Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самовозбуждение






У некоторых детей с нарушением развития наблюдается ряд повторяющихся стереотипных особенностей, таких как раскачивание, вращение, извивание, размахивание руками, пристальный взгляд, стук, вращение глазами и косоглазие. Мы называем такого рода поведение самовозбуждением (краткая форма от самостимулирующего поведения), так как складывается впечатление, что дети используют его, чтобы себя «стимулировать». Стимуляция может быть визуальной, слуховой или осязательной. Обычно это поведение повторяющееся и однообразное и может происходить ежедневно и длиться годами. Далее мы подытожим все, что в настоящее время известно о самовозбуждении:

1. Самостимуляторное поведение обратно пропорционально связано с числом и частотностью другого более социально приемлемого поведения. Если другие поведения имеют высокую частотность, частотность самостимуляторного поведения низкая. Очевидно ребенок «нуждается» в возбуждении, и если он не может достигнуть этого через приемлемое поведение, он начинает заниматься самовозбуждением. Из этого явствует, что есть потребность в стимуляции (возбуждении) и оно нужно для поддержания нервной системы. Раскачивание, пристальный взгляд и извивание, возможно, являются «пищей» для нервной системы; без них детская нервная система разрушается и атрофируется. В этом смысле самовозбуждающие поведения необходимы ребенку. Если вы не можете предложить ему более подходящего поведения, рассмотрите возможность позволить ему продолжать самовозбуждение.

2. Самостимулирующее поведение может использоваться как награда. Мы применяли его в качестве поощрения ребенка, как еду и воду. То есть можно позволить ребенку заниматься самостимуляцией (самовозбуждением) в течение 3-5 секунд в качестве поощрения за правильное выполнение какой-то задачи.

3. Самовозбуждение уменьшает или блокирует реактивность на внешнее возбуждение. То есть если ребенок на уроке занимается самовозбуждением, мала вероятность того, что он обратит внимание на учителя. Зачастую, вознаграждение, получаемое от самовозбуждения сильнее вознаграждения, предлагаемого учителем. Самостимуляция похожа на наркотик: с ними обеими трудно конкурировать. Таким образом, мы рекомендуем следующее: во время обучения учитель активно подавляет самовозбуждающее поведение ребенка. Например, если ребенок самовозбуждает себя, когда учитель с ним говорит (когда он [учитель] хочет, чтобы на него обратили внимание), он может физически его ограничить, громко сказать «Нет», а также использовать иные аверсивы для прекращения самовозбуждения (но при физическом сдерживании ребенка, таком как удержание его рук в спокойном положении, возникает проблема, так как контакт со стороны учителя может восприниматься как поощрение за самовозбуждение). То есть, ребенок может научиться самовозбуждать себя, чтобы учитель до него дотрагивался. Как только он прекращает самостимуляцию, учитель его за это вознаграждает («хорошо смотришь» и «хорошо слушаешь») и дает ему указание. Учитель может позволить ребенку самовозбуждение после того, как он повел себя правильно, в качестве вознаграждения за правильные действия.

4. Подавление одной формы самостимулирующего поведения может привести к увеличению другой, менее преобладающей формы самовозбуждения. Например, если ребенок много раскачивается, и такое раскачивание подавляется, на смену ему может прийти визуальное пристальное вглядывание. Если подавляется пристальное вглядывание, вместо него наступают напевание и хмыканье. В этом случае задача заключается в том, чтобы помочь ребенку развить форму самовозбуждения, которая создает минимальное препятствие для обучения и является более социально приемлемой, чем другие формы самовозбуждения. Например, напевание и хмыканье, как и пристальное разглядывание менее осуждаемы социально, чем прыжки вверх вниз и хлопанье руками и ногами. Необходимость в самостимулирующем поведении также может предоставить идеальную основу для формирования игры и занятий спортом. Эта возможность обсуждается далее.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.