Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вечерние огоньки основного периода






Наряду с ежедневной рефлексией, которую в отряде проводят с первых дней смены, необходимо проведение вечерних огоньков.

Их задачи: укрепление взаимоотношений, анализ (рефлексия) деятельности отряда. Обычно продолжительность огонька-! анализа небольшая (15-20 минут). В ситуации кризиса в развитии детского коллектива и конфликтов огонек может быть более продолжительным. Важно, чтобы сбор на огонек всегда был не-1 формальным.

Необязательно, чтобы в основной период присутствовали та-i кие символы огонька как свеча или костер, их необходимо бе-1 речь для особых случаев. Непринужденный разговор должен перейти в общую беседу. Вожатый, используя паузы, обращает внимание на собравшихся и персонально обращается к кому-либо, чтобы пригласили остальных. Очень важно суметь плавно перейти от рассказа и песни к анализу дня. Стандартные формы организации вечернего общения очень часто вызывают у подростков пренебрежение, если же общение будет всегда необычным и непринужденным, то такое общение станет потребностью всех членов отряда.

Каждый день вожатый с отрядом проводит огонек, анализирует прожитый день. Его можно проводить с помощью игровых форм.

«Черно-белый и цветной кадр дня»

Участникам дается возможность сфотографировать два события, произошедшие за день. Один кадр должен быть черно-белым (события с эмоционально отрицательной окраской)'

а другой — цветным (события с эмоционально положительной окраской). Причем, каждый участник должен описать, что изоб­ражено на кадре и почему это вызывает у него данные эмоции.

«Китайская стена»

Вожатые заранее заготавливают «кирпичи» (цветные пря­моугольники из бумаги) для того, чтоб отряд смог «построить» свою «стену». Цвет «кирпичей» должен обозначать отношение ребенка к прожитому дню, например красный «кирпич» — день прошел замечательно, серый — день прошел без особых эмоций и т.д. Дети должны знать обозначение каждого цвета. В процессе огонька каждый ребенок выбирает себе кирпич того ^вета, кото­рый считает нужным и приклеивает его на общую «стену». Цвет стены, которую возведут ребята, покажет вожатым — каким был прошедший день. К концу смены может получиться целая «Ки­тайская стена».

«А мы считаем так...»

В начале вечернего сбора вожатый делит ребят на микро­группы (разбивка по цветам, геометрическим фигурам). Затем предлагает ребятам обсудить сегодняшний день по группам. Например:

♦ Что было хорошего в сегодняшнем дне?

♦ Что было не очень? Почему? Что с этим делать, как это можно сделать по-другому? И т.д.

После обсуждения (5-7 мин) от каждой группы выступает один представитель. Группа может дополнять.

Можно определить группам конкретный промежуток дня. Одна обсуждает утро, другая день, третья вечер и т.д. В конце ве­чернего сбора подводятся итоги всего дня. Определяются пути ре­шения возникших проблем. Вся информация фиксируется на до­ске или листе ватмана, своего рода послание отряду на завтра.

«Шляпа»

Вожатые заранее заготавливают карточки, на которых напи­саны вопросы, которые могут касаться любой области жизнеде­ятельности ребят в лагере. Эти карточки складываются в шляпу, дети по очереди достают вопросы из шляпы и высказывают свое мнение по данному вопросу.

 

«Ниточка»

Перед началом огонька вожатый предлагает ребятам взять ку­сочек нитки. Разноцветные нитки — длиной от 10 до 30см лежат рядом с вожатыми. Во время обсуждения дня по схеме «Что по­лучилось? Что не получилось? Что надо сделать, чтобы было луч­ше?» каждый ребенок высказывает свою точку зрения. Он берет из общей массы одну ниточку и, начиная рассказ, наматывает ниточку на палец. Как только ниточка намотана, выступление прекращается. Таким образом, выбрав нитку той или иной дли­ны, ребенок «заявляет» о своем желании выступать и настраива­ется на развернутую оценку дня или на короткую реплику.

«Дерево»

В начале смены вожатый прикрепляет в отрядном уголке ствол дерева. На каждом вечернем огоньке, в течение всей смены, каж­дый ребенок высказывает свое мнение по поводу того, кто из ре­бят сегодня выделился больше всех (выиграл какой-то конкурс, его дисциплина была лучше всех и т.д.). По результатам отрядно­го мнения вожатый выбирает 2—3 детей и пишет их имена на зе­леных листочках, которые прикрепляет к дереву. К концу смены становится видно — какой ребенок в отряде самый активный.

«Пять пальцев»

Этот способ подведения итогов занимает пять минут. Посмотри на ладонь и подумай, глядя на нее:

—мизинец (М) — «Мысль»: какие знания, опыт я сегодня приобрел?

—безымянный (Б) — «Близка ли цель?»: что я сегодня сделал для достижения своей цели?

—средний (С) — «Состояние души»: каким было мое настро­ение? От чего оно зависело?

—указательный (У) — «Услуга»: чем я помог другим людям, чем порадовал их?

—большой (Б) — «Бодрость тела»: как я физически чувство­вал себя, что я сделал для своего здоровья?

 

«Если бы я был...»

Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то в сегодняшнем дне я бы...

♦ исправил...

♦ сделал...

♦ добавил...

 

«Ассоциативные методы»

Вы, наверное, прекрасно знаете игру «Ассоциации», когда участникам надо очень быстро придумать свою ассоциацию к какому-то слову.

Ассоциативные методы анализа построены но такому же принципу, только здесь мы подбираем ассоциацию не к отдельному слову, а ко всему прожитому дню.

Например, ребятам дается задание выбрать предмет, который символизирует весь прожитый день. Ребенок, выбирая такой предмет, ассоциирует его с самым важным событием этого
дня. Это может быть футбольный мяч, потому что сегодня дети
выиграли соревнования по футболу, и это было самым главным событием, чистое полотенце, потому что сегодня был банный день, дети меняли белье. Помимо предмета дня, вы можете предложить ребятам подумать и назвать фразу дня. Например: «Тяжело в учении, легко в бою» — весь день готовились к общелагерному мероприятию.

Это лишь некоторые методы, которые вы можете использо­вать, анализируя прожитый день. Не забывайте сами придумы­вать новые, интересные формы.

Если в лагере проходит очень большое мероприятие или если вы чувствуете, что какое-то вечернее дело необходимо обсудить, то проводится огонек — анализ дела.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.