Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы составления и основные виды психокорреционных программ.






Принципы составления психокоррекционной программы: 1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач указывает на необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов. Взаимообусловленность в развитии различных сторон психики клиента позволяет в значительной степени оптимизировать развитие за счет интенсификации сильных сторон личности посредством механизма компенсации. 2. Принцип единства коррекции и диагностики. Отражает целостность процесса оказания психологической помощи в рамках психокоррекции как особого вида деятельности психолога. 3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В зависимости от направленности выделяют два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей. Коррекция каузального типа предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих сами эти проблемы и отклонения в развитии клиента. 4. Деятельностный принцип коррекции. Это принцип отражает и определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. 5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента требует соответствия хода психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности с другой.. Принцип комплексности методов психологического воздействия – утверждает необходимость использования всего многообразия техник, методов, приемов практической психологии. Критически переосмысленные и взятые на вооружение, эти методы представляют собой мощный инструмент, позволяющий оказать эффективную психологическую помощь клиентам с самыми различными проблемами. 7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе определяется той ролью, который играет ближайший круг общения в психическом развитии клиента. 8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы их активизирующие. 9. Принцип программированного обучения. Наиболее эффективно работают программы, которые состоят из последовательных операций или шагов, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий. 10. Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов от минимально простого этапа к более сложному. Формальная сложность материала может не совпадать с психологической сложностью. Работать с клиентом необходимо на оптимальном уровне сложности. 11. Принцип учет объема и степени разнообразия материала определяет, что психологу следует включать новый материал в работу после сформированности определенного умения. 12. Учет эмоциональной сложности материала. Коррекционная работа обязательно должно завершаться на эмоциональном позитивном фоне.
   

Существуют различные типы коррекционных программ: как стандартизированные, так и свободные (ориентированные на настоящий момент).

При стандартизированной программе четко определены основные этапы программы, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы. При осуществлении стандартизированной программы перед началом осуществления коррекционных мероприятий психолог должен проверить возможности реализации всех

этапов этой программы, наличие необходимых материалов, требований, предъявляемых к участникам данной программы, их возможностям.

При свободной программе психолог самостоятельно составляет программу, определяет цели и задачи этапов коррекции, продумывает ход встреч, определяет ориентиры результатов (достижений) для определения возможностей перехода к следующим этапам психокоррекции.

Кроме этого, существуют коррекционные психологические программы, различающиеся глубиной проникновения в структуру психического развития, которые разделяются на

Программы, ориентированные непосредственно на причины наблюдаемых особенностей развития. Сюда, в первую очередь, относятся программы, основанные на нейропсихологическом подходе: программа комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации(по А.В. Семенович); методика формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (авторская программ Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной). Коррекция нейробиологических особенностей осуществляется врачом.

Программы, оказывающие коррекционное воздействие на уровень базовых составляющих психического развития: формирование и гармонизация уровневой структуры одной из трех базовых составляющих: произвольной регуляции психической активности; пространственных представлений; базовой аффективной регуляции. К ним относятся: про-

грамма формирования регуляции психической активности (программа ФПР); программа формирования пространственных представлений (программа ФПП) – авторские разработки Н.Я. Семаго; программа формирования базовой аффективной регуляции (гармонизации уровневой регуляции аффективной сферы по системе О.С. Никольской).

3) Симптоматические коррекционные программы, воздействие которых ориентированно преимущественно на наблюдаемые конкретные феномены отклоняющегося развития: арттерапевтические программы; формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста; развитие самосозна-

ния через психологическую сказку.

Все программы реализуются с учетом междисциплинарного принципа коррекционной работы: во всех случаях на определенных этапах работы могут быть привлечены различные специалисты.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.