Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Три истока ДМД






Метод ДМД родился 10 лет назад. Появлению на свет этой практики существовали три базовые предпосылки.

Первая предпосылка носила личный характер и касался «кризиса развития». Автор книги к 1999 году 9 лет практиковал процессы связного дыхания как метод эмпирического исследования психической реальности. Метод начал давать сбои. Как бы я ни старался, как бы ни изощрялся, какие бы благоприятные условия я не создавал для прохождения процесса (идеальное пространство энергии большой мужской сибирской группы на третий день тренинга). Мне все чаще вспоминались слова Сергея Всехсвятского (одного из самых мощных лидеров дыхательных психотехник начала 90-ых годов) «Я исчерпал возможности связного дыхания»…

Процесс в стиле континуум на базе Синеморье (в Западной Сибири) окончательно выбил меня из дыхательного процесса. Уже в начале процесса мое Эго строго предупредило меня: «Что ты лежишь тут и дышишь, будто не знаешь, что хочешь в жизни – денег и славы…»

На все мои попытки уговорить свое самосознание, что все не так, и дышу я для высшей интеграции, постичь хочу дух свой и истину, Эго было непреклонно. Мне пришлось согласиться. Я встал и подумал, зачем мне эти расширенные состояния. Они уже ни чему, раз личность и воля знают предельно четко свои цели и желания.

Только через полгода я рискнул еще раз войти в дыхательный процесс. Это было на Волге под Набережными Челнами. В группе были студенты и преподаватели местного Института управления. На четвертый день тренинга «Холотропная Вселенная» я поддался соблазну подышать, заразившись молодым энтузиазмом группы.

Как сегодня помню этот процесс. Лег. Свернулся калачиком. Впал затем в какое–то состояние полдремы полузабытья. Опомнился через неопределенный временной промежуток, но дышать было лень. Я пригрелся на теплых матрацах, которыми был устлан пол в зале. Затем отследил, что уже дышу связно, но очень мягко, как сытый спящий зверь. Не выходя из просоночного состояния, постепенно углубил дыхание. И тут было двое: тот, кто дышал и постепенно вливался в дыхание с какими то уже достаточно странными телодвижениями, и другой, который с некоторой ленцой воспринимал, что происходит, без всякого контролирующего действия. Это отпускание контроля оказалось решающим в процессе, и тот, кто наблюдал, через некоторое время был сперва чистым восприятием, а затем ему стало очень любопытно искупаться в едином потоке движения, энергии и дыхания.

Через минут десять воспринимающий нашел себя где-то глубоко под грязным и пыльным матрацем, но даже в этой ситуации проявил только любопытство по поводу того, что же будет происходить дальше.

Из колонок звучал «Zoology» Jean Michel Jarre. За несколько секунд промелькнул ассоциативный фрагмент прощания со своим привычным Я во время давней холотропной сессии и затем в сознание наблюдателя влилось сознание парализованного Ленина в одиночестве.

Текли слюни и сопли по бороде и усам, которые не хотелось вытирать, лицо искривилось в непонятной гримасе. Дышалось рвано и тяжко, покуда на выдохе вдруг не вырвалось мычание. Мычалось безысходно, жутко, как одинокому псу в бескрайней степи, как скулит всеми покинутый щенок.

Сознание было ясно до прозрачности. Даже тени мыслей, которые обычно не замечаешь, были выпуклы и понятны. Взвешивая все прожитое, душу наполняло глубокое чувство вины и угрызения совести и кто-то внутри уверенно и исступленно шептал: «Все не так сделано и не так понято. Не это я хотел, не то, не так…»

Это была молитва покаяния, очищения, за которой наступала ясность, предел понимания, как и что делать, истина как на ладони, будущее страны как на заре простор…

Но был паралич и уже никому ничего сказать не было возможности.

Никто не поймет твое мычание.

И в этот момент я завыл протяжно и пронзительно и страшно в беспредельной тоске, как голодный, одинокий волк в снежной пустыне перед смертью.

Затем все успокоилось и затихло. Уже Ленина не было и в помине.

Но осталась тихая тоска и чувство одиночества.

Я вдруг понял, что и меня никто не поймет до конца.

Без всякого паралича.

И я мычу и жажду, чтобы меня поняли и приняли.

И все мычат и воют.

Все 7 миллиардов людей в бесконечности пустыни своего одиночества, с кривыми гримасами боли непонимания и невозможности того, что тебя услышат.

Закончив процесс, я понял, что есть совершенно иная стратегия прохождения процесса связного дыхания, чем это принято в ребефинге, вайвейшн, свободном и холотропном дыханиях. Отшлифовав технологию я обозначил ее ДМД.

Вторая предпосылка была связана с моим хобби – музыкой. Занятие музыкой или увлечение музыкой многими понимается как игра на музыкальных инструментах и понимание музыкальной грамоты. К сожалению, все премудрости фуги и токкат, даже нотную грамоту я не освоил, что касается музыкальных инструментов, то пределом оказалось камлание на шаманском бубне и игра на камусе (варгане).

Что, наверное, достаточно смешно для специалистов, которые мастерски играют на скрипке, на пианино, саксофоне, баяне или флейте.

Мое хобби – слушать музыку и переживать. Я в студенческие годы вел дискотеки. Сейчас понимаю, что без знания английского языка многое перевирал даже в названиях групп, но любил музыку и танцевать. Этого было достаточно, чтобы дискотеки были многолюдны и веселы, хотя, вроде и качество музыки на жеваных магнитных лентах было невысокое, да и танцоры не обученные. Слушание телом и молодая энергия все делало совершенным.

Понимание роли музыки в психологической практике пришло в процессе написания курсовой и дипломной работы по функциональной музыке в университете. Хочется от души поблагодарить доцента Князева Михаила Михайловича за научное руководство и доцента Шарапова Евгения Полуэктовича, начальника лаборатории психологии на Ярославском заводе топливной аппаратуры за помощь в организации исследований.

Сейчас за плечами уже огромный опыт применения музыки на 550 тренингах личностного роста с участием более 16 тысяч человек, многомерные исследования влияния музыки на психику, сознание и личность в групповом пространстве. Именно этот опыт является второй предпосылкой для формирования ДМД.

Третью предпосылку можно обозначить естественно-научной. За 9 лет до реализации психотехнологии ДМД мы провели множество лабораторных и естественных экспериментов с применением различных методов связного дыхания, медитаций, направленных визуализаций, танцевально-двигательных практик и др.

Они нам позволили с большой уверенностью сформировать саму стратегию ДМД, усилить его эффективность при помощи различных упражнений.

 

1.1.2. Потребность человека в измененных состояниях сознания: постановка проблемы

По своей внутренней логике ДМД вобрал в себя все позитивные моменты вайвейшн, холотропного и Свободного дыхания.

На наш взгляд каждый человек, достигший зрелости, имеет определенный опыт переживания измененных состояний сознания. В жизни возникают обстоятельства, когда ИСС возникают спонтанно: угроза для жизни, клиническая смерть, интенсивные сексуальные переживания, тяжелые физические заболевания, стрессы, экстатические эмоциональные состояния, новый необычный опыт и так далее. В основном в такой спонтанности есть всегда постоянно присутствующий элемент – связное дыхание. Жизнь иногда заставляет наше сознание функционировать в необычных режимах. Мы думаем, что это она делает вполне обоснованно и в этом есть глубокий смысл. На основании накопленного опыта применения дыхательных техник мы можем рассматривать связное дыхание как естественную интегративную реакцию организма на стресс, на интенсивные, иногда шоковые эмоциональные и организмические переживания.

С другой стороны, двадцатилетний опыт исследования роли измененных состояний сознания в жизнедеятельности людей позволяет предположить, что у вида Homo sapiens существует базовая потребность в ИСС, не менее выраженная и определяющая поведение, чем секс, доминирование или потребность в принадлежности.

Способы удовлетворения этой потребности многообразны: алкоголь, наркотики, переедание, игровая зависимость, зависимость от экстрима.

За способами удовлетворения потребности в ИСС стоят глобальные социальные корпорации, следящие за дозированием, систематичностью, полнотой купирования потребности. Сами государственные системы зарабатывают огромный процент ВВП за счет удовлетворения этих потребностей. Оборот наркотиков и алкоголя, игорные дома приносят миллиардные доходы не только государству, но и не государственным корпорациям, которые наживаются потребностью в ИСС. Все возможные способы борьбы с социально-приемлемыми способами удовлетворения являются чистой демонстративной игрой, во многом борьба с наркотической зависимостью является фикцией, так как за счёт удовлетворения этой потребности «живут» целые страны и слои населения. При всём понимании деструктивности некоторых способов удовлетворения ИСС, укоренить их невозможно без эффективных замен другими способами. Одновременно с этим следует признать, что замена другими способами или невозможна, или не соответствует интересам социальных структур.

Вне сомнения, психотехники связного дыхания способны удовлетворять потребность человека в измененных состояниях сознания. Но в отличие от многих других способов, дыхание требует усилий, работы, организации и воспитания тонкости восприятия, мышления. Практика требует не только вложений воли, времени, энергии личности, но и мастерства, искусства, зрелости от психолога, ведущего дыхательную сессию.

Несмотря на это, мы надеемся, что практика ДМД найдет своих сторонников. При этом мы очень хорошо представляем, что клиенты, могущие вложить энергию в процесс изменения состояния сознания, все-таки достаточно редки. Легче и проще проглотить стакан водки, или уколоться дозой героина, или, на крайний случай, поиграть в рулетку. Тем не менее, внутренний опыт автора книги и опыт десятков тысяч процессов дыхания показывают, что такой способ удовлетворения потребности в измененных состояниях сознания намного плодотворнее и благодатнее.

Это обусловлено терапевтическими, трансформирующими и эволюционными возможностями необычных состояний сознания, которые индуцируются осознанным связным дыханием. Поскольку в этих состояниях психика человека проявляет спонтанную целительную деятельность, ДМД использует дополнительные техники наведения необычных состояний сознания: релаксацию, музыку, связное дыхание. Наиболее сильная техника вызывания необычных состояний сознания и активизирования психики – это, без сомнения, использование связного дыхания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.