Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные закономерности роста и развития ребенка.






Лекция № 2

Учет возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста

В процессе физического воспитания

План:

1. Понятие “возраст”. Возрастные периоды развития ребенка от 0 до 7 лет.

2. Основные закономерности роста и развития ребенка.

3. Особенности развития опорно-двигательного аппарата:

– формирование сводов стоп и профилактика плоскостопия у детей средствами физического воспитания;

– формирование правильной осанки у детей в процессе физического воспитания.

4. Особенности развития сердечно-сосудистой системы.

5. Особенности развития дыхательной системы. Формирование навыка рационального дыхания.

6. Учет психических особенностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания.

7. Возрастные особенности формирования двигательных умений и навыков.

8. Возрастные особенности развития двигательных качеств у детей.

 

Возрастные периоды развития ребенка.

1. Пренатальный (внутриутробный) – длится от зачатия до рождения человека (40 недель).

2. Новорожденный – до 4-6 недель жизни.

3. Младенческий (грудничковый) – до 1 года.

4. Раннее детство – от 1 года до 3 лет.

5. Первое детство (дошкольный) – от 3 до 7 лет.

Возможность целесообразно воздействовать на процесс физического развития может быть обеспечена, если в процессе физического воспитания учитываются возрастные особенности организма.

Основные закономерности роста и развития ребенка.

В дошкольном возрасте продолжается интенсивное созревание организма, так как процессы роста и развития не завершены и осуществляются ускоренными темпами. Физическое развитие характеризуется непрерывным изменением показателей роста, веса, окружности грудной клетки, головы. Наряду с общим ростом происходит анатомическое формирование и функциональное развитие органов и тканей. Начинается окостенение скелета, увеличивается масса мышц, происходит развитие органов дыхания и кровообращения. Вес мозга увеличивается в среднем от 1110 до 1250 гр. и расширяются его функциональные возможности. Усиливается регулирующая роль больших полушарий и ее контроль над корковыми центрами. Увеличивается скорость образования условных рефлексов. Особенно интенсивность вторая сигнальная система (речь).

Особенности развития функциональных систем ребенка обусловлены рядом факторов:

1. Генотип (наследственность).

2. Нейрогуморальный регуляторный механизм.

3. Условия жизнедеятельности.

Характерной для данного возраста является незавершенность процессов развития, это определяет специфику реакций детского организма на внешние воздействия. Закономерности роста и развития организма:

1. Неравномерность темпа роста и развития – т.е., процессы роста и развития протекают непрерывно и носят поступательный характер, но их темп имеет нелинейную зависимость от возраста. Наиболее интенсивны эти процессы в первые годы.

2. Неодновременность (гетерохронность) роста и развития отдельных органов и систем.

3. Половой деморфизм (особенности роста и развития в зависимости от пола). Мальчики при рождении имеют более высокие морфологические показатели и это сохраняется до начала полового созревания. В 12-14 лет соотношения меняются – девочки обгоняют сверстников в показателях роста, массы, окружности грудной клетки. В 15 лет интенсивность роста у мальчиков увеличивается и они вновь обгоняют девочек.

4. Биологическая надежность функционирования систем организма. Эта концепция была выдвинута А.А.Маркосяном. Суть ее состоит в том, что в процессе роста и развития организма создается большой запас резервных возможностей.

5. Обусловленность процессов роста и развития генетическими и средовыми факторами.

6. Периодичность в изменении ростовых процессов (акселерация, децелерация). Акселерация – ускорение темпов роста и развития детей по сравнению с предшествующими поколениями. Децелерация – замедление темпов роста и развития подрастающего поколения.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.