Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К семинарским и практическим занятиям.






 

На семинарах обсуждаются вопросы из плана семинарского занятия и доклады студентов по той же тематике. В процессе самостоятельной работы студентов по курсу " История" ставится цель закрепить, углубить и расширить знания, полученные учащимися в ходе аудиторной работы, а также сформировать навыки самостоятельной работы с научной, учебной и учебно-методической литературой, развить мышление студентов, раскрыть их креативный потенциал.

Основными формами самостоятельной работы студентов являются: изучение основной и дополнительной литературы, аннотирование книг и статей, написание докладов и рефератов, разработка научно-исследовательских и творческих проектов и презентаций, подготовка к семинарским и практическим занятиям, круглым столам, учебно-теоретическим конференциям, самостоятельная подготовка к экзамену.

Каждое занятие включает обсуждение подготовленных студентами выступлений, докладов, эссе, рефератов, презентаций, контрольных заданий. Вопросы и задания могут быть использованы как для занятий в аудитории, так и для организации самостоятельной работы студентов по усвоению знаний, умений и навыков, овладению соответствующими компетенциями, а также для самоконтроля уровня их сформированности. Для каждого занятия разработаны темы докладов, рефератов, эссе, контрольные вопросы и задания.

Студент вправе выбрать наиболее близкую и интересную для себя тему доклада или другого заранее подготовленного выступления (эссе, реферата, презентации). Но вопросы для обсуждения по плану занятия и ответы на контрольные вопросы и задания должны быть подготовлены в полном объеме темы семинара.

Вопросы и задания для контрольных работ могут быть использованы как после изучения отдельной темы, так и для организации итогового контроля. Тестовые задания могут применяться на семинарских занятиях и в ходе самостоятельной работы студентов.

Учебный процесс предполагает применение заданий различных типов и требует от студентов различных подходов в выявлении знаний, умений и навыков: конструирование ответов на вопросы, выбор из предложенных ответов, составление схем и таблиц, подготовка текста доклада или презентации, аргументация своей точки зрения в процессе дискуссии и т.д. Альтернативный подход к подготовке и работе на семинарских занятиях способствует развитию у студентов творческих мыслительных способностей.

Подготовку к практическому занятию следует начинать после консультации с преподавателем и в определенной последовательности:

1. Необходимо изучить тему и план занятия, содержание основных вопросов для обсуждения, темы докладов, задания для самостоятельной работы, а также список литературы.

2. Подобрать в библиотеке и на Интернет-ресурсах необходимую литературу. Ознакомиться с содержанием книги или статьи, отметить те части текста, в которых вопросы семинара раскрываются наиболее глубоко и подробно, сделать в книге закладки.

3. После подбора и предварительного просмотра литературы необходимо приступить к ее углубленному изучению. В ходе углубленного чтения выделять главные мысли, проблемы, требующие дополнительного обоснования, практического решения и т.д. В процессе углубленного чтения литературы составляются краткие конспекты, тезисы будущих выступлений, делаются необходимые выписки.

4. Подготовка теоретических вопросов к семинарскому занятию, круглому столу, конференции требует осмысления их студентами с точки зрения связи с реальной жизнью и возможностью реализации на практике. Приветствуется собственное мнение студента по любому из обсуждаемых или заданных вопросов, но оно должно быть аргументированным и не должно подменять знакомства с базовыми, принятыми в исторической науке взглядами, их изучение и глубокое знание.

Выступление на семинаре, конференции, круглом столепредставляет собой устный ответ студента на заранее поставленные вопросы и подготовленные на основании указанной преподавателем литературы. В ответе должны быть представлены общетеоретические и практические аспекты рассматриваемого вопроса, различные точки зрения. Выступление не должно представлять собой пересказ учебного пособия или статьи. Оценивается умение студента выступать перед аудиторией. Представленный материал должен рассказываться, а не полностью считываться с листа.

Под докладом подразумевается итог самостоятельной исследовательской работы студента. Чтобы его подготовить, необходимо не только познакомиться с определенной научной литературой, но и выдвинуть свою гипотезу, провести сбор эмпирического материала (например, в клубе или творческом центре), используя самостоятельные наблюдения, применяя устные опросы, анкеты, тесты, изучить необходимые документы и т.д., проверить гипотезу, прийти к обоснованным выводам, доказать правильность собственного решения проблемы и оформить полученные результаты в виде письменной работы. Остальные требования к докладу такие же, как и к реферату.

В процессе подготовки к семинарским и практическим занятиям студенту следует учитывать также содержательную специфику предмета исторической науки. Если человеческое общество является общим объектом всех общественных наук, то его развитие во времени с учётом многообразия в пространстве (у разных стран и народов) составляет специфический предмет именно исторической науки. Поэтому в предмет истории входит история всех основных сфер общественной жизни, и мы можем говорить о политической истории, социальной истории, экономической истории, истории культуры, интеллектуальной истории (истории идей и представлений), истории повседневности (истории бытовых " мелочей"), военной истории, аграрной истории, истории городов и т.д. В центре внимания данного курса " Истории" – социально-экономическое, политическое, культурное развитие общества в прошлом и на­стоящем в органической взаимосвязи российской и мировой истории.

Историческую информацию, особенно о далёком прошлом, получить непросто, и профессиональный историк использует для этого самые разнообразные источники: предметы археологических находок, письменные тексты на разных носителях, лингвистические источники (слова, названия) и др. Обратите внимание, из каких источников получена та или иная предлагаемая вам информация.

Для анализа и осмысления изучаемого материала историк использует различные методы, например метод периодизации. Посмотрите, на какие периоды разбит наш исторический курс, на каком основании они выделены. Широко используется сравнительно-исторический метод – сопоставление местных " историй" с единой мировой историей. При изучении курса учитесь замечать разные по форме, но общие по сути проявления одного и того же этапа или процесса мировой истории в разных странах, прежде всего в России. Учитесь сравнивать между собой разные исторические этапы, выявлять признаки наступления новой эпохи и ухода старой.

Наконец, в изучении истории существуют особо сложные, теоретико-методологические проблемы. Какие наиболее общие подходы следует применять, как идёт мировое развитие: 1) как единый процесс с локальными вариациями (формационный подход, изучение общих этапов-ступеней-формаций) или 2) как относительно независимое развитие локальных цивилизаций (цивилизационный подход). Существуют представления, что история идёт линейно – прямо к " светлому будущему" или, наоборот к " концу света"; либо что историческое развитие идёт по спирали, с частичными повторами; или всё идёт по кругу. Знакомясь с курсом истории, выявляйте факты в пользу того или другого взгляда на исторический процесс, старайтесь сформировать собственное его понимание.

 

 

Планы групповых занятий и образовательные технологии

Образовательные технологии: Предполагаются интерактивные формы проведения семинарских занятий: дискуссии, диспуты по существенным (в том числе спорным в самой исторической науке) проблемам, ролевые игры, разбор конкретных исторических ситуаций, «круглые столы», научно-практические конференции.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос (групповой или индивидуальный), проверка выполнения заданий для самостоятельной работы.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос (групповой или индивидуальный), проведение контрольных работ, тестирование (письменное или компьютерное). В качестве оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестацииследует указать также коллоквиумы по наиболее важным проблемам исторической науки, понятийный диктант, выборочные опросы по лекционному материалу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.