Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнение 5. Цель. Учить соотносить длительность времени с практической деятельностью.






Цель. Учить соотносить длительность времени с практической деятельностью.

Материал. Песочные часы (трех- или пятиминутные); цветной рисунок водяных часов; будильник; электронные часы; бумага для рисования (в клетку), фломастеры -для каждого ребенка.

Способ выполнения. Практическая работа; беседа. Заранее обговорив время, в течение которого должен быть выполнен рисунок, дети приступают к работе. Контроль времени ведется по включенным песочным часам.

Вывод делает воспитатель: «Песочные часы помогают определять только длительность небольшого промежутка времени, но не само время. Ими нельзя пользоваться при определении длительности большого временного интервала. Но в давние-давние времена люди все же нашли выход. На очень большие песочные часы наносили деления, чтобы можно было определить, который час. Задача человека сводилась к тому, чтобы вовремя перевернуть колбу. Такие часы иногда наполняли водой. Потому и стали называть их " водяными". (Показ рисунка.) Самые первые часы люди придумали тогда, когда заметили, что тень от какого-либо колышка передвигается вокруг него вместе с солнцем. (Демонстрация модели солнечных часов, основа которой - кусок поролона, вместо колышка - спица, вместо солнца - настольная лампа без абажура. Желательно подготовить достаточно большую модель и установить ее на полу. Тогда вся группа будет иметь возможность наблюдать весь процесс одновременно.) Они заметили, что самая длинная тень бывает тогда, когда солнце садится, а самая короткая - когда солнце стоит высоко. Если солнце высоко, какое это время суток? (Полдень.) Если солнце низко? (Вечер или утро.) Вот, очевидно, почему древние люди разделили место вокруг колышка на равные промежутки и назвали время, за которое тень проходит от одной отметки до другой, часом. Сосчитаем количество делений на солнечных часах. (Двенадцать.) Поэтому и часов на этом круге отмечено двенадцать. Сейчас многие удивляются: «Почему древние люди разделили солнечный круг именно на двенадцать частей, а не на десять?». Дело в том, что в те времена счет вели не на основе десятков, а на основе числа 12, поэтому и часов на круге двенадцать. Сейчас это кажется необъяснимой загадкой, некоторые ученые даже думают, что с часами познакомили древних людей пришельцы с других планет, у которых было не десять пальцев на руках, как у нас, а двенадцать, поэтому им удобно было считать по двенадцать, а не по десять. Вы можете подумать: «А почему на основе числа 12?». На этот вопрос никто до сих пор не может ответить. А часы настолько древний инструмент измерения времени, что все уже привыкли: время измеряется в часах и минутах именно так, как это делали в древности. Привыкли, что в сутках два раза по двенадцать часов. Когда же люди придумали механические часы, их сделали похожими на такой же солнечный круг с такими же делениями.

Скажите, какой основной недостаток солнечных часов? Всегда ли в древности могли ими пользоваться? (Только тогда, когда светило солнце.) А вот механические часы работают без солнца. Это очень сложный механизм. (Если есть возможность, желательно показать механизм работающего будильника; обычно это производит впечатление.) Попробуйте догадаться: что двигает механизм часов? (Пружина.) Если часы не завести, они остановятся. Завода обычно хватает на сутки. Но есть часы, которые не надо заводить. Что это за часы? (Электронные.) Рассмотрите внимательно эти электронные часы. Чем они отличаются от механических? Правильно, у них нет стрелок. Читаем их показания. Обратите внимание: по электронным часам гораздо легче определять время, так как сразу видны и часы, и минуты. Надо только прочитать их показания.

Примечание. Понять время по часам со стрелками гораздо сложнее. Процесс расшифровки показаний связан с умением соотнести показания двух совмещенных циферблатов - часового и минутного. Кроме того, процесс этот осложнен тем, что в основе часов лежит не десятичная система счисления: 24 часа - 60 минут - 60 секунд. И тем не менее пропедевтику знакомства с мерами времени по механическим часам имеет смысл проводить.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.