Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления прокурорского надзора.






Главной функцией прокуратуры, предопределившей необходимость ее создания, является надзорная. В зависимости от социальной направленности, характерных полномочий и средств, а также других элементов, эта функция прокуратуры подразделяется на ряд направлений.
Естественно, что каждое направление прокурорского надзора имеет свой предмет - исполнение законов определенными юридическими и физическими ли-цами в конкретной сфере деятельности. По своей сущности прокурорский надзор един и неделим, поскольку едины цели и задачи прокуратуры, его система и правовая база. Однако предмет прокурорского надзора в соответствии с отраслями права имеет свои особенности, порожденные особенностями отраслевых законодательств, что предполагает изучение всех направлений прокурорской деятельности. В едином прокурорском надзоре в соответствии с теорией и ФЗ «О прокуратуре РФ» выделяются следующие его направления:
1. Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов (ранее это направление называлось «общий надзор» и характеризовалось чрезвычайной широтой предмета надзора - многообразием нормативно-правовых актов).
Ныне, согласно ФЗ «О прокуратуре РФ» ст.21, объектами надзора являются:
федеральные министерства;
государственные комитеты;
государственные службы;
иные федеральные органы исполнительной власти;
представительные органы государственной власти субъектов РФ;
исполнительные органы государственной власти субъектов РФ;
органы местного самоуправления;
органы военного управления;
органы контроля;
органы управления коммерческих и некоммерческих организаций;
руководители коммерческих и некоммерческих организаций.
В связи с чрезвычайной широтой предмета рассматриваемого направления прокурорского надзора, в пределах его деятельности на практике выделяют дополнительные, более узкие направления (подотрасли). Например: надзор за исполнением законов в социальной сфере, экономической, в сфере исполнения законодательства о несовершеннолетних и т.д. Согласно этой же статье (21 ФЗ «О прокуратуре РФ») прокурорский надзор осуществляется не только за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, но и за соответствием им нормативно-правовых актов, издаваемых перечисленными объектами прокурорского надзора.
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
В этом направлении прокурорский надзор осуществляется за исполнением Конституции РФ и законов, обозначенных в первом направлении объектами надзора. Специфика этого направления определяется сферой правовых отношений, связанных с правами и свободами граждан.

В предмет данного направления прокурорского надзора входит исполнение большого числа законодательных актов, объединенных сферой регулирования прав и свобод человека и гражданина, которые исполняют сотни означенных выше органов власти и управления.
Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие.
Названные виды деятельности затрагивают важнейшие права и свободы, имеют возможность острейшего вмешательства в личные права и свободы каждого конкретного человека. По этой причине государство сочло необходимым закрепить это направление деятельности прокуроров по надзору за исполнением законов обо-значенными органами в самостоятельное направление надзора, подчеркивая его важность. При этом государство обеспечивает наряду с гражданами и свои интере-сы. Так, при совершении преступлений против госсобственности, порядка управле-ния правосудия и т. д. прокурор, исполняя надзор за исполнением законов, требует принятия мер к установлению размеров и вида ущерба, а также мер по его возме-щению, защищает интересы государства.
Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принуди-
тельного характера, администрациями мест содержания задержанных заключенных под стражу.
Выделение этого вида деятельности прокуроров в самостоятельное направление, как и в предыдущем случае, следует объяснить исключительной важно-стью специфического контекста законов, регулирующих важнейшие права и свободы граждан, отбывающих различные виды наказаний, а также специфическую дея-тельность органов, исполняющих наказание. Специальным законодательством ре-гулируются не только права и свободы граждан, осужденных за совершение пре-ступлений, но и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в случае заключения их под стражу. В этом случае прокурорский надзор отражает политику государства в рассматриваемой сфере общественных отношений. Обеспе-чение прав и свобод граждан и интересов государства есть двуединая задача прокурорского надзора.
5. Участие прокуратуры в рассмотрении дел в суде.
Согласно ФЗ «О прокуратуре РФ» (ст.35, 36, 39), прокурор участвует в рассмотрении уголовных, гражданских, административных и арбитражных дел. Это самостоятельное направление в деятельности прокуроров состоит из надзорной и иной (не надзорной) деятельности. Участвуя в рассмотрении дел судами, прокурор выполняет две основные функции: равноправно участвует в состязательном процессе (поддерживает обвинение); осуществляет прокурорский надзор за законностью решений, приговоров, определений и постановлений суда. Реализация этой функции предполагает право и обязанность прокурора (ч. 1 ст.36) опротестовать или обжало-вать в установленном порядке указанные акты суда в случаях выявления их неза-конности или необоснованности.

Ч.5 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ» предусматривает право Генерального прокурора РФ принимать участие в заседаниях ВС РФ, ВАрС РФ, а также ч. 6 ст. 35 предоставляет ему право обращаться в Конституционный Суд РФ в связи с нарушениями конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Ст. 39 ФЗ «О прокуратуре РФ» уполномочивает Генерального прокурора на обращение в ПВС РФ и ПВАрС РФ с представлением о даче этими судами разъ-яснений по вопросам судебной практики по делам их компетенции.
Осуществление прокурором обозначенных функций позволяет решить
ряд задач:
1) защита прав и свобод человека и гражданина;
защита охраняемых законом интересов общества и государства;
защита охраняемых законом прав и интересов предприятий организаций
и иных юридических лиц.
Полномочия прокурора по осуществлению этих задач предоставлены как процессуальным законодательством, так и напрямую ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» и позволяют:
участвовать в рассмотрении дел судами;
выступать в качестве государственного обвинителя в суде (в отличие от предыдущего закона имеет право отказаться);
обращаться в суд с заявлением (о признании нормативно-правовых актов недейст-вительными);
вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства;
ч. 1 ст.36 ФЗ «О прокуратуре РФ» предоставляет право в рамках процессуального законодательства опротестовать или обжаловать в вышестоящий суд не вступившее в законную силу незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда;
ч.2 ст.36 - то же самое в отношении вступивших в законную силу актов суда.
Кроме названных выше направлений деятельности и соответствующих им предметов прокурорского надзора, в соответствии со ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» на прокуратуру возложена обязанность координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.