Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии






Предмет и задачи возрастной психологии, место возрастной психо­логии в системе психологических знаний о закономерностях разви­тия личности. Общая характеристика разделов возрастной психоло­гии (детская психология, психология младшего школьного возраста, психология подростка, психология ранней юности, психология зрело­го возраста). Исторический анализ понятия детства. Характеристика методов возрастной психологии. Понятие возраста в психологичес­ких исследованиях.

Возрастная психологияэто отрасль психологической науки, изуча­ющая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старо­сти.

К этим этапам относятся: новорожденность, младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подрост­ковый возраст, ранняя юность, взрослость и зрелость. Соответственно этим периодам выделяются и разделы курса возрастной психологии. Новорожденность. В течение первых четырех недель после рожде­ния ребенка называют новорожденным. Этот период — время трудно­го перехода от комфортного существования в материнской утробе к жизни в новой, полной «подводных рифов» и «течений» среде, период адаптации к необычным условиям существования. Опыт первых мгно­вений, дней и недель закладывает фундамент для всей последующей жизни ребенка. Знание особенностей этого периода важно для лучше­го понимания потребностей ребенка и установления гармоничных от­ношений между ним и взрослыми.

Младенчество — следующий период развития человека, который на­ступает вслед за новорожденностью. Однако он наступает не сам по себе. Первый объект, который ребенок выделяет из окружающего мира. — это лицо человека, постоянно находящегося рядом с ним. Как правило, это


Тема 1. Предмет задачи и методы возрастной психологии_____________ 9

лицо матери, которая удовлетворяет органические потребности ребен­ка. Из реакции сосредоточенности ребенка на лице матери возникает важное психологическое новообразование периода новорожденное™ — комплекс оживления. Это эмоционально-положительная реакция, ко­торая сопровождается движениями и звуками. Это первый акт пове­дения, акт выделения взрослого, акт общения. Комплекс оживления знаменует переход от новорожденности к периоду младенчества.

Раннее детство — возрастной этап, который начинается после пер­вого года жизни ребенка и продолжается до 3 лет. Ребенок в этом возрасте находится в мире вещей и предметов, в их своеобразном «силовом поле». Все, что видит ребенок, он хочет потрогать руками. Восприятие и чувствование в этом возрасте представляют собой не­разрывное единство. Изучая развитие ребенка в раннем детском воз­расте, Л. С. Выготский отметил, что память у ребенка в раннем детстве проявляется всегда в активном восприятии — узнавании. Аффекты ре­бенка этого возраста тоже проявляются в момент наглядного восприя­тия того объекта, на который аффект направлен. Это возрастной пе­риод, наиболее благоприятный для усвоения речи.

Дошкольный возраст сменяет раннее детство и продолжается до б лет. Именно в этот период начинается формирование многих лично­стных и интеллектуальных качеств ребенка. В процессе общения со взрослыми происходит знакомство с миром социальных отношений, приобретается первый нравственный опыт, опыт взаимодействия с окружающей средой. Это взаимодействие осуществляется в различ­ных видах деятельности ребенка: в игре, рисовании, конструировании, музыке, физкультуре, элементах труда и учения. Но единственной де­ятельностью, которая позволяет ребенку включиться в уже существу­ющие социальные отношения и смоделировать их самостоятельно, является сюжетно-ролевая игра.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. С одной стороны, ребенок сохраняет много детских качеств, а с другой сторо­ны, у него формируется иная мыслительная логика и социально важ­ная деятельность — учение. Появление понятия «младший школь­ный возраст» связано с введением системы общего и обязательного среднего образования. Этот период занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (в зависимости от того, с какого времени ребенок начинает посещать школу). По мнению В. В. Давыдова, можно гово­рить лишь о наиболее характерных чертах этого возраста, поскольку содержание среднего образования и его задачи окончательно не опре­делены и постоянно изменяются. Поэтому психологические особен-



Часть I. Т еоретические пр облемь


i возрастной пек


Тема 1. Предм ет задачи и методы возрастной психологии



 


ности младшего школьного возраста также нельзя считать окончатель­ными и неизменными.

Подростковый возраст занимает особое место среди других воз­растных этапов становления личности. Это критический, переломный, переходный возраст — возраст полового созревания. Он охватывает период от 11 до 16 лет. Именно в это время происходит усиленное усвоение социальных ценностей, формирование жизненной пози­ции.

Ранняя юность знаменует собой переход к взрослости, к социальной зрелости. Особенности протекания этого периода развития и станов­ления личности накладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Главным содержанием ранней юности является вхождение во взрослую жизнь, усвоение норм и правил, существующих во «взрослом» обще­стве.

Возраст зрелости занимает самый большой временной отрезок жиз­ни человека и охватывает несколько неоднородных, не похожих один на другой периодов: стадия ранней взрослости, стадия зрелости, ста­дия поздней взрослости.

Основной задачей возрастной психологии является изучение дина­мики развития человека в каждом возрастном периоде. Среди наибо­лее существенных проблем возрастной психологии на современном этапе выделяют:

а) научное обоснование возрастных норм, различных психофизио­
логических функций как в молодом, так и в пожилом возрасте;

б) определение эталонов зрелости индивида, личности;

в) выявление актуальных и потенциальных возможностей челове­
ка в разные периоды его жизни;

г) научное прогнозирование развития ранних периодов жизни и по­
нимание их роли для последующего развертывания психических
ресурсов человека.

Считается, что решение этих задач возможно лишь при значитель­ных изменениях в понимании самого объекта возрастной психологии, в изучении всего жизненного цикла человека, включающего детские и юношеские годы, взрослость и период старения. Специфику объекта возрастной психологии видят, прежде всего, в том, что на протяжении жизни в психологии человека происходит не только рост, но и разно­образные качественные преобразования.

Предметом изучения возрастной психологии является человек — в процессе его перехода из одного возраста в другой.


По определению Л. С. Выготского, возраст — это относительно зам­кнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Продол­жительность возраста определяется его внутренним содержанием, то есть существуют периоды, равные одному году, трем, пяти и т. д. В та­ком случае говорят о хронологическом (или паспортном) возрасте, кото­рый исчисляется днями, неделями, месяцами и годами развития чело­века. Кроме хронологического возраста существует и психологический возраст, который указывает на достигнутый к определенному году жиз­ни уровень психического развития.

Таким образом, в развитии каждого человека выделяют хронологи­ческие возрастные границы и уровни психического развития, которые могут не совпадать из-за целого ряда причин — как неблагоприятных социально-педагогических условий, так и дефектов биологического

развития.

У. В. Ульенковой выявлены основные группы причин, которые мо­гут обусловить неполноценное психическое развитие ребенка.

1. Органические причины, задерживающие нормальное функционирование мозга, а следовательно, препятствующие его своевре­менному развитию.

2. Дефицит общения с окружающими, вызывающий общую задержку в усвоении ребенком общественного опыта.

3. Дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности,
не дающий ребенку возможности посильного «присвоения» обще­ственного опыта, а следовательно, затрудняющий своевременную
реализацию возрастных возможностей его психического развития,
в частности умственного плана.

4. Общая бедность микросреды, препятствующая своевременному
функционированию развития мозга.

5. Травмирующее воздействие микросреды на формирующийся мозг
ребенка, нарушающее его функции, следовательно, и на созревание.

Однако те же социокультурные факторы могут способствовать и более раннему психическому развитию ребенка.

Б. Г. Ананьев выделил два главных свойства возраста: метрическое и топологическое.

Метрическое свойство возраста выражено в сумме прожитых лет, в общем времени жизни индивида к определенному моменту его сущест­вования. Метрическая характеристика возраста показывает не только длительность протекания или формирования того или иного психи­ческого процесса и свойства, но и то, каким образом развертывается


 
возрастной по

Часть I. Теоретические пр облемы

этот процесс или свойство во времени, ускоренно или замедленно, рав­номерно или неравномерно и т. п.

Топологическое свойство заключается в фазах, стадиях становления различных психологических функций, в периодизации развития.

Б. Г. Ананьев рассматривал возраст человека как функцию биоло­гического и исторического времени. Как человек в целом, так и его временные характеристики, в том числе и возраст, есть взаимопроник­новение природы и истории, биологического и социального. Поэтому возрастные изменения тех или иных свойств человека являются одно­временно онтогенетическими и биографическими. По Б. Г. Ананьеву, возраст — есть сумма разнородных явлений роста, общесоматиче­ского, полового и нервно-психического созревания, зрелости и ста­рения, тесно взаимодействующих со многими сложными явлениями общественно-экономического, культурного, идеологического и социаль­но-психологического развития человека в конкретно-исторических ус­ловиях.

Возраст является одной из наиболее интегральных характеристик человека и относится не только к индивидуальным свойствам и фун­кциям, но и к личности как субъекту разных видов деятельности. В то же время онтогенез и жизненный путь человека определяются принципиально разными условиями и факторами, и самовосприятие возраста имеет разный смысл в процессе развития индивидуальных и личностных свойств человека.

Возрастная психология — относительно молодая отрасль психологи­ческих знаний. Она зародилась в конце XIX в. как ветвь сравнительной психологии. Основателем ее считается немецкий ученый Вильгельм Прейер, который в книге «Душа ребенка» (1882) описывает результаты наблюдений за развитием органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка собственного сына.

Заслугой В. Прейера является то, что он впервые провел объек­тивное исследование психики ребенка. Он сделал вывод о том, что в области психического развития проявляется биологическая наслед­ственность, которая и служит, в частности, основой индивидуальных различий. В. Прейер стремился не только раскрыть содержание детской души, описать развитие познавательных процессов и речи, эмоций ре­бенка, но и научить взрослых понимать детей с помощью объективных методов. С этой целью в приложении к своей книге он поместил обра­зец дневника, который намечал канву исследований для каждого возра­ста. Влияние работы В. Прейера сказалось и в том, что после него в дет­ской психологии появился круг проблем, который до этого времени не


Тема 1. Предмет задачи и методы возрастной психологии________________ 13

был в центре внимания исследователей. Это, прежде всего, изучение корреляции между различными сторонами психического развития (ум­ственного, морального, волевого и т. д.).

Конечно, не следует думать, что до В. Прейера никто не занимался
проблемой развития человека в детском возрасте. Детство считалось
периодом быстро проходящим и малоценным. Слово «ребенок» дол­
гое время не имело того значения, которое придается ему теперь, а ре­
бенок рассматривался как маленький взрослый. t

Французский демограф и историк Филипп Арьес исследовал про­цесс становления проблемы детского периода развития на основе изу­чения детских портретов в различные исторические периоды. Им было установлено, что искусство не обращалось к детям до XIII в. Только в более поздний период, в картинах религиозного содержания можно было видеть младенцев в образе Иисуса Христа и ангелов. В XVI в. появляются портреты умерших детей, что свидетельствует о преодо­лении равнодушия к детям. В XVII в. впервые появляются изображе­ния реальных детей — инфантов и детей знати.

Таким образом, открытие детства позволило описать полный цикл человеческой жизни.

Дальнейшее развитие возрастной психологии проходило под влия­нием социально-экономического развития общества и тесно связано с развитием естествознания (Ч. Дарвин), изучением деятельности мозга и органов чувств (И. М. Сеченов, Г. Гельмгольц и др.). Практически каж­дый выдающийся психолог занимался проблемами возрастной психо­логии. В зарубежной психологии это Дж. Уотсон, К. Бюллер, К. Коф-фка, К. Левин, А. Валлон, 3. Фрейд, Ж. Пиаже. Большой вклад внесли и вносят отечественные психологи — Л. С. Выготский, В. М. Бехтерев, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лу-рия, Д. Б. Эльконин и др.

Методы, которыми пользуются психологи, изучая развитие лично­сти на различных возрастных этапах, заимствованы из других разде­лов психологических знаний и пограничных с психологией наук.

Для изучения развития познавательных процессов (восприятия, вни­мания, памяти, мышления и речи) и личности ребенка используются методы общей психологии. Несомненно, что используемые методы адаптированы к конкретному возрасту ребенка.

В возрастной психологии используется также метод наблюдения. Особенно незаменимо скрытое наблюдение при работе с маленькими детьми. Для проведения наблюдения ставится цель и составляется план. Результаты наблюдения фиксируются в дневнике, записи в котором


 

 
Часть I. Теоретические пробле мы возр

> аст(

ведутся систематически, и на их основе делается вывод об особеннос­тях развития ребенка.

Систему объективного наблюдения разработал М. Я. Басов, кото­рый считал, что исследовательскую работу в детском коллективе дол­жен проводить сам воспитатель или педагог. Многие психологи про­водили наблюдение за своими детьми и на основании этого делали вывод об их развитии. В. Штерн, на основе наблюдения за развитием своих двух дочек, написал работу по развитию речи. Ж. Пиаже пост­роил концепцию развития сенсомоторного интеллекта на основе на­блюдения за тремя своими детьми. В. С. Мухина проводила наблюде­ние за поведением своих сыновей-близнецов.

Обычно наблюдение сочетается с экспериментальным методом. Используется констатирующий эксперимент, позволяющий выявить имеющиеся особенности в интеллектуальном и личностном разви­тии. При изучении особенностей развития детей дошкольного воз­раста экспериментальное исследование проводится в форме игры, в которой выражаются непосредственные интересы и потребности ре­бенка.

Наряду с констатирующим экспериментом применяется и форми­рующий эксперимент, позволяющий проследить динамику развития определенных психических функций. Л. С. Выготский разработал экспериментально-генетический метод исследования психического развития. Сущность метода заключается в разработке искусственных экспериментальных условий, способствующих созданию самого про­цесса возникновения высших психических функций. После смерти Л. С. Выготского этот метод с успехом применялся А. Н. Леонтьевым при формировании звуковысотного слуха, в исследовании произ­вольных движений А. В. Запорожцем, при изучении закономернос­тей развития восприятия Л. А. Венгером. На основе формирующего эксперимента организуется процесс экспериментального обучения, позволяющий выявить влияние условий обучения на психическое развитие детей (Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.).

Для изучения развития детей в различных возрастных группах ис­пользуются метод срезов и сравнительный метод. Метод срезов по­могает изучить какой-либо аспект развития детей одного возраста, а сравнительный метод применяется при сравнении результатов иссле­дования в разновозрастных группах.

В возрастной психологии часто используется лонгитюдный метод (метод продольных срезов). Изучая развитие сына, В. Прейер исполь­зовал данный метод, то есть проследил развитие ребенка в течение


Тема 1. Предмет задачи и методы возрастной психологии________________ 15

длительного времени. Примером метода продольных срезов может служить и дневник наблюдений матери за развитием своего ребенка. В возрастной психологии широко используется метод тестов, по­зволяющий выявить степень умственного развития детей. Впервые в начале XX в. А. Бине, по заказу министра образования Франции, разработал батарею стандартизированных задач для каждого возра­ста. Американский психолог Л. Термен предложил формулу измере­ния коэффициента детского интеллекта. В настоящее время широко применяется тест Векслера для детей от 4 до 14 лет, позволяющий ис­следовать как общий интеллект, так и его составляющие (вербальный и невербальный).

Основные понятия

Возрастная психология — отрасль психологической науки, изуча­ющая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении развития человека от рождения до старости.

Возраст — это относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.

Онтогенез — развитие психики от рождения до конца жизни чело­века или животного.

Объект возрастной психологии — развитие или возрастная измен­чивость психических явлений.

Предмет возрастной психологии — человек, в процессе его перехо-. да из одного возраста в другой.

Филогенез — постепенное изменение различных форм органичес­кого мира в процессе эволюции..

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания // Избранные пси­
хологические труды в 2 т. — М., 1980.

2. Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории. —
М., 1977.

3. Выготский Л. С. Детская психология //Собр. соч. в 6 т. Т. 3. —.М.,
1984.

4. Запорожец А. В. Психическое развитие ребенка // Избранные пси­
хологические труды. — М., 1986.

5. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. —
М, 1995.


 

 

7. Шаглаева О. А. Детская психология. - М., 2001.

8. ЭльконинД. Б. Детская психология. - М., 1960.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.