Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие менеджмента в России.






В начале 20 в РФ была аграрным государством. Производительность труда в РФ была ниже, чем в США в 15 раз, а численность населения в 2 раза выше. Уровень организации производства был низким. Преобладал ручной неквалифицированный труд. Ненормированный рабочий день. Дешевая рабочая сила. Отсутствие нормальных условий труда и техники безопасности.

Ситуация меняется. С 1913 в РФ начинает издаваться журнал «Фабрично-заводское дело», посвященный Тейлору и его школе научного менеджмента.

С популяризацией идей Тейлора в РФ ученые разбились на 2 лагеря – сторонники и противники Тейлора. Противники – социалисты, большевики. Они считали, что в России внедрение научной организации труда Тейлора будет полезно только капиталистам. Они считали, что работа с прохладцей – это оправданные методы борьбы рабочих с предпринимателем.

Наиболее яркую позицию с антитейлоризмом выразил Ленин в своей работе «Система Тэйлора – порабощение человека машиной». Потом, после революции, он изменил свое мнение.

До революции сформировался лагерь Тэйлористов – Поляков, Соровский, Железнов. Они считали систему Тейлора символом научного прогресса и процветания РФ, борьбы с бескультурьем.

20 г 20 в – самый плодотворный этап в развитии отечественной науки управления.

Богданов Александр. В 1912 году вышла основная книга по вопросам управления: «Тектология или всеобщая организационная наука». Тектологией Богданов назвал учение об организационном строительстве. Он пишет, что процесс организации – основа жизнедеятельности. «Я организован – значит, я существую». В этой же работе он сформулировал закон наименьших: надо начинать лечить предприятие с самого слабого звена, а только затем поднимать другие подразделения. То же самое и с людьми.

Сформулировал понятие управляющая и управляемая система. Формирует основные принципы и законы действующие повсеместно. В органике, в экономики, техники и тп.

Богданов высказал идею о необходимости системного подхода к управлению. Дал понятия системы и её элементов. Выделил 3 типа организации:

-организационные

-дезорганизационные

-нейтральные.

Основными организационными механизмами являются формирующий механизм и регулирующий.

Регулирующий: наилучшее сочетание элементов организации. Сюда относится отбор элементов, обеспечение их эффективности, организация.

Организация вещей приоритетнее чем организация люде и идей предприятия. Везде техника- основа развития идей экономики. Он также сформулировал закон наименьших.: прочность всей хозяйственной цепи определяется наименее слабым её звеном.

Система сетевого планирования была создана на основе закона наименьших. Согласно закону- систему нужно совершенствовать со слабых звеньев.

Противоположный подход – методология пустого и твердого: все, что нас окружает, можно разделить через пустое можно пройти, на твердое можно опереться: дверь – стена. Неисправный а/м – пустое, собрали по инструкции что-то и оно не работает, инструкция – пустое. Согласно этой методологии: сумма пустого и твердого – пустое. Сотруднику все объяснили, научили, а он ничего не сделал – он – пустое.

Ерманский. Автор индустриальной утопии. Он придавал решающее значение процветанию общества путем механизации и автоматизации труда. Скоро будут работать только механизмы, автоматы, а человек будет ими управлять.

Алексей Гастьев руководил центральным институтом труда, целью которого было внедрение трудов Тэйлора. Гастьев создал науку соц.инженерия – объединяет социологию, педагогику, теорию управления.Трудовая культура по Гастьеву начинается с привыкания к стабильному темпу труда. Соц.инженерия включает 3 стадии для рабочих, с которых начинается день: общая гимнастика, имитация работы, настоящая работа. Гимнастика нужна чтобы привести себя в работоспособное состояние. Имитация – для отработки автоматизма движения. Для руководителей соц. Инженерия включает полугодовой обучающий срок, в ходе которого составлялся психологический портрет управляющего. Исходный этап обучения руководителя любого – исполнительская работа (через все этапы надо пройти – уборщик, официант). Второй этап: организационно-распределительная деятельность – организация, планирование труда, распределение полномочий. Один из инструментов обучения по Гастьеву – Хронокарта – документ, в котором отражен бюджет времени каждого работника. Гастьев предлагает использовать эту карту не только в производстве, но и в быту. Надо учитывать все затраты времени (включая на сон, питание..). это способствует планированию жизни. Внедрением научной организации труда на предприятии должны заниматься инструкторы. Они разрабатывают проекты, анализируют трудовые процессы, хронометрируют и внедряют. В отличие от Тейлора, у которого инструктор все определяет, Гастьев делегировал рабочим большие полномочия. Они решали многие вопросы о внедрении научного труда в производство

Федор Романович Дунаевский(административная школа). Выдвинул 3 этапа управления: инициация – создание организационной структуры управления и налаживание первых шагов ее работы; ординация – включает процесс от начала работы до нормального функционирования предприятия; администрация – доведение эффективности управления и работы до максимального уровня. Это жизненный цикл организации (без банкротства и ликвидации).

Разработал «Теорию Распоряжения». В ней он выявил причины не исполнения распоряжения, Эффективные способы передачи распоряжения, контроль за их выполнением.

С середины 20 годов 20 века советская промышленность имела проблемы: снижение качества продукции. Падение трудовой дисциплины, простоев оборудования. В связи с этим он выделил 2 пути: ободряющий путь для руководителя – полезный, понятный работниками. Второй тип дисциплины – устрашающая – бюрократический, строгий вид дисциплины. Его причина – бессилие и некомпетентность руководителя.

 

4 этапа развития теории практики управления в СССР:

- 20е г 20 в – новый этап экономической политики и ее завершения. Этап поиска новых форм и методов управления.

- 30-50 г 20 в – формирование жесткой централизованной модели управления народным хозяйством. Главная задача – индустриализация, электрофикация народного хозяйства, укрепление обороноспособности, усиление командно-административных методов управления.

- 60-70 г – проведение экономических реформ, направленные на совершенствование социалистической экономики.

Первая реформа проведена Хрущевым в феврале 1957. Цель – перестройка управления по территориальному принципу, ликвидация отраслевых министерств и ведомств, создание совнархозов. Все они подчинялись высшему совету народного хозяйства. Проблемы: децентрализация власти, предприятия стали делить на свои и чужие. Каждый регион старался быть саморентабельным. Преимущество – лучшее развитие регионов.

Реформа 1965 –цель: повышение самостоятельности предприятия, сокращение числа плановых показателей и рост заинтересованности предприятия. Основным показателем стал объём реализованной продукции. Прибыль признали показателем и часть её оставляли для предприятия по 3м основным фондам: материального поощрения, социально-культурных мероприятий (жилищная проблема, дома отдыха, санатории), развития производства (цеха, оборудование). Результат реформы: национальный доход вырос на 41%, ВВП вырос на 42%. государственное, централизованное ценообразование, предприятия перестали производить убыточную продукцию (из-за централизации ценообразования), вырос дефицит, исчез дешевый ассортимент, упала дисциплина выполнения плана.

Третья реформа 1979. Решили оценивать работу предприятия объемом чистой продукции (реальный доход) = реализованная продукция – закупочные товары. На основании этого показателя стали формировать отчисления в фонды, формирование штатного расписания, производительность труда. Для того чтоб избежать повторного учета. Эта реформа не привела к значительным изменением. Потому что планирование, централизованное ценообразование осталось, тотальное незаинтересованность, низкое качество, дефицит, бюрократизм остались. эта реформа на решала основных проблем социалистической экономики: 1)гос ценообразование, 2)гос. планирование, 3)монополия на внешнюю торговлю. 4) целевое распределение продукции.

В 1986 Горбачев объявил о перестройке. Появились производственные кооперативы, государственные предприятия были переведены на хозяйственные расчеты. Переход к рыночной экономике начался в 1992 году. Это привело к радикальным экономическим реформам.

Отличия управления в социалистической и рыночной экономиках. В социалистической роль менеджера ограничена. Он отвечает только за выполнение плана, управление производством и персоналом, а государство берет на себя функции планирования, ценообразования и принимает на себя все хозяйственные риски.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.