Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные положения использования сказкотерапии в работе с детьми.






Возможности использования сказкотерапии в работе с детьми обусловлена доступностью для восприятия ребенка метафорической формы, в которой созданы сказки. Основной задачей сказкотерапии является синтезирование (объединение и адаптация) множества психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст. К числу основных возможностей сказкотерапии относят интеграцию личности, развитие творческих способностей и адаптационных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика, коррекция. Сочинение историй – само по себе психотерапевтическое занятие, т.к. в свой творческий продукт человек вкладывает элементы своей внутренней реальности. Часто детские фантазии и истории, которые вызывают упреки взрослых, на деле являются актом самотерапии, ибо в образной форме ребенок проговаривает волнующие его вопросы и пробует найти на них ответы. В качестве препятствий к сочинению историй выступают: стереотипы мышления, опасение показаться неоригинальным, отсутствие «искры» в душе, нет подходящей темы. Сочинение сказок благотворно сказывается на психологическом здоровье: человек становиться более уравновешенным, легче справляется с жизненными трудностями, приобретает способность видеть в самой сложной ситуации позитивную сторону. Приступая к психологической интерпретации сочиненной сказки, важно помнить, что под психологической интерпретацией понимается безоценочная интерпретация. При интерпретации обратить внимание на моменты:

1. Основная тема. «О чем эта сказка?», что на данном этапе развития волнует человека, какая тема для него является наиболее актуальной, о чем он сейчас размышляет, что ищет. «Чему учит эта сказка?», указывает на пути экзистенционального развития автора сказки, рассказывает о его целостных ориентирах, взгляде на мир.

2. Линия главного героя. Происходит естественная идентификация автора с главным героем. Интересы, желания, потенциалы и способности, которыми обладает герой, могут отражать те качества, которыми обладает сам автор. Важный момент в анализе линии главного героя – адекватность его поведения к происходящему: событиям, другим героям. Эпитеты, прилагательные, метафоры, применяемые при описании главного героя, отражают эмоциональное отношение автора к самому себе. Мотивы поступков главного героя могут отражать собственную мотивацию автора как реальную, так и потенциальную, скрытую. Особенно важно понять, какое поведение приводит героя сказки к успеху: хитрость, сотрудничество, доброта, противостояние искушению, живость реакции, помощь других, агрессия.

3. Актуализированные чувства. Персонаж и ситуация, в связи с которыми возникали чувства, расскажут об эмоциональной жизни автора: что ему приятно, а что доставляет боль, где он чувствует себя успешным, ощущает поддержку, а где конкурирует или соревнуется с кем-то, в каких ситуациях он уязвим или силен и благороден. Таким образом в сказке могут «проигрываться внутренние конфликты и потенциалы наших взаимоотношений.

4. Образы и символы. Язык любой сказки – это язык образов, которые могут иметь универсальное, архетипическое и индивидуальное значение.

5. Оригинальность сюжета. Каким путем предпочитает идти по жизни человек: известным, проторенным или поисковым.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.