х кл, 5-х кл;

· углубленное обследование на ПМПк и РПМПк;

· анкетирование в рамках аттестации педагогических кадров;

· уровня развития педагогического коллектива школы.

 

Педагог - логопед проводит

· обследование учащихся с проблемами в речевом развитии;

· углубленное обследование на ПМПк и РПМПк.

· Социальные педагоги проводят изучение

· условий семейного воспитания детей «группы риска»;

· анкетирование родителей и детей «группы риска».

 

Психолого - педагогический консилиум. Специалисты службы участвуют в разработке и датировании единой стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения. Традиционно проводятся следующие ППК: «Готовность первоклассников к обучению в школе», «Уровень развития познавательной сферы ККО», «Готовность учащихся 4-х классов к обучению в среднем звене», «Результаты адаптационного периода учащихся 1, 5, 10-х классов», «Умственный профиль учащихся инновационных классов», «Результаты диагностического обследования профильных предпочтений учащихся 9-х классов».

Решения консилиума реализуются в индивидуальной работе педагогов, групповой и индивидуальной работе психологов и логопеда с детьми, консультировании педагогов и родителей.

Необходимым и важным является активное участие социальных педагогов в консилиумах, с целью раннего выявления детей «группы риска» и проведению профилактической работы с ребенком и семьей.

Коррекционная и развивающая деятельность

Психокоррекционная деятельность направлена на решение в процессе развития проблем обучения, речевых дефектов, поведения или психологического самочувствия.

Развивающая деятельность ориентирована на создание социально - психологических условий для целостногопсихологического развития школьников. Комплекс рабочих программ утверждается директором и научно - методическим советом школы.

 

Программы СПС: Педагоги - психологи:

Начальное звено: Локалова Н. «Психология развития», Шевлякова И. «Посмотри внимательно на мир». Ануфриев А.Ф. «Как преодолеть трудности в обучении», Пилипко Н. «Здравствуй школа», Битянова М. «Профессия школьник».

Среднее звено: Родионов В., Ступницкая М «Я и Мы», Дубровина И. «Уроки общения для младших подростков», Хухлаева О «Психологическое здоровье подростков», Битянова М.Р «Развитие проектного мышления».

Старшее звено: Резапкина Н. «Я и моя профессия», Дубровина «Тренинги жизненных умений и личностного роста», Лубовской Д.В. «Программа развития мотивов межличностных отношений у подростков».

Педагогический коллектив: Ефимова Н.С «Интеллектуальная гибкость учителя», Митина «Моя профессиональная позиция», «Психологическое сопровождение процедуры аттестации педагогов» Социальные педагоги: «Рука в руке», Анохина Т.В, Савченко Е. «Мир во мне», «Если вместе», «Круг общения».

Учитель - логопед: Ефименко Л.Н, Садовникова И.Н «Коррекция устной и письменной речи». КРР проводится - индивидуально (дети«гр. риска»); - с группой («ЗПР», «Дезадаптированные учащиеся», члены клуба «Поиск», «гр. риска»); - с классом.

Результативность КРР психолога в начальной школе прослеживается в активизации процесса адаптации, развитии мышления, эмоционально - волевой сферы, развитии сферы межличностных отношений; в основной школе - в обучении навыкам саморегуляции, коммуникативной культуры, коррекции межличностных отношений детей «группы риска», развитии познавательной сферы, активизации процесса профессионального выбора. Результативность работы социальных педагогов прослеживается в предупреждении и снижении количества асоциального поведения среди подростков, правонарушений, в обеспечении детейинформацией по вопросам правовой культуры, гражданской ответственности. Результативность педагога - логопеда через уменьшение в логопункте количества учащихся с речевыми нарушениями.

Таким образом, специалисты службы активно воздействуют на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка, обеспечивая соответствие развитию возрастным нормам. Особое внимание уделяется преодолению отклонений в развитии, нарушений в учении и поведении.

Консультативная деятельность. Основные проблемы, с которыми обращаются учащиеся: взаимоотношения со сверстниками, со взрослыми, с педагогами, конфликтные ситуации и др. Увеличилось число обращений педагогов к специалистам СПС. Основные проблемы: нежелание и неумение детей учиться, неэффективность собственных педагогических воздействий, конфликтные отношения «ученик - ученик», «ученик - учитель», подготовка к родительским собраниям, самообразование, аттестация, поведенческие проблемы учеников, связь с семьей учащегося. Родители: трудности в обучении, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, взаимоотношения «ребенок - взрослый», конфликты, нарушения социальных норм. Специалистами службы оказывается квалифицированная консультативная помощь.

Посещение уроков позволяет специалистам службы изучить адаптацию к обучению учащихся 1, 5, 10-х кл; отслеживать речевое и интеллектуальное развитие учащихся; наблюдать за детьми «группы риска»; оказывать помощь педагогам в период аттестации, молодым специалистам. Психологическое сопровождение осуществляется педагогическими средствами, через педагога и традиционные формы учебного и воспитательного взаимодействия. Педагог оказывается соратником психолога в разработке стратегии сопровождения каждого ребенка, основным ее реализатором. Психолог помогает педагогу «настроить» процесс обучения и общения конкретных учеников.

Специалисты службы участвуют в реализации школьных программ: Программа развития школы, Программа развития воспитания «Кедр», «Здоровье и образование», Программа «Рука в руке», «Свод», программа работы с родителями, «Я - пятиклассник», «Шаг навстречу» и др. подпрограммы.

Достижения школьной СП службы:

Создана НПБ; МТД;

Разработаны программы по коррекции и развитию учащихся на разных возрастных этапах

Участие в исследовательской деятельности и успешная защита исследовательских работ «Кризис родительского авторитета», «Учитель глазами родителей, учащихся, педагогов»

Выпуск газеты СП службы «Психологический вестник» (2 номера, 2004-05 уч.г); в электронном варианте (2005-06 уч.г);

Разработаны методические рекомендации - сборники: «Методические рекомендации по психологическому сопровождению первоклассников в адаптационный период», «Методические рекомендации по психологическому сопровождению пятиклассников в адаптационный период», «Психодиагностический инструментарий по отбору учащихся в профильные классы», «Психологическая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении»;

Успешно защищена на Всероссийском форуме психологов образования авторская прогрв «Психологическое сопровождение процедуры аттестации педагогов», выпущен методический сборник. Данная программа опубликована в газете «Школьный психолог» 2006г;

Традиционное проведение Недели школьной психологии (2005-06, 2006-07 уч.г), по выпущены методические рекомендации;

Успешное участие в районном и окружном конкурсе «Сердце отдаю детям»;

* Повышение уровня профессионализма кадров службы. Перспективы развития службы: Включение в деятельность службы трех направлений:

1) Психологическое обеспечение развивающего компонента образования, предполагает

мониторинг образовательной среды и развития обучающихся (разработка психолого -педагогического мониторинга индивидуальности);

проектирование образовательной среды (традиционное проведение недели школьной психологии, недели профориентации для учащихся 8-10 кл., недели психологического здоровья педагогов, психологической олимпиады);

психологическая экспертиза индивидуального маршрута обучающегося.

Психологическая помощь участникам образовательного процесса, сопровождение а процессе решения задач образования и развития. Традиционные виды деяте." специалистов.

Совершенствование самой службы как организационной системы и профессионал развитие специалистов.

Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения осуществляем.: интересах человека, общества и государства, а, значит, самые последние дос психологической науки ставятся на службу образовательной практике. Любой человек в стране, независимо от уровня и особенностей развития и подготовки, имеет право полу образование, основными принципами которого являются гуманистический характер, при-общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, высокопрофессиональной психологической службы обеспечение этих принципов государств политики, а также реализация многих федеральных и региональных и муниципальных программ области образования невозможны.

Литература:

1. Битянова М.Р Организация психологической работы в школе. М., 2000

Выготский Л.С Исторический смысл психологического кризиса. - В кн.: Выготский Л.С. с/с: соч. в 6-ти томах. М., 1982.Т.1

Гильбух Ю.З. Учитель и психологическая служба школы. Киев, 1993.

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993.

Рабочая книга школьного психологаУ/Под.ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пример 4. | Ответами к заданиям 2-15 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.