Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Огонек организационного периода






Огоньки

 

Отрядный огонек

Огонек — особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день: ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать. Огоньки играют в лагере очень важную роль. С первых дней пребывания в лагере огонек должен стать не просто формальным местом, напоминающим классное собрание, а местом задушевного общения. Задача огонька — воспитывать у подростков потребность в общении друг с другом, поддержать, заинтересовать делами в отряде привлечь к совместной деятельности. Быть может в течение дня кто-то из ребят не смог себя проявить, побыть в центре внимания, но дать свою оценку и быть внимательно выслушанным он имеет полное право. Нельзя жалеть времени и сил на «огоньки».

Условия, необходимые для проведения огонька:

1) участники удобно устроены в кругу;

2) по возможности — наличие живого огня (обычно в центре круга);

3) важно создать необходимый эмоциональный настрой;

4) поддержание доброй атмосферы;

5) нужно избегать повышенного тона.
Существуют некоторые правила проведения огоньков:

1. Учись внимательно слушать, дай выговориться другому не прерывай говорящего.

2. Правило свободного микрофона: никого нельзя заставляют выступить на огоньке или запретить кому-то говорить.

3. На огоньке говорят откровенно о том, что думают и что волнует.

4. Береги время, дай возможность высказаться другому.

5. Не согласен — возражай, возражаешь — предлагай, предлагаешь — делай.

Возможно, вожатые со своим отрядом придумают и другие правила, которые будут использоваться на протяжении всей смены.

 

Огонек организационного периода

Целью первого огонька является более близкое знакомств друг с другом. Самое главное здесь — создать атмосферу доверия

В первый вечер хорошо заложить будущую традицию: проводить вечер не каждый сам по себе, а всем вместе. В этом помогут и за­душевный тон беседы, и песни, и легенды. Первый лагерный вечер проводить легко, потому что не завязавшаяся дружба тол­кает детей на внимательное восприятие всего, что вы говорите и делаете. Но в то же время и трудно, потому что дети разобщены и внутренне зажаты.

Обычно на первом огоньке вожатый рассказывает о традициях лагеря, о его истории, о том, что ждет ребят в новой смене (рас­сказ должен быть непринужденным, неформальным, личностно-окрашенным, хорошо, если в нем будут какие-то воспоминания, шутки, легенды), поет вечерние песни, предлагает поиграть в не­сколько игр на снятие напряжения или же просит ребят рассказать о своей жизни, интересах и увлечениях. Вожатый обращает вни­мание на то, чтобы мальчики и девочки сидели вперемешку, чтобы места были удобны для каждого и чтобы каждого было видно все­му отряду. Вожатые не должны сидеть рядом, чтобы внимание де­тей не сосредотачивалось на одной стороне круга. Лучше, если они будут «разбивать» круг на равные части. Хорошо, если вожатый или ребята из отряда, умеют играть на гитаре или знают хорошие песни, гитара и право запева передаются по кругу (хорошо, когда песня возникает сама собой, например, какие-то песни вожатый может запеть, исходя из контекста общего разговора). Несомнен­но, от того как и что скажет вожатый зависит получится ли первый задушевный разговор, захотят ли ребята «открыться» людям, кото­рые для них еще пока совсем чужие. У вожатого, конечно, должно быть очень много «заготовок» для вечернего огонька. Полностью готового сценария здесь быть не может, а сюжеты огонька варьи­руются в зависимости от общего настроения и разговора. Самое главное — «вывести» ребят на непринужденную беседу

Чтобы не свести вечер знакомств к «вытягиванию» инфор­мации из детей, можно воспользоваться следующими формами работы.

 

«Звездопад»

Заранее заготавливаются звездочки с вопросами. Пер­вый вожатый предлагает детям закрыть глаза и представить, что на небе — звездопад, в это время второй вожатый раскла­дывает перед каждым ребенком по 1 звездочке. Дети открывают глаза, берут свои звездочки и по очереди отвечают на вопросы. Если кто-то хочет ответить не на свой вопрос, пусть высказывает свое мнение. Вопросы могут быть следующими:

♦ Что для тебя значит слово «друг»?

♦ Каким ты себя представляешь через двадцать лет?

♦ Какую основную цель ты преследуешь в жизни?

♦ Какой у тебя характер?

♦ Какой твой любимый предмет в школе?

♦ Много ли у тебя друзей?

♦ Что для тебя означает слово «друг»?

♦ Ссоришься ли ты с родителями? По какому поводу?

♦ Какая твоя любимая песня?

♦ Какие качества в человеке ты ценишь больше всего?

♦ Чем ты любишь заниматься в свободное время?

♦ Часто ли ты ссоришься?

♦ Умеешь ли ты рисовать?

♦ В какие игры ты любишь играть?

♦ Каких людей ты считаешь лучшими друзьями?

♦ Что ты не любишь больше всего?

♦ Любишь ли ты читать?

♦ На кого бы ты хотел быть похожим?

♦ Что для тебя в жизни самое страшное?

♦ Что для тебя полноценный отдых?

♦ Легко ли тебя вывести из себя?

♦ Счастливый ли ты человек? Почему?

♦ Уверен ли ты в себе?

♦ Общительный ли ты человек?

♦ Что может сделать тебя счастливым?

♦ Легко ли ты можешь расплакаться?

♦ Скоро ли ты забываешь обиду?

♦ Умеешь ли ты сочувствовать людям?

♦ Бывает ли у тебя неспокойно на душе? Из-за чего?

♦ Боишься ли ты темноты?

♦ Какие сны тебе снятся чаще всего?

♦ Как ты понимаешь выражение «чувствовать себя на седьмом небе»?

♦ Любишь ли ты выступать на сцене?

♦ Чему бы ты хотел научиться? 4 Ты веришь в гороскопы?

♦ Что для тебя горе?

♦ Какой твой любимый вид спорта?

♦ Хотел бы ты летать как птица?

♦ Любишь ли ты смотреть на ночное небо?

♦ Без чего бы ты ни смог обойтись в жизни?

♦ Согласен ли ты с выражением, что все в жизни надо попробовать?

♦ Быстро ли ты прощаешь обидевших тебя людей?

♦ Веришь ли ты в любовь с первого взгляда?

♦ Ты везучий человек?

♦ Ты больше любишь дарить подарки или получать?

♦ Что лучше — быть сильным или быть умным?

♦ Что лучше иметь — сто рублей или сто друзей?

♦ Есть ли у тебя любимый праздник?

♦ Веришь ли ты в чудеса?

♦ Если бы у тебя была волшебная палочка, какие три жела­ния ты бы загадал?

♦ Что ты больше любишь — день или ночь?

♦ Твоя заветная мечта?

 

«Незаконченное предложение»

Эту методику также называют «недописанным тезисом». До­писать тезис — это значит высказать вполне определенное суж­дение и обозначить свое. отношение к предмету речи. Схема орга­низации разговора мало чем отличается от предыдущей. Разница н том, что ребенку вместо ответа на вопрос предлагается продол­жить незаконченное предложение. Наилучший вариант проводи­мой методики — когда фраза напечатана на карточке для каждого участника, и он эту фразу на карточке дописывает. Но если техни­чески это трудно обеспечить, то начальные слова тезиса произно­сятся вслух, и дети тут же торопятся записать завершение тезиса.

Пример незаконченных предложений

  Я всегда хотел
  Если все против меня, то
Будущее кажется мне
  Знаю, что глупо, но боюсь
В хорошем отряде всегда
Лучше всего я общаюсь с
Сделал бы все, чтобы забыть
  Думаю, что я достаточно способен, чтобы
Надеюсь на
  Не люблю людей, которые
Моей самой большой ошибкой было
Наступит тот день, когда
  Когда мне начинает не везти, я
Больше всего я хотел бы в жизни
Когда буду старым
  Когда у меня плохое настроение, я
  Весело провести время — это значит
Меня особенно раздражает, когда
Хорошая жизнь — это
  Когда я вижу, как мой товарищ совершает дурной поступок

Формы недописанного тезиса могут быть самые разнообраз­ные. Работая в детских оздоровительных лагерях, следует использовать ситуацию летнего отдыха. Вот вариант содержания методики «Незаконченное предложение», адаптированный к условиям лагерной смены.

1.Больше всего мне не нравится в лагере

2.По сравнению с другими наш отряд

3.Иногда я боюсь

4.Больше всего мне нравится

5.По-моему, лучший вожатый тот

6.Многие ребята из нашего отряда

7.Когда кто-то кричит на меня

8.В будущем я хочу

9.Для меня нет ничего хуже

10.Я бы на месте наших вожатых

11.Мне очень не нравится, когда девочки (ребята)

12.По-моему, хуже всего, когда вожатый

13.Мне хотелось бы научиться j

14.Я ценю в людях такие качества, как

15.Когда другие делают что-то лучше, чем я

«Это я!»

Вожатый громко задает вопрос, а тот ребенок, который отно­сит его к себе, отвечает — «Это я!». Вожатый задает как серьез­ные, так и смешные вопросы:

♦ Кто проснулся первым сегодня в комнате?

♦ Кто любит собак?

♦ Кто родился в год Дракона?

♦ Кто любит читать фантастику?

«Кто я?»

Каждый ребенок в отряде получает карточку, на которой на писано имя одного из членов отряда, а также лист бумаги (все" раздаются одинаковые листы) с вопросом: «Кто я?» Задача ребят — написать десять пунктов, отвечая на этот вопрос за чело века, чье имя указано в карточке. И еще одно условие: никто не должен знать, кто о ком пишет. По окончании работы листочки раскладывают текстом вверх. Затем, когда все будет разложено; каждый подойдет и выберет тот листок, на котором, как ему кажется, написано о нем. В процессе поиска своего «портрета» детям приходится прочитать не один, а несколько листочков «поспорить» с кем-то из претендентов за одну и ту же характеристику, суметь отстоять свое право на нее. При обсуждении вожатый предлагает ответить на несколько вопросов:

1. Удовлетворены ли вы тем, что написано на полученном
листочке?

2. Что вызвало удивление, произошли ли «открытия»?

3. Что вызвало наибольший интерес в процессе работы?

4. Какие трудности испытывали при выполнении упражне­ния?

 

«Расскажи мне о себе»

По традиции каждый рассказывает о себе, о том, чем он лю­бит заниматься, какие люди ему нравятся, что он ждет от этой смены. Очередность разговора соблюдается с помощью симво­ла — пера, уголька от костра с прошлой смены (или с прошлого лета) и т. п. Разговор о себе начинает первый вожатый: рассказы­вая о себе, он дает схему рассказа (имя, чем занимается, хобби, о дорогих людях и об отношениях с людьми), затем символ пе­редается по кругу, и рассказ продолжает уже ребенок, затем рассказы детей идут по кругу. Примерно через каждые 10-15 минут вожатый делает паузы для вечерних песен, стихов. Завершается огонек словами второго вожатого, который рисует оптимисти­ческую перспективу этой смены, все вместе поют общую песню.

 

«Любит, умеет, знает, надеется»

Ребята в течение 5 минут рассказывают о себе по следующим пунктам:

♦ люблю...;

♦ умею...;

♦ знаю...;

♦ надеюсь... и т.д.

Заканчивает беседу вожатый, говоря о том, что он надеется, что смена пройдет хорошо, что ребята еще узнают друг о друге массу интересного, что у всех появятся новые друзья и т. д.

 

«Летопись отряда»

Дети вместе с вожатыми становятся в орлятский круг. Один из вожатых приветствует детей, рассказывает о лагере, о его за­конах, о лагерной легенде. После этого второй вожатый зажигает большую свечу и объясняет, что это — символ отряда, и теперь на каждом огоньке эта свеча будет гореть. Вожатый начинает рассказывать про себя (имя, возраст, хобби...), тем самым задает алгоритм, по которому далее про себя будут рассказывать дети. 11осле рассказа вожатый пишет свое имя на деревянной подстав­ке свечи и передает ее далее. Дети делают то же самое, как бы приписывая себя в отряд. В конце свеча попадает ко второму во­жатому, который, рассказав о себе, предлагает каждому ребенку сделать свою свечу наподобие общей, только меньшего размера.

Дети делают свечи и пишут на них свои имена, украсить свечи можно подручными материалами. Эти свечи будут храниться у детей до конца смены. Впоследствии можно будет на каждом огоньке делать следующее: первый вожатый зажигает свою све­чу от отрядной свечи, следующий ребенок зажигает свою свечу от свечи этого вожатого, так огонь передается по кругу.

Закончить огонек можно тихой речевкой — стихотворением, которое вы будете говорить каждый вечер на сборе отряда.

Например, такой:

День отшумел, и ночью объятый Лагерь зовет нас уснуть.

Доброй вам ночи, девчата. (Говорят мальчики)

Доброй вам ночи, ребята. {Говорят девочки.)

Доброй вам ночи, вожатые наши {Говорят только дети)

Завтра нам снова в путь.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.