Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-педагогическое консультирование семьи






Каждая конкретная проблема имеет свою специфику решения в процессе консультирования. Общим же показателем является непосредственное двустороннее целенаправленное общение консультанта - социального педагога с обратившейся за помощью семьей или ее членом.

Социально-педагогическое консультирование семьи может осуществляться на следующих концептуальных подходах: деятельность социального педагога можно обозначить как «помощь для самопомощи», а деятельность родителей - как процесс самоактуализации потенциальных возможностей семьи, каждого ее члена (Н. Пезешкиан, К. Роджерс).

Консультирование социального педагога по проблемам семьи имеет свои психолого-педагогические особенности: в основном оно направлено на проблемы детско-родительских отношений. Изучая процесс социально-педагогического консультирования семьи в условиях школы, детского сада, мы пришли к выводу, что в процессе его допускается ряд существенных недостатков, которые снижают его эффективность:

· стихийность, отсутствие системного подхода, принудительное консультирование семьи, а не на добровольных началах, незнание основ консультативной работы, частое использование действий интуитивного характера;

· невладение методами, приемами консультационной работы;

· использование в консультации тактики поучения, прямого воздействия, как на детей, так и на родителей;

· отсутствие гибкой тактики, основанной на восприятии семьи как системы;

· решение проблем ребенка без участия семьи или оказание помощи родителям без работы с детьми.

В Городском Центре социальной помощи семье и детям есть возможности для работы с семьёй как с системой.

В консультировании важно сосредоточить внимание на конкретной ситуации (проблеме) семьи, установке на нее каждого члена семьи и личностных ресурсах каждого члена семьи для решения общей проблемы.

Пример. Мама И. Г. обратилась к социальному педагогу с проблемой сложностей отношения дочери (5-й класс, 10, 5 лет) со сверстниками в классе. Девочка перешла в новую школу. Мама видела только эту проблему. В процессе консультирования выяснилось, что в семье очень сложная обстановка: мать развелась с отцом три года назад, дедушка и бабушка по линии матери живут вместе с ними и оказывают своё влияние на воспитание детей в семье. Сын, младший брат девочки, имеет отставание в развитии, начал говорить в четыре года. У нее с ним сложные отношения. В этот период в их трехкомнатную квартиру вселился и брат матери девочки (дядя) с женой и ребенком. Проблемные взаимоотношения в семье: скандалы, неприязнь друг к другу, упреки. Мать же не связывает всю эту социально-психологическую обстановку с состоянием ребенка.

В процессе работы с каждым членом семьи и всей семьей вместе проблема разрешилась. Была разработана программа коррекции семейных взаимоотношений, которая осуществлялась в течение полугодия. Девочка же одновременно посещала коррекционную группу для подростков по проблеме общения.

В результате проблема девочки разрешилась, сверстники стали с ней общаться, играть вместе, не отделяя её от коллектива. Семье помогли решить и многие проблемы социального характера, обстановка стала терпимее, межличностные отношения в семье в целом улучшились.

В. С. Торохтий считает, что социальный работник, социальный педагог (психолог, врач), осуществляющий консультирование, обязан четко представлять:

· в чем суть процесса, который возникает между семьей (членом семьи), оказавшейся в трудной ситуации и обращающейся за помощью, и человеком, ее оказывающим (социальным педагогом, социальным работником, психологом);

· каковы должны быть личностные черты, установки, знания и умения консультанта;

· какие резервы, внутренние силы клиента могут быть актуализированы в процессе консультирования;

· какие особенности налагает на процесс консультирования особая ситуация, сложившаяся в жизни семьи (ее членов);

· каковы те приемы и техники, которые могут быть сознательно использованы консультантом в процессе оказания помощи [58, с. 202].

Интересна и позиция консультанта. Л.С. Алексеева определяет позиции с точки зрения содержания действий консультанта и эмоционального тона этих действий. Они таковы:

· консультант-советчик: может давать прямые советы, информацию, этот процесс напоминает «семейную директиву» из семейной терапии;

· консультант-помощник: оказывает помощь в актуализации внутренних резервов, является толчком «помощи для самопомощи»;

· консультант-эксперт предлагает возможные варианты решений и помогает в выборе на основе его самоанализа [2, с. 83].

Большинство консультантов (как психологов, так и педагогов) считают, что первая позиция неприемлема в работе. Однако мы присоединяемся к российским коллегам, которые полагают, что совет иногда бывает единственно возможным вариантом решения проблемы” [2, с. 83].

Социально-педагогическое консультирование семьи, как и всякий процесс консультирования, предполагает глубокое знание специалистом

теоретических основ психологии и педагогики. Теоретические знания существенно помогают социальному педагогу работать с семьей целенаправленно, правильно выбирать методы и приемы консультирования и адекватно оценивать результаты собственных воздействий на семью.

Специальных исследований, посвященных теоретическим основам социально-педагогического консультирования, не обнаружено. Мы попытаемся на основании общих закономерностей педагогики, психологии, семьеведения вычленить основные теоретические положения, которые могут быть базовым основанием для социально-педагогического консультирования:

· гуманистическая теория К. Роджерса о непрерывном процессе формирования личности на протяжении жизненного пути;

· позитивная семейная психотерапия Н. Пезешкиана, которая основывается на том, что каждая нормальная личность обладает достаточными ресурсами для преодоления проблем, возникающих в семье, и что процесс личностного роста может быть возобновлен, продолжен в любых сложных ситуациях, даже таких, которые кажутся неразрешимыми;

· данные теории дополняет концепция о сенситивных и кризисных периодах развития личности, представленная в трудах Э. Эриксона и Л. С. Выготского;

· значимость приобретает и теория кризисных, экстремальных ситуаций в жизни человека (Д. Фонтенс, Е. Черепанова и др.). Они классифицируются на три группы: 1) непредвиденные сложные стрессовые ситуации (катастрофы, убийства, насилие, испуги); 2) стрессовые ситуации, связанные с социальной адаптацией и жизнью человека (поступление в учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школа), перевод с одного учреждения в другое, конфликты в детском саду и школе и др.; 3) стрессовая обстановка в семье (смерть близких, алкоголизм родителей, развод родителей, скандалы в семье и др.);

· теория социально-педагогической адаптации. Ее механизмы играют существенную роль при социально-педагогическом консультировании (А. В. Петровский). Согласно взглядам А. В. Петровского, определяющим фактором развития личности, как подростка, так и взрослого человека является тип отношений, который у него складывается с референтной группой или миром. В новой социальной среде любая личность проходит три фазы развития: адаптации (дезадаптации), интеграции (дезинтеграции), индивидуализации (дезиндивидуализации);

· необходимым теоретическим обоснованием служит и теория социальной ситуации развития Л. С. Выготского, «позволяющая нам определить и динамическое состояние его развития, учитывающее не только уже достигнутое, но и находящееся в процессе созревания» [17, с. 385];

· важно для социального педагога и представление о многоуровневой структуре общения, включающей эмоциональное выражение, убеждение, информирование.

Общение в консультировании играет особую роль, поскольку это основной инструмент социального педагога в процессе консультации. Общение выполняет и роль фактора стабилизации и мобилизации человека, семьи в целом в процессе трудной ситуации. Чтобы выполнять регулирующую и поддерживающую функции, общение социального педагога должно строиться на паритетных началах, отличаться открытостью, уважением, взаимным принятием членами семьи, способностью понять собеседника, эмоционально поддерживать.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.