Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Феном сознания, его типы




Представление о сознании возникло в философии, является одним из ее основных понятий и означает высший уровень психической активности человека как социального существа. По замечанию Д. Деннетта, человеческое сознание - одна из последних тайн.
Вплоть до Нового времени сознание отождествляли с психикой в целом; Рене Декартом (1596-1650) оно трактовалось как созерцание субъектом содержания собственного внутреннего мира. Такое понимание обусловило первые (конец XIX века) собственно психологические определения сознания как потока феноменально данных переживаний и мыслей (Уильям Джемс (1842-1910), Эдвард Титченер (1867-1927)), а также метод его изучения - систематическое самонаблюдение (интроспекцию), направленное на выделение элементов сознания - ощущений, образов и аффектов.
Представление о бессознательном как совокупности психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта, в философии было впервые сформулировано в XVIII веке Готфридом Вильгельмом Лейбницем (1646-1716). В XIX веке бессознательное становится предметом психологических исследований (И.Ф. Герберт, Густав Теодор Фехнер (1801-1887), Вильгельм Вундт (1832-1920)). Новый стимул для его изучения дали работы 3. Фрейда в области психопатологии в конце XIX века. Согласно его концепции, бессознательное как психическое содержание, не присутствующее в сознании, оказывает на последнее значительное влияние. Таким образом, к началу XX века сложилось представление о двух уровнях психического, сознательном и бессознательном, а их изучение получило различное развитие в отдельных направлениях психологии.
В советской психологии сознание являлось одним из ключевых понятий. В теории С.Л. Рубинштейна в становлении сознания субъекта наряду со взаимодействием с природной реальностью акцентировалась роль социального взаимодействия, прежде всего общения. В теории деятельности А.Н. Леонтьева порождение, функционирование и развитие сознания рассматривались как производные структуры задач и условий чувственно-предметной деятельности субъекта.
В западной психологической науке с начала XX века и на протяжении многих десятилетий сознание и бессознательное исследовались в рамках двух различных методологических подходов, сформулированных Вильгельмом Дильтеем (1833-1911), понимающей и объяснительной психологии. Парадигмальное разнообразие сохраняется и в современной психологии. В рамках понимающей психологии сознание рассматривается как феноменальная данность, как понимаемая в переживании внутренняя реальность, подразделяемая на представления, образы и волевые действия; их целостность обусловлена имманентно присущими сознанию и непосредственно переживаемыми связями между разрозненными впечатлениями. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
В современной психологии, несмотря на разделяемое всеми понимание феномена сознания, определения типов сознания расходятся. Так, Э. Тулвинг различает:

  • простое осознание внешних раздражителей;
  • осознание символических репрезентаций окружающего;
  • осознание себя и личностного опыта, протяженного во времени. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Г.В. Фартинг предложил различать первичное сознание - простое перцептивное осознание внешних и внутренних раздражителей - и рефлексивное сознание - осмысление собственных сознательных переживаний. Разнообразие определений, скорее, способствует исследованию различных аспектов феномена сознания - как эпифеномена и как интенциональной и регулирующей действия ментальной структуры. (См. дополнительный иллюстративный материал.)


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.