Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава девятая. 5 страница






В семилетней войне русская армия успешно применяла полевые укрепления. Например, в сражении при Кунерсдорфе (1759 г.) инженеры по указанию П.С.Салтыкова умело укрепили позиции войск на горе Б.Шпиц и горе Мюльберг. Это способствовало успешному отражению атаки пруссаков. В ходе этой войны для обеспечения боевых действий был сформирован инженерный полк шестиротного состава. Он оборудовал позиции для войск, ремонтировал дороги, наводил переправы, взрывал шлюзы, участвовал в осаде крепости Кольберг.

Важным этапом в развитии военно-инженерного искусства в русской армии явилась Отечественная война 1812-1814 г.г. Инженерные мероприятия сыграли важную роль в обеспечении организованного отхода в глубь страны, в ходе Бородинского сражения и последующего контрнаступления. Большого совершенства, в частности, достигли дорожно-мостовые работы. Инженерные части при отходе разбирали переправы, сжигали местные средства и строительные материалы, а при преследовании противника довольно быстро строили мосты, наводили переправы, ремонтировали дороги.

Значительное развитие в ходе войны получили мероприятия по укреплению местности. Так, на бородинском поле были возведены четыре группы укреплений: на крайнем правом фланге - так называемое цепное укрепление, состоявшее из соединенных между собой окопов, редута и двух люнетов; в центре было сооружено укрепление в виде люнета, получившее название курганной батареи Раевского; на левом фланге создана укрепленная группа из трех флешей или реданов, названных Багратионовыми флешами. Ближе к левому флангу была сооружена передовая позиция возле деревни Шевардино, где воздвигнуто сомкнутое пятиугольное укрепление (Шевардинский редут). Кроме того, между этими укреплениями оборудовались позиции для батарей, а также было подготовлено к обороне село Бородино[420]. Новым в создании системы оборонительных сооружений являлось тo, что все укрепления имели тесную огневую взаимосвязь.

В ходе воины 1812-1814 г.г. значительно выросла численность инженерных войск, масштабы их применения. Перед заграничным походом русской армии количество инженерных формирований увеличилось почти вдвое. Всего в инженерных войсках насчитывалось 40 рот. Чтобы саперы могли быстрее пехоты выйти и оборудовать переправы через водные преграды в ходе преследования французов, Кутузов распорядился часть саперных подразделений посадить на коня.

Дальнейшее развитие военно-инженерное искусство, особенно фортификация, получило во время Крымской войны под влиянием появления нарезного огнестрельного оружия, бездымного пороха, применения бризантных взрывчатых веществ. Новые средства вооруженной борьбы предъявили более высокие требования к решению инженерных задач - вызвали к жизни новые формы укрепления местности - полевые позиции, состоявшие из стрелковых окопов (ложементов) и позиций стрелков в виде каменных стенок, сложенных на скальном грунте, получивших наименование " завалы". Стрелковые окопы и завалы, соединенные между собой, превращались в траншеи. В промежутках между укреплениями и в их тылу подготавливались запасные позиции для артиллерии. Значительное развитие в ходе этой войны получила подземно-минная борьба.

Xарактерным с точки зрения развития военно-инженерного искусства в русско-японской войне явилось возрастающее значение полевых фортификационных сооружений - окопов, траншей, ходов сообщения и др., пришедших на смену фортам, редутам, люнетам. В войну впервые применялись новые средства минирования, шрапнельные и автоматические мины, электризуемые проволочные заграждения.

На новую ступень инженерное обеспечение боевых действий войск поднялось в первую мировую войну. Этому способствовали значительное развитие средств вооруженной борьбы, совершенствование артиллерии, появление танков, авиации, развитие железнодорожного и автомобильного транспорта. Повышение огневой и ударной силы войск вызвало необходимость создания сплошных глубокоэшелонированных укрепленных позиций и полос, оборудованных непрерывными линиями траншей и ходов сообщения, прикрытых с фронта полосами заграждений. С появлением тяжелой артиллерии потребовалось сооружать убежища, способные противостоять прямому попаданию самых крупных снарядов. В войну появилась новая фортификационная форма в виде сочетания полевых укреплений с крепостями.

В наступлении в целях обеспечения скрытного сосредоточения и укрытия ударной группировки войск от вражеского огня в исходном положении широкое распространение получила подготовка инженерных плацдармов. В числе других инженерных мероприятий, получивших развитие в войну, следует отнести: ведение инженерной разведки, проделывание проходов в заграждениях, закрепление захваченных позиций, оборудование пунктов управления и др. Значительное развитие получила теория инженерного дела. Приобретенный в ходе войны опыт нашел отражение в ряде наставлений для инженерных поиск, в том числе в Наставлении по войсковому инженерному делу для офицеров всех родов войск (1916 г.), Указаниях по укреплению позиций (1916 г.), Наставлении по подрывным работам (1916 г.), Наставлении по мостам и переправам (1914 г.).

Сложными и противоречивыми путями развивалась теория и практика инженерного обеспечения советских войск в Великую Отечественную войну. С началом военных действий вследствие сложившейся тяжелой обстановки саперные подразделения нередко использовались не по прямому назначению. В приказе № 0450 от 28 ноября 1941 г. Ставка Верховного Главнокомандования требовала " не допускать разбазаривания инженерных войск, использования их для пополнения других родов войск или просто в качестве пехоты" [421] Указывалось, что саперные подразделения следует применять массированно на главных направлениях. Внимание общевойсковых командиров обращалось на необходимость " самим учиться и учить подчиненных инженерному делу" [422].

В последующем, базируясь на требованиях этого приказа, инженерные войска сосредоточивали свои усилия в обороне на решении таких задач, как подготовка системы заграждений, возведение наиболее сложных сооружений и тяжелых укрытий, подготовка путей маневра, производство сложных работ по маскировке; в наступлении - ведение инженерной разведки, устройство проходов в заграждениях, обеспечение штурма долговременных и полевых сооружений, закрепление захваченных рубежей, наведение переправ, дорожное обеспечение, ведение штурмовых действий в городе.

Особую сложность представляло для войск преодоление минно-взрывных заграждений, которые применялись в войну в массовом количестве. В первом, да и во втором периодах войны в этом деле отмечалось много недостатков. Ставка ВГК в приказе от 2 июля 1943 г. “О применении и преодолении минных заграждений” указывала, что при наступлении разминирование минных заграждений противника происходит неорганизованно. Действия саперов при разведке минных полей и разминировании не обеспечиваются в должной мере пехотным прикрытием и огнем, плохо организуются взаимодействие и связь саперных групп разграждения с танками и пехотой. Инженерные войска не научились скрытно и быстро разминировать минные поля.

Ставка требовала улучшить организацию преодоления заграждений, заблаговременно всеми видами разведки вскрывать систему минных заграждений противника, специально подготовленными группами саперов проделывать необходимое для пехоты и танков количество проходов. С началом наступления в боевых порядках стрелковых и танковых войск иметь саперов для выявления минных полей и устройства проходов в них. Но поскольку саперных подразделений не хватало, то задача ставилась так, чтобы обучать личный состав родов войск умению самостоятельно разведывать, обезвреживать и уничтожать мины и " сюрпризы". Так, в “Указаниях по организации преодоления минных полей”, подготовленных штабом инженерных войск Советской Армии в феврале 1943 г., отмечалось, что в стрелковых частях следует обучать по 1-2 рядовых бойца на отделение, по 3-5 младших и по 1-2 средних командира на роту простейшим приемам разведки и обезвреживания отдельных мин и “сюрпризов”[423]. В ходе войны все более строгие требования предъявлялись к общевойсковым командирам и штабам по вопросам организации и осуществления инженерного обеспечения. Как отмечал начальник инженерных войск Советской Армии генерал М.В.Воробьев: " без учета инженерных мероприятий теперь не принимается ни одно сколько-нибудь важное решение, и если до войны находились командиры, не заботившиеся о внедрении в армию военно-инженерной культуры, то теперь каждый командир, каждый начальник повседневно занят обучением своих подчиненных военно-инженерному делу”[424].

Содержание мероприятий по инженерному обеспечению его сущность и задачи в современном бою показаны на рис. 9.13. Отметим, что их объем значительно расширился по сравнению с прошлым. Это связано с усложнением характера боя, появлением принципиально новых видов оружия, особенно ядерного, высокоточного, а также с совершенствованием средств разведки. Немало новшеств появилось и в инженерной технике. Так, в последние годы интенсивно разрабатываются средства дистанционного минирования местности, которые предназначены для сковывания маневра войск противника, борьбы с резервами, дезорганизации работы органов управления, тыла, функционирования коммуникаций. В результате этого расширились функции инженерного обеспечения. Инженерные войска получили возможность не только обеспечивать боевые действия общевойсковых частей и подразделений, но и сами активно воздействовать на противника, наносить ему " огневое" поражение.

Выше отмечалось, что уже во вторую мировую войну минно-взрывные заграждения применялись в массовом количестве. Ныне масштабы их использования многократно возростают. Не случайно, что в армиях США и НАТО разработана и официально закреплена в боевых уставах концепция так называемой " минной войны", как одного из составных элементов воздушно-наземной операции. Считается, что посредством массового создания минных полей в расположении противника можно значительно увеличить эффект глубокого огневого поражения.

 

 

 


Разработка этой концепции связана с тем, что современный арсенал минно-взрывных средств непрерывно пополняется самыми разнообразными по конструкции и предназначению типами мин, выполняемых по ультрасовременной технологии. Помимо средств дистанционного минировании появляются все более хитроумные устройства, способные срабатывать от всевозможных возмущающих сигналов: прямого соприкосновения и вибрации, теплового излучения и изменения электромагнитных волн. Одним из направлений в развитии минно-взрывных средств является разработка мин, поражающих низколетящие воздушные цели и, прежде всего вертолеты, а также мин третьего поколения с учетом достижения микропроцессорной техники и роботизированных систем, способных обнаруживать, опознавать и избирательно поражать бронированные и другие цели со стороны борта и крыши. Существенно, что для установки мин предусматривается в перспективе использовать не только традиционные средства доставки, но и такие как, например, дистанционно управляемые авиационные кассеты, свободно планирующие или имеющие свой двигатель. Это придаст системам дистанционного минирования новое качество - позволяет устанавливать с самолетов заграждения в глубине территории противника на многие десятки километров, не заходя при этом в зону огня ПВО.

В условиях массового, широкомасштабного применения минно-взрывных заграждений, характерного для современных условий, одной из важных задач инженерного обеспечения является быстрое их преодоление без ущерба для войск и по возможности без снижения темпов маневра. Эта проблема является, по сути общевойсковой, поскольку в ее решении заинтересованы все рода войск и специальные войска. В связи с этим задача состоит в том, чтобы, как это имело место в двух чеченских военных кампаниях, обучать разминированию весь личный состав мотострелковых, танковых, артиллерийских, зенитно-артиллерийских и других подразделений. Важно учитывать, что необходимость преодоления минно-взрывных заграждений может возникнуть на всех этапах боя, в любой момент. Особенно " коварны" заграждения, создаваемые средствами дистанционного минирования. Во-первых, они могут возникать неожиданно, а, во-вторых, отличительной особенностью их является то, что они не имеют четко выраженных границ, что затрудняет их разведку и преодоление.

Такие заграждения мотострелковые, танковые, артиллерийские и тыловые подразделения чаще всего будут вынуждены преодолевать самостоятельно с помощью навесных и встроенных тралящих устройств (тралов). Опыт контртеррористической операции показывает, что основной тактической единицей, где необходимо сосредоточить силы и средства разграждения, является батальон. В состав батальонной группы разграждения обычно включаются саперное отделение на БТР, установка разминирования, инженерная машина разграждения, танковый мостоукладчик и путепрокладчик. Танковому батальону для этих целей выделяются инженерно-саперный взвод с путепрокладчиком и инженерная машина разграждения. В мотострелковой (танковой) роте создается нештатная группа разграждения. В подразделениях родов войск и специальных войск, тыловых и технического обслуживания, а также на пунктах управления необходимо создавать группу разминирования с возимым комплектом (BKP-1, ВКР-2).

В ходе боя силы и средства инженерной разведки и преодоления заграждений целесообразно эшелонировать по всей глубине боевого порядка подразделений, поскольку не исключено, что на направлении их действий придется осуществлять разминирование в любом месте. При внезапном минировании района нахождения подразделений они могут выходить из этих районов, проделывая либо индивидуальные проходы для каждой машины с широким применением тралов и средств разминирования отделений (экипажей), либо по одному - два прохода для роты, взвода. Для обнаружения дистанционно устанавливаемых заграждений в каждом подразделении необходимо выделять наблюдателей, которые ведут непрерывное наблюдение, где бы ни находилось подразделение. Если минным полем " накрыто" подразделение, выдвигающееся в колонне, то оно останавливается. Личный состав полностью или частично спешивается и вручную (с помощью длинных шестов) убирает с дороги мины. При наличии в колонне тралов их используют для разминирования маршрута движения.

Среди других задач инженерного обеспечения в современном бою особо следует выделить фортификационное возведение полевых сооружений. Это связано в первую очередь с необходимостью обеспечения защиты войск. Дело в том, что появление высокоточного оружия резко повысило их уязвимость. Отсюда возросли требования к фортификационному оборудованию позиций, полос обороны, оборонительных рубежей, районов расположения войск и объектов тыла. В этом вопросе в последнее время произошли серьезные изменения. После всестороннего исследования опыта боевой подготовки войск сделан вывод, что практиковавшаяся в недавнем прошлом система фортификационного оборудования в обороне в виде создания окопов, не обеспечивает надежную защиту личного состава и боевой техники от новейших видов оружия. Поэтому признано целесообразным возвратиться к оправдавшей себя в годы второй мировой войны системе траншей, оборудуемых в ротных опорных пунктах, батальонных районах обороны и на полковых участках.

Безусловно, это связано со значительным увеличением объема инженерных работ. Достаточно сказать, что протяженность траншей, соединенных ходами сообщения, только в батальонном районе обороны возрастает в 3, 6 раза по сравнению с очаговой системой. Однако иного пути обеспечения защиты подразделений от воздействия ядерного и высокоточного оружия, а также создания благоприятных условий для ведения oгня, наблюдения, управления попросту не существует. В связи с этим остро стоит проблема повышения уровня механизации инженерных работ. Особенно насыщения войск средствами малой механизации. Части и подразделения нуждаются в высокоэффективных землеройных машинах. Практически каждый танк, БМП следует оснастить комплектом встроенного индивидуального оборудования для самоокапывания.

Требуется во многом по-новому решать и такую важную задачу инженерного обеспечения, как защита войск от оружия массового поражения и высокоточного оружия. В недавнем прошлом была принята рекомендация строить закрытые сооружения главным образом из расчета одно на взвод, роту. Теперь этого недостаточно. Требуется возводить такие сооружения на каждое отделение, расчет, экипаж. Это еще более увеличит трудозатраты (примерно на 60-70%). Наряду с защитой остро стоит вопрос об изыскании более действенных путей повышения маскировки, ведения инженерной разведки, обеспечения маневра войск, добычи и обеспечения войск водой.

В заключение подчеркнем, что проблемой особой важности инженерного обеспечения является максимальное сокращение сроков фортификационного оборудования и осуществления маскировочных и защитных мероприятий. Требование времени таково, чтобы прочную оборону соединение (часть) могло создать в течение двух, максимум трех суток.

 

9.8. Техническое обеспечение

Зачатки технического обеспечения появились вместе с зарождением артиллерии, применением в бою инженерной и другой техники. Наибольшее развитие техническое обеспечение получило в войнах ХХ в. в связи с массовым внедрением в войска боевых и транспортных машин. Однако в течение довольно длительного времени, включая и вторую мировую войну, задачи технического обеспечения решались в рамках тылового обеспечения. И лишь в послевоенное время в связи с полной моторизацией и механизацией общевойсковых соединений и частей, насыщением их большим количеством разнообразной техники и оружия возникла настоятельная потребность выделить его в самостоятельный вид обеспечения.

Уже в Великую Отечественную войну служба технического обеспечения функционировала с большим напряжением. На нее возлагались задачи по техническому обслуживанию вооружения, эвакуации и ремонту неисправной техники, восполнению расхода боеприпасов, сбору и эвакуация стреляных гильз и их укупорка, своевременное обеспечение подразделений военно-техническим имуществом. Войска несли немалые потери в вооружении и технике в ходе боев, особенно при прорыве подготовленной обороны противника. В наступательных операциях 1944-1945 г.г. в среднем потери в танках в танковых частях ежесуточно составляли 15-17% от состава. В обороне при отражении атак противника потери в танках и самоходно-артиллерийских установках достигали ежесуточно в среднем 13-14%. Служба технического обеспечения должна была своевременно эвакуировать поврежденную технику и организовать ее ремонт.

В ходе войны была выработана довольно эффективная система ремонта к эвакуации техники. В 1943 г. были созданы ремонтные органы полевого типа. В армиях появились специальные ремонтно-восстановительные батальоны для отдельно бронетанковой и отдельно автотракторной техники. Они оснащались более производительной техникой для ремонта машин и вооружения. Эвакуационные подразделения (были созданы эвакороты) выдвигались ближе к войскам, что позволяло своевременно подбирать с поля боя подбитые машины и орудия и эвакуировать их на ближайшие сборные пункты аварийных машин, где развертывались ремонтно-восстановительные подразделения.

Текущий ремонт машин производился непосредственно на поле боя в ближайших укрытиях и в ремонтных мастерских частей и соединений. Средний и капитальный ремонт бронетанковой техники осуществлялся армейскими, а капитальный ремонт - фронтовыми средствами. Для среднего ремонта боевых машин и автотранспорта в общевойсковых и танковых объединениях создавались сборные пункты аварийных машин, куда эвакуировались танки и самоходно-артиллериские установки, которые не могли быть отремонтированы штатными ремонтными средствами танковых (механизированных) бригад и корпусов, a также других частей и соединений. Капитальный и средний ремонт автотракторной техники осуществлялся армейскими средствами, а текущий и частично средний ремонт - средствами соединений. В первую очередь восстанавливалась та техника, которая не требовала продолжительного ремонта и могла быть возвращена в строй в короткие сроки.

Полученный во время Великой Отечественной войны опыт организации и осуществления технического обеспечения во многом сохраняет свою ценность и в современных условиях. Вместе с тем ныне возникает немало новых проблем, связанных с тем, что резко увеличилась насыщенность подразделений сложными и разнообразными видами вооружения и боевой техники, усложнились условия их эксплуатации и ремонта, многократно возрос объем расхода боеприпасов, к тому же, надо учитывать возможность массового выхода из строя в ходе боя оружия и техники, причем не только в подразделениях первого эшелона, которые ведут бой с противником, но и в подразделениях, находящихся в составе второго эшелона или в резерве.

Все это обусловливает важность тщательного технического обеспечения, своевременного снабжения подразделений ракетами, боеприпасами всех видов, поддержания в исправном состоянии вооружения и военной техники в постоянной готовности к боевому применению; восстановления поврежденного (неисправного) вооружения, техники и своевременному возвращению их в строй. Организуя техническое обеспечение, командир указывает: время, место и объем технического обслуживания при подготовке и в ходе боя; порядок эвакуации и ремонта оружия и техники; размеры и сроки создания запасов ракет, боеприпасов, нормы их расхода и порядок подвоза; места развертывания подразделений технического обеспечения и порядок их перемещения в ходе боя; места, время и порядок пополнения подразделений ракетами и боеприпасами; порядок охраны, обороны и поддержания связи с подразделениями технического обеспечения; районы расположения подразделений технического обеспечения части. Схема организации технического обеспечения в обороне батальона показана на рис.9.14.

В суммированном виде система технического обеспечения в современном бою представлена на рис.9.15. В какой-то мере сложившаяся система технического обеспечения апробирована и показала свою действенность во время боевых действий в Афганистане и двух чеченских военных кампаниях. Вместе с тем выявилось и немало проблем. Так, установленные в настоящее время нормы боеприпасов в соединении не позволяют вести боевые действия без их пополнения в течение 4-6 суток. Исходя из этого, возникает необходимость увеличения запасов боеприпасов в тактическом звене на 60-80%. При этом большую часть боеприпасов целесообразно иметь в подразделениях.

В целях совершенствования системы обеспечения войск боеприпасами предлагается уточнить нормы запасов боеприпасов и их эшелонирование, использовать более рациональные способы обеспечения войск боеприпасами. Один из вариантов организации доставки боеприпасов подразделениям мсб на БМП в обороне показан на рис.9.16.

Проблемной задачей является восстановление вооружения и военной техники (ВВТ), что напрямую зависит от организации технической разведки. Предлагается ввести в батальонном звене в штат взвода технического обеспечения бронированную машину технической разведки, в полковом звене создать штатный орган технической разведки в составе взвода технической разведки и взвода эвакуации ремонтной роты. В целях повышения эффективности ремонтно-восстановительного обеспечения возникает необходимость наличия в батальонах БРЭМ и танкового тягача. В танковых и мотострелковых ротах возникает потребность создавать ремонтно-восстановительные группы в составе 2-3 машин, которые находились бы в боевых порядках роты. Требуется повысить роль охраны и обороны органов технического обес-

 

               
 
 
   
 
   
 
   

 

 


 


9.9 Тыловое обеспечение

Маршал Советского Союза И.С.Конев говорил, что о готовности дивизий и полков к ведению боевых действий он судил прежде всего по тому, как они обеспечены материальными средствами, боеприпасами, горючим. Не одна операция в Великую Отечественную войну потерпела неудачу по причине того, что не была тщательно обеспечена в тыловом отношении. Боевая практика учит, чтобы правильно организовать бой и добиться успеха в ходе его ведения, командир и штаб должны постоянно знать состояние тыла, в чем нуждаются подразделения и принимать меры к своевременному и полному их обеспечению необходимыми материальными средствами.

История развития тыловой службы в русской армии весьма поучительна. Начало ей положил в Хв. киевский князь Святослав Игоревич. Во время походов своих дружин он создавал обозный отряд для содержания предметов снабжения. Это был, можно сказать, первый войсковой тыловой орган. По мере того, как увеличивалась численность войска, длительность военных кампаний значение тыловой службы возрастало. Если содержание сравнительно небольшой " кошевой части" в битве на Чудском озере у Александра Невского было кратковременным, то для снабжения многотысячной армии Дмитрию Донскому пришлось иметь довольно крупный обоз с продовольствием и снаряжением. В последующем стали создаваться стационарные базы снабжения. Первая тыловая база в русской армии была создана в городе Свияжске в 1551 г. В это же время царским указом был создан Разрядный приказ при дворе, ведавший вопросами обороны, в том числе снабжением войска.

В первом Уставе русской армии был обобщен накопленный к тому времени опыт организации тылового обустройства крепостей и походов. В нем определялось: " …как в мирное, так и в воинское время бережение имети, и всяческими потребностями запасы эапастися, и сколько ко всякому походу всяких пушечных запасов и подъем людей и сколько казны к тому на протори надобедь".

Но особенно существенно возросла роль тыла с созданием регулярной армии. Помимо снабжения ее продовольствием, снаряжением, амуницией, фуражом возникла потребность обеспечения ее оружием и боеприпасами. С усложнением боевых действий и увеличением выхода из строя людей не только от холодного, но и огнестрельного оружия возрастало значение сбережения здоровья личного состава и лечения раненных - в результате была учреждена в 1633 г. санитарная служба.

В XVII-XVIII в.в. организуется система централизованного снабжения войска из армейских баз и со складов (магазинная система). В 1705 г. Петром 1 устанавливаются единые нормы довольствия и форма одежды. Однако отлаженная система тыловой службы сложилась далеко не сразу. Так, опыт Семилетней войны показал, что применявшийся в ней порядок снабжения путем создания провиантских регулов (закупка продовольствия на местах) себя не оправдала, и от них пришлось отказаться[425].

С большими трудностями в вопросах тылового обеспечения столкнулся А.В.Суворов во время швейцарского похода. Его армия попала в тяжелое положение из-за того, что союзники - австрийцы, нарушив договор, не подготовили необходимые запасы продовольствия и достаточное количество мулов для транспортировки пушек и боеприпасов. И все же полководец нашел выход. Для перевозки орудий, боеприпасов и четырехсуточного запаса продовольствия он снарядил 1500 казачьих лошадей и закупил 650 мулов[426].

Постоянную заботу о тыловом обеспечении армии проявлял М.И.Кутузов во время Отечественной войны. Его гениальный по своему замыслу и исполнению Тарутинский маневр во многом был обусловлен соображениями создать надежную систему обеспечения своего войска и вместе с тем лишить базы снабжения наполеоновскую армию. Полководец не упускал из виду во время походов " мелочи" - изготовление седел, сбруи, подков. Предметом постоянного внимания было у него обеспечение боеприпасами. Трудностей в этом деле возникало немало. Достаточно сказать, что только в Бородинском сражении русская армия израсходовала 60 тыс. ядер[427]. По указанию Кутузова в ходе войны для подвоза боеприпасов и продовольствия были созданы армейские транспортные бригады.

Этапными событиями в совершенствовании тылового обеспечения во время Крымской войны явилось зарождение полевой хирургии, а в период русско-турецкой войны (1877-1878 г.г.) применение походных кухонь. В ту же войну впервые стала практиковаться эвакуация раненых военно-санитарным поездом. В 1876 г. был создан первый железнодорожный батальон. В русско-японскую войну зарождается фронтовой и армейский тыл, а в 1910 г. создается первая автомобильная рота. В 1914 г. появились дорожная служба и служба обеспечения войск горюче-смазочными материалами.

Коренные изменения в системе тылового обеспечения произошли в первую мировую войну. В виду с увеличения количества тыловых частей и учреждений, баз и госпиталей в армии возникла потребность назначать объединениям и соединениям тыловые районы. В русской армии такие районы определялись фронтам на глубину до 500 км, армиям - 150-180 км, дивизиям - 60-70 км.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.