Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Руководство психокоррекционной группой: основные задачи и ошибки руководителя.






    Важную роль в групповой коррекции играет поведение психолога, которое в значительной степени определяется его теоретической ориентацией. Но в целом его позиция может быть охарактеризована как директивная и недирективная.

    Основные задачи группового психолога

    — Побуждение членов группы к проявлению отношений, установок поведения, эмоциональных реакций и их обсуждению и анализу, а также разбору предложенных тем.
    — Создание в группе условий для полного раскрытия клиентами своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты.
    — Разработка и поддержание в группе определенных норм, гибкость в выборе директивных и недирективных техник воздействия.
    Средства воздействия, используемые групповым психологом, можно условно разделить на два вида: 1) вербальные и 2) невербальные.
    К вербальным относятся:
    — структурирование хода занятий (одна из важнейших функций психолога). Это все высказывания, которые определяют ход программы занятия. Например: «О чем вы сегодня хотели бы говорить?»; «Чья сегодня очередь рассказывать о себе?»; «Тема сегодняшнего нашего разговора такая-то и такая-то». Высказывания направлены на ограничение непродуктивной активности группы: «Не отвлеклись ли мы от темы?»; «Вы это сказали в связи с тем-то и с тем-то» и т.д.
    — сбор информации. Психолог использует свои вопросы о разных параметрах субъективной модальности или повторяет вопросы других участников группы;
    — интерпретация как самый распространенный и неоднозначный прием словесного воздействия. Она может относиться как к прошлому, так и к актуальному настоящему клиента. Это могут быть приемы отражения эмоций клиента, конфронтация с ним, собственно интерпретация как постановка гипотез о причинах и следствиях поведения клиентов;
    — убеждение и переубеждение, которые совершаются непосредственно и опосредованно;
    — предоставление информации;
    — постановка заданий, которые должны выполнять клиенты. В данном случае речь идет не столько об активности психолога, сколько о стимуляции членов группы к определенному виду активности.
    Высказывания психолога определяют отношения в группе в трудных ситуациях, к числу которых можно отнести следующие:
    Агрессивный клиент в группе. Эффективным может быть прием обсуждения его проблематики, если клиент сидит спиною к группе вне круга. Психолог обсуждает эту ситуацию как этическую и психологическую задачу.
    Клиент, стремящийся к доминированию и соперничеству с психологом. Эффективным может быть прием попеременного игнорирования некоррекционных высказываний, поведения клиента и неожиданного обсуждения их.
    Наличие в группе пассивных клиентов. В этой группе обычным бывает длительное молчание. Молчание может быть использовано как способ демонстрации клиентам роли их собственной активности в групповой психокоррекции, стремление помочь осознать свою ответственность за протекание групповых процессов. Затянувшееся молчание приводит к падению напряжения, которое оно создает вначале и снижению мотивации участия в групповой психокоррекции.
    Нежелание клиента говорить о себе. Психологу необходимо в этом случае стимулировать обсуждение в группе целей и задач групповой психокоррекции и защитных установок.
    Объединение отдельных клиентов в подгруппы — форма отказа от групповой работы. Эти факты психолог использует как материал для обсуждения в группе. Эти трудности уменьшаются по мере развития группы, когда активность психолога уменьшается и переходит к клиентам. Задачей психолога является ориентирование активности группы, ее стимулирование.
    В принципе психолог, с одной стороны, эмоционально принимает каждого отдельного клиента, с другой — предъявляет группе определенные требования. Из этого следует, что необходим постоянный контроль над соотношением сплоченности и напряженности в группе, Кроме того, поведение психолога должно являться своего рода моделью, образцом поведения в групповой ситуации. Внимательно слушая, обращая внимание на одно, игнорируя другое, психолог способствует созданию условий для появления изменений сознания и самосознания клиентов.
    К невербальным средствам относятся: мимика, пантомимика, жестикуляция, интонация, проксемика.

    Наблюдения за работой групповых руководителей позволили исследователям классифицировать стили руководства группой и выделить четыре основных стиля:
    1. Эмоциональная стимуляция.
    2. Опека.
    3. Познавательная ориентация.
    4. Исполнительная функция.
    Эмоциональная стимуляция. Руководитель группы стимулирует проявление различных чувств, конфронтацию отдельных членов группы. Он участвует в происходящем как равноправный член группы: возбуждает остальных, проявляет нетерпение, раздражительность или теплоту и любовь. Его поведение говорит: «Посмотрите на меня и делайте, как я».
    Опека. Руководитель поддерживает членов группы заботой и вниманием, обеспечивает эмоциональную поддержку Он открыто выражает теплоту, вступает в специфические личные отношения с отдельными участниками группы.
    Познавательная ориентация. Руководитель вербализует чувства, которые испытывает клиент, объясняет смысл поведения конкретного человека или всей группы, интерпретирует переживания. Руководитель переводит чувства и поведение на обыкновенный язык.
    Исполнительная функция. Руководитель группы устанавливает правила, определяет нормы, направляет деятельность, следит за временем, расспрашивает, предлагает, советует, решает. Он действует как режиссер, который по необходимости останавливает действие и сосредоточивает внимание на определенном поведении члена группы или всей группы. Руководитель держит группу в полном повиновении и использует собственное положение для достижения целей.
    В связи с тем что стили поведения у разных тренеров по-разному комбинируются, в разной степени проявляются, исследователи создали следующую типологию руководителей групп:
    Опекуны заботятся о клиентах, обеспечивают познавательную ориентацию, советуют, как себя изменить.
    Стимуляторы осуществляют высокий уровень эмоционального стимулирования и средний или высокий уровень исполнительной функции.
    Социальные инженеры ориентированы на группу и занимаются отношением членов группы к ней самой, в своем поведении мало индивидуальны, проявляют умеренный уровень заботы и поддержки, интересуются скорее группой, чем индивидом.
    Личностно-нейтральные руководители — постоянно сохраняют дистанцию, возбуждают агрессивным способом, эмоциональное стимулирование средней силы, слабая забота.
    Либеральные руководители — преобладает познавательная ориентация, достаточно низкий уровень проявления остальных трех стилей.
    Командиры — высшая степень проявления исполнительной функции, авторитарность, частое использование различных упражнений.
    Описанные типы руководителей групп приведены в порядке их эффективности для коррекционной работы. Первые три типа считаются эффективными, последние три — малоэффективными.
    Иногда руководитель группы постоянно придерживается выбранной им роли, иногда он меняет ее в процессе эволюции группы, например на начальном этапе руководитель занимает позицию комментатора и аналитика, а в дальнейшем, по мере созревания группы, переходит в позиции эксперта или аутентичной личности.

    Ко-тренеры

    Часто группой руководят два тренера. В некоторых случаях в роли ко-тренера выступает начинающий психолог, приобретающий опыт руководства группой, в других случаях профессиональный уровень тренера и ко-тренера одинаков. Для тренера присутствие коллеги дает прежде всего возможность получить обратную связь относительно своего поведения в группе. Предпочтительнее, чтобы один из руководителей был мужчина, другой — женщина. В аналитически-ориентированных группах они служат мишенями для переноса чувств к родителям.
    Один психолог может выступать более авторитарно, другой — больше заниматься опекунскими делами. Один повышает, а другой — понижает групповое напряжение и т.д.
    Работа тренеров в паре вызывает ряд вопросов: «Должны ли руководители группы быть всегда в согласии друг с другом или они могут выражать разные взгляды?»; «Должны ли они утаивать от группы реальный конфликт, который может возникнуть между ними, или обсудить его публично на одной из встреч?» и др.
    Если они выбрали позицию аутентичных личностей, то они должны выражать взаимную неудовлетворенность и несогласие. Если кто-то из них признает свою ошибку или заблуждение, то такая откровенность может стать моделью действительных человеческих отношений. Однако тренеры должны постоянно контролировать свое поведение и не допускать, чтобы их соперничество использовалось членами группы в некоррекционных целях.

    Типичные ошибки руководителя группы

    — Опасная тенденция использования ведущим членов группы в собственных интересах (достичь популярности, утвердить авторитет и т.д.).
    — Стремление достичь своих скрытых и невысказываемых целей. Даже небольшой налет этой тенденции чувствуется группой, ослабляет и разрушает ее доверие к ведущему. Все собственные цели ведущего должны быть четко высказаны группе.
    — Ориентация лишь на одну стратегию или на один метод может послужить основанием для недоверия группы к ведущему.
    — Отягощенность собственными большими переживаниями, на основе чего может возникнуть потребность центрировать группу на себя.
    — Непринятие личного эмоционального участия в группе. В группе может и не возникнуть важный для ее развития оптимальный эмоциональный настрой, а взамен этого будет продуцироваться крайне нежелательная эмоциональная отчужденность, психологическая закрепощенность и закрытость участников.







    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.