Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика литературного процесса XХ века 4 страница






Пародия и интеллектуально-эстетическая провокация в романах Энтони Берджесса. «Заводной апельсин» как антиутопия. Эстетические, социальные, психологические, теологические аспекты содержания. Темы юности, жестокости, красоты, насилия и музыки. Ироническое отражение мифов массового сознания («молодежная преступность», «советская угроза») и стереотипов мышления интеллектуалов (музыкальный миф, «контркультура»). Языковая фантастика Берджесса. «Консервативное» и «постмодернистское» в его творчестве.

«Постмодернизм» и лоуренсовская традиция в романах Джона Фаулза. «Коллекционер». Замысел книги. Герои – Клегг и Миранда – в контексте шекспировской «Бури». Проблема творческого и нетворческого отношения к жизни. Вопросы искусства в повести «Башня из черного дерева». Анализ психологических основ авангардистского и модернистского искусства. Идея проблематичности художественного языка, одновременно скрывающего и раскрывающего личность художника. Тема «страха» человека перед самим собой и антивикторианский пафос книги. «Британское» и «небританское» в творческом сознании писателя: интерес к чуждым культурным мирам (кельтскому, французскому, романскому, средиземноморскому, античному). Критический анализ викторианской культуры в романе «Женщина французского лейтенанта». Осуждение морального догматизма и релятивизма. Игра с сюжетом. Сюжетная структура романа «Волхв» («Маг»). Реальное и ирреальное в сюжете. Шекспировский контекст. «Поиски своего Я» и «бегство от себя» в сюжете романа. Либерально-гуманистический пафос Фаулза. Особенности его писательской манеры. Художественный образ и его умышленно-рациональное содержание.

Литература

Аллен У. Традиция и мечта: критический обзор английской и американской прозы с 20-х годов до сегодняшнего дня. М., 1970.

Английская литература. 1945–1980. М., 1987.

Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы. М., 1975.

История зарубежной литературы ХХ века / Под ред. Л. Г. Михайловой, Я. Н. Засурского. М., 2003.

Филюшкина С. Н. Современный английский роман. Воронеж, 1988.

Голдинг

Аникин Г. В. Философско-аллегорический роман Голдинга //Аникин Г. В. Современный английский роман. Свердловск, 1971

Елистратова А. А. Уильям Голдинг и его роман «Шпиль»// Иностр. лит., 1968. № 10.

Ивашева В. В. В споре о человеке //Ивашева В. В. Эпистолярные диалоги. М., 1983.

Ивашева В. В. Патриарх из Солсбери // Ивашева В. В. Английские диалоги. М., 1971.

Ивашева В. В. Роман с философской тенденцией //Ивашева В. В. Что сохраняет время: Литература Великобритании 1945–1977. М., 1979

Кошелев С. Тенденции реализма и модернизма в романе У. Голдинга «Повелитель мух» // Проблемы метода и жанра в зарубежных литературах. Свердловск, 1982.

Скороденко В. [Предисл.] //Голдинг У. Шпиль и др. М., 1981.

Фаулз Дж. Голдинг и «Голдинг» // Фаулз Дж. Кротовые норы. М., 2002.

Джон Фаулз

Затонский Д. В. Модернизм и постмодернизм. Харьков, 2000.

Ивашева В. В. Литературное исследование глубин человеческой психики // Ивашева В. В. Что сохраняет время: Литература Великобритании 1945 – 1977. М., 1979

Красавченко Т. Н. Реальность, традиции, вымысел в современном английском романе // Современный роман. Опыт исследования. М., 1990.

Саруханян А. П. Роман среды и характера // Новые художественные тенденции в развитии реализма на Западе, 70-е годы. М., 1982.

Фаулз Дж. Аристос. М., 2003.

Фаулз Дж. Кротовые норы. М., 2002.

Энтони Берджесс

Дорошевич А. Энтони Берджесс: цена свободы // Иностр. лит., 1991. № 12.

Ивашева В. В тисках кризиса. Литература Великобритании последних лет // За и против человека. Идейно-эстетическая борьба в культуре Запада 70-х гг. М., 1980.

 

Тема 21. Новая латиноамериканская проза

Особенности развития литератур Латинской Америки ХХ века. Культурно-исторический фон, синтез традиций в латиноамериканском искусстве. Виднейшие представители латиноамериканской прозы.

Европа и Аргентина в жизни и творчестве Хулио Кортасара. Важнейшие литературные влияния. Борхес и Кортасар. Философские основы поэтики Кортасара. Важнейшие мотивы ранней прозы (двойничество, «другая жизнь», смещение границ жизни и искусства, рационального и иррационального). Фантастика и реальность в творчестве Кортасара, метафоричность художественного языка, отсутствие «разгадок», попытка создания неинтерпретируемой прозы. Отражение в творчестве 1950–1970-х годов интереса к молодежному движению, контркультуре, революционным идеологиям. Тема «предателя и героя» в повести «Преследователь». «Игровое» и «серьезное» в романах «Игра в классики» и «62. Модель для сборки». Структура повествования, формы выражения авторской позиции. Языковая фантастика в «Игре в бисер».

История и миф в творчестве Габриэля Гарсиа Маркеса. Магический реализм: национально-фольклорные и литературные основы искусства Маркеса. Монументальность замысла романа «Сто лет одиночества». Манера повествования, характер соединения фантастического и реального в романе; мифопоэтическое мышление дикаря и ребенка. Поэтика времени и пространства. Титанизм и инфантилизм героев книги; диалектика одиночества и насилия. Историзм Маркеса. Образ автора. Аспекты осмысления сюжета книги; «Сто лет одиночества» как роман воспитания, как выражение «личного мифа» самого Маркеса, как книга о становлении художественного языка и как метафорический образ исторического пути Латинской Америки. Ирония и лиризм в произведениях Маркеса. «Осень патриарха». Языковая манера романа, амбивалентность образа диктатора. Мифологическое и историческое в книге. Ироническое снятие мифа в романе «Хроника объявленной смерти».

Литература

Гугнин А. А. Магический реализм в контексте литературы и искусства ХХ века: Феномен и некоторые пути его осмысления. М., 1998.

История зарубежной литературы ХХ века / Под ред. Л. Г. Михайловой, Я. Н. Засурского. М., 2003.

Карпентьер А. Мы искали и нашли себя / Сост. и предисл. В. Земскова. М., 1984.

Кофман А. Ф. Проблема магического реализма в латиноамериканском романе // Современный роман. Опыт исследования. М., 1990.

Кутейщикова В. Н., Осповат Л. С. Новый латиноамериканский роман. 1950–1960-е годы. М., 1983.

Мамонтов С. П. Испаноязычная литература стран Латинской Америки: ХХ век. М., 1983.

Писатели Латинской Америки о литературе. М., 1982.

Тертерян И. А. Человек мифотворящий. М., 1988.

Художественное своеобразие литератур Латинской Америки. М., 1976.

Эпштейн М. Н. Между мифом и реальностью: Об уроках латиноамериканской литературы // Эпштейн М. Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX–ХХ веков. М., 1988.

Хулио Кортасар

Багно Вс. Хулио Кортасар, или правила игры с классиком // Кортасар. Собр. соч. В 4 т. СПБ. 1992. Т. 1.

Брагинская Э. [Предисл.] // Кортасар. Другое небо. М., 1971.

Дубин Б. На полях письма. Заметки о стратегиях мысли и слова в ХХ веке. М., 2005.

Кофман А. Ф. Возвращение к истокам // Кортасар. Собр. соч. В 4 т. СПБ. 1992. Т. 4.

Литературный гид: Кортасар, или самый великий хроноп // Иностр. лит. 2001. № 6.

Осповат Л. [Предисл.] // Кортасар. Выигрыши. М., 1976.

Тертерян И. А. [Предисл.] // Кортасар. Игра в классики. М., 1986.

Тертерян И. А. Главный роман Хулио Кортасара // Кортасар. Собр. соч. В 4 т. СПБ. 1992. Т. 2.

Тертерян И. А. Новейший парадоксалист // Иностр. лит., 1974. № 7.

Тертерян И. А. Хулио Кортасар: игра взаправду // Кортасар. Собр. соч. В 4 т. СПБ. 1992. Т. 3.

Габриэль Гарсия Маркес

Аннинский Л. Феномен Гарсиа Маркеса // Лат. Америка. 1987. № 8.

Гирин Ю. «Сто лет одиночества» 35 лет спустя // Вопр. лит. 2004. № 1.

Гусев В. И. Жестокое бесстрашие Маркеса // Гусев В. И. Рождение стиля. М., 1984.

Затонский Д. В. Эпос истинный и неистинный // Затонский Д. В. В наше время. М., 1979

Земсков В. Б. Габриэль Гарсия Маркес. М., 1986.

Кондратьев А. Г. Притча и символ в структуре романа «Осень патриарха» Габриэля Гарсиа Маркеса // Проблемы метода и жанра. Вып. 13. Томск, 1986.

Огнева Е. В. Проза Латинской Америки: от Борхеса к Варгасу Льосе // Зарубежная литература XX века: Учеб. пособие /Под ред. В. М. Толмачева. М., 2003

Петровский И. М. По направлению к поэтике: Г. Г. Маркес в зарубежном литературоведении // Вопросы лит. 1987. № 7.

Петровский И. М. Проблемы поэтики Габриэля Гарсия Маркеса // Актуальные проблемы зарубежной литературы ХХ века. М., 1989.

 

Тема 22. Основные черты литературной современности. 1980–2000-е годы как современность и как историко-литературный период.

Методологические проблемы историко-литературного изучения современной литературы. Проблема определения границ литературного периода. Культурно-исторический и политический контекст, отражение в литературе важнейших исторических событий рубежа ХХ и ХХI веков. Идеи времени. Концепции постмодернизма, постструктурализма, деконструкции и их демократические версии: феминизм, постколониальность, мультикультурализм, постколониальность. Формы взаимодействия литературы с идеологией: рефлексия, тематизация, превращение идеологического концепта в порождающий принцип формы.

Современная женская литература. Важнейшие имена. Идеология феминизма и феминистское литературоведение. Философские и методологические основы феминистского литературоведения. Вопросы суверенности женского сознания, женского чтения, женского письма. Феминистская критика и женская литература.

Становление теории постколониальности. Исторический и политический контекст. Проблема неевропейского сознания и цель преодоления культурного европоцентризма. Постколониальность и мультикультурализм. Условность термина, применение критического аппарата постколониальной критике к неколониальной проблематике. «Постколониальное» и «постимперское».

Умберто Эко. Место Умберто Эко в современной литературной и культурной ситуации. Личность и биография. Научная, журналистская и литературная деятельность. Проблема самоопределения интеллектуала между позициями апокалиптиков и интегратов. Значение романа «Имя розы» для оформления концепции постмодернизма. Сюжет романа «Имя розы». Историзм и пародия в романе. Актуальная политическая и философская проблематика ХХ века и ее ироническое снятие в романе Эко. «Заметки на полях Имени розы» – ответ критикам и манифест. Вопрос о постмодернизме в трактовке Эко. Изменения в позиции Эко в 1980–1990-е годы («Интерпретация и чрезмерная интерпретация», «Маятник Фуко»).

Проблемы искусства в современной литературе. Образ художника в романтической, декадентской и модернистской версиях и их адаптация в современной литературе. Проблема взаимной ответственности – безответственности художника, общества и истории. Десублимация и десакрализация искусства в аналитических практиках ХХ века. Романтические мифы о художнике и положение писателя в современном мире.

Проблемы искусства в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер». Интертекстуальный фон книги и его значение. Проблема авторской позиции. Искусство и ремесло. Проблема интегрции зла в процессе создания художественного целого в романе Зюскинда.

Литература

Генис А. Вавилонская башня: Искусство настоящего времени // Иностр. лит. 1996. № 9.

Умберто Эко

Бахмутский В. Я. Исторический роман и детектив // Бахмутский В. Я. В поисках утраченного. М., 1994.

Гаспаров М. Л. Стиль поломанной стилизации: о переводе романа У. Эко «Баудолино» // Новое лит. обозрение. 2004. № 70.

История итальянской литературы XIX–XX веков. М., 1990.

Каневская М. Семиотическая значимость зеркального отображения: Умберто Эко и Владимир Набоков // Новое лит. обозрение. 2003. № 60.

Кротков А. Маятник и роза // Юность. 1997. № 3.

Кузнецов С. Ученики чародеев в ожидании откровения // Знамя. 1996. №1.

Лучинский Ю. В. Эко // История зарубежной литературы ХХ века / Под ред. Л. Г. Михайловой, Я. Н. Засурского. М., 2003.

Маятник Фуко – Маятник Эко: Отзывы итальянских критиков на роман Маятник Фуко // Иностр. лит. 1989. №10.

Мерцалова Е. А. К вопросу о времени и пространстве в романе Умберто Эко «Имя розы» // Вопросы взаимовлияния литератур. Н. Новгород, 1997.

Ребеккини Д. Умберто Эко на рубеже веков: от теории к практике (Звезды итальянского интеллектуального небосклона. 1) (пер. с итал. М. Велижева) // Новое лит. обозрение. 2006. № 80.

Рейнгольд С. Отравить монаха, или Человеческие ценности по Умберто Эко // Иностр. лит. 1994, № 4.

Тамми П. Тени различий: «Бледный огонь» и «Маятник Фуко» // Новое лит. обозрение. № 19 (1996).

Патрик Зюскинд

Вилисова Т. Г. Роман Патрика Зюскинда «Парфюмер». История одного убийства: сюжет, герой, традиции // Традиции и взаимодействия в зарубежных литературах. Пермь, 1999.

Гладилин Н. В. Кукловоды и куклы: «Сценичность бытия» в произведениях Э. Т. А. Гофмана и П. Зюскинда // Вестн. Лит. института им. А. М. Горького. М., 2000. № 1.

Дарк О. Художник и его натурщицы // Лит. обозрение. 1993. №7/8.

Затонский Д. В. Модернизм и постмодернизм. Харьков, 2000.

Зверев А. Преступления страсти // Иностр. лит., 2001, № 7.

Кротков А. «Приимите, ядите: сие есть тело мое…» // Юность. 1998. №5.

Риндисбахер Х. Д. От запаха к слову в романе П. Зюскинда «Парфюмер» // Новое лит. обозрение. М., 2000. № 43.

Рудницкий М. [Рецензия] // Диапазон. 1992. № 2/3. Рец. на кн.: П.Зюскинд. «Die Geschihte von Herrn Sommer».

Якимович А. К. Пансион мадам Гайяр, или Безумие разума: Проблема тоталитаризма в конце ХХ века // Иностр. лит. 1992. № 4.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.