Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые основы организации и деятельности прокуратуры.






 

Принципы организации и деятельности прокуратуры — это основополагающие, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные, предъявляемые к ней требования. Так как принципы определяют наиболее общие признаки и требования, то они обязательны для любого прокурорского работника независимо от занимаемой должности или конкретного направления его деятельности.

Принцип централизации

Централизация прокуратуры означает, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а все прокуроры — Генеральному прокурору РФ, который возглавляет всю систему органов прокуратуры. Все прокуроры — руководители прокуратур на местах назначаются Генеральным прокурором РФ.

Принцип централизации реализуется и в том, что назначение прокуроров и их подчиненность идет только по вертикали: нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а все прокуроры — Генеральному прокурору РФ.

Прокурор любого звена прокурорской системы при осуществлении надзора может быть заменен вышестоящим прокурором, за исключением специально оговоренных в законодательстве случаев. Вышестоящий прокурор может не только взять на себя выполнение полномочий нижестоящего прокурора, но и поручить ему выполнение некоторых своих обязанностей, кроме случаев, определенных законом (например, прокурор субъекта федерации не может поручить прокурору района принести протест в порядке надзора по уголовному или гражданскому делу на вступившие в силу приговор или решение суда, так как прокурору района закон такого права не предоставляет). Вместе с тем каждый прокурор сохраняет самостоятельность в принятии решений и несет за принятое решение персональную ответственность.

Вышестоящий прокурор обязан осуществлять руководство и контроль за работой подчиненных ему прокуроров и несет ответственность за правильную организацию работы по осуществлению надзора подчиненными прокурорами.

Принцип единства прокурорского надзора

Принцип единства прокурорского надзора выражается в единообразных формах организации и деятельности всех прокурорских органов, в единстве целей и общих задач осуществления надзора в стране, а также полномочий прокуроров по выявлению правонарушений и реагированию на них. Принцип единства прокурорского надзора реализуется в единоличном разрешении прокурором всех вопросов, связанных с прокурорским надзором. Все приказы и указания прокурора подписываются им лично и являются обязательными для нижестоящих прокуроров. Вышестоящий прокурор может единолично отменить акт надзора нижестоящего прокурора.

Осуществляя надзор за исполнением законов, каждый прокурор лично вносит протесты на незаконные акты, представления, возбуждает уголовные дела, принимает иные решения.

Единоначалие повышает персональную ответственность прокуроров за принимаемые решения, в особенности, когда они сопряжены с применением мер государственного принуждения и ограничения прав граждан. Сказанное не означает полного отсутствия в системе прокуратуры коллегиального обсуждения и решения вопросов прокурорского надзора. В Генеральной прокуратуре, в прокуратурах субъектов федерации и приравненных к ним прокуратурах созданы коллегии для обсуждения наиболее важных вопросов деятельности прокуратур. Обсуждаются такие вопросы на совещаниях при руководителях прокуратур и в других формах. Однако решения этих совещательных органов реализуются через приказы прокуроров.

Принцип законности

Законность, как принцип прокурорского надзора, означает, что все органы прокуратуры осуществляют свои надзорные функции в рамках закона, соблюдая законные права и интересы юридических и физических лиц. Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуроры могут действовать только в пределах определенных законом полномочий.

Принцип законности имеет особое значение для прокурорского надзора — на него возложена обязанность следить за исполнением законов всеми юридическими и физическими лицами. Потому и сама прокуратура, выполняя эту функцию, обязана неукоснительно, предельно точно соблюдать законы. Осуществляя надзор, прокуратура действует на основе законов, определяющих организацию и порядок ее деятельности: Конституции РФ, Закона о прокуратуре, иных законодательных актов РФ.

Реализация принципа законности при осуществлении прокурорского надзора приобретает особое значение в случаях, когда прокуроры принимают меры к наказанию лиц, допустивших правонарушение. Каждое действие прокурора, каждый его акт реагирования должны быть основаны на законе, совершаться в формах, определенных законом, и ни в коем случае не нарушать права граждан и юридических лиц.

Принцип независимости прокурорского надзора

Сущность рассматриваемого принципа в том, что каждый прокурор в своей деятельности независим и при выполнении возложенных на него обязанностей руководствуется законами и изданными в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. Названным законом прокурор огражден от вмешательства в его надзорную деятельность каких бы то ни было федеральных или местных органов. Независимость органов прокуратуры не означает отрыва прокуроров от местных органов власти и управления. Свои организационные мероприятия по осуществлению надзора и в целом укреплению законности прокуроры осуществляют в тесном контакте с центральными и местными органами представительной и исполнительной власти.

Гарантией соблюдения этого принципа является ст.5 Закона о прокуратуре, закрепившая недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Согласно этой статье воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом уголовную или административную ответственность.

Прокуроры не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

Одной из гарантий принципа независимости является политическая независимость прокурора. Она состоит в том, что согласно п. 4 ст. 4 Закона о прокуратуре прокурорам запрещено быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, или принимать участие в их деятельности. Это исключает возможность влияния таких объединений на прокурора, а следовательно, и на принимаемые им решения в процессе осуществления прокурорского надзора.

Решению этой же задачи служит предусмотренное в том же п. 4 ст. 4 Закона о прокуратуре запрещение создания и деятельности общественных объединений, преследующих политические цели, их организаций в органах и учреждениях прокуратуры. Если прокурор не имеет права быть членом политических объединений, созданных вне органов и учреждений прокуратуры, то тем более он не имеет права их создавать и участвовать в деятельности таких организаций в самой прокуратуре. Их создание в органах прокуратуры запрещено законом.

Разумеется, прокурор, будучи гражданином своей страны, членом общества вполне может разделять чьи-то воззрения, придерживаться определенных взглядов, иметь свое видение на доктрины тех или иных политических объединений, каковых в России ныне великое множество. Однако все это ни в коей мере не должно влиять на принятие им профессиональных решений.

Прокурорским работникам нельзя заниматься иной оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и творческой.

Важность неукоснительного соблюдения принципа независимости прокуратуры особенно актуальна в условиях частых и быстрых изменений в социальных, политических и экономических отношениях, присущих современному российскому обществу.

Принцип гласности

Этот принцип закреплен в п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре. Суть его в том, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне. Они информируют федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и население о состоянии законности.

Одна из форм реализации, названного принципа закреплена в п. 7 ст. 12 Закона о прокуратуре, согласно которой Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и отчет о проделанной работе по их укреплению. Таким образом, прокуратура информирует высшие органы государственной власти не только о состоянии законности в РФ, но и о результатах своей работы по ее укреплению. В п. 7 ст. 12 Закона о прокуратуре говорится о деятельности только Генерального прокурора РФ, но на практике все подчиненные ему прокуроры, действующие, разумеется, на своем уровне полномочий, в свою очередь информируют местные органы власти о результатах своей работы.

Реализация принципа гласности обеспечивается созданием в органах прокуратуры специальных структурных подразделений (в Генеральной прокуратуре РФ) или помощников прокурора, отвечающих за связь со средствами массовой информации.

Если информация о работе прокуратуры по конкретным делам может причинить вред интересам государства, граждан, то разглашение такой информации не допускается.

 

7.Концепция прокурорского надзора на современном этапе развития России.

Концепция (от лат. согйерШо) означает систему взглядов, определенное понимание явлений, процессов в целях выработки конкретных направлений совершенствования деятельности в любой сфере общественной жизни. С 1965 года прокурорский надзор является самостоятельной отраслью правовой науки, а по номенклатуре научных специальностей - самостоятельной учебной дисциплиной. Именно с этого времени, хотя на протяжении всей истории существования и дея-тельности прокуратуры предпринимались такие попытки, в теории и практике чаще стали возникать различного рода концепции относительно места органов прокуратуры в системе государственных органов, предмета и пределов прокурорского надзора, полномочий прокурора и средств по устранению установленных им нарушений закона и др.
В период реформирования государства (с 1990 года) прокурорский надзор, как самостоятельный вид государственной деятельности, стал предметом острой научной дискуссии. Тогда и возникла необходимость разработать научно- обоснованную концепцию организации и деятельности прокуратуры в этих условиях. После серии научно-практических конференций, научных публикаций видных правоведов страны в 1993-1994 годах в стенах НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ был разработан проект концепции развития прокуратуры на переходный период как многофункционального органа за надзором и исполнением законов. Реализация подавляющего большинства положений этой концепции нашла свое отражение в новой редакции ФЗ «О прокуратуре РФ» 1995 года. Вместе с тем в настоящее время сохраняется необходимость дальнейшего совершенствования законодательного обеспечения на четко обозначенной концептуальной основе.
С точки зрения ученых и практиков, выработанной на основе аналитических и прогностических исследований, предмет и содержание концепции прокурорского надзора, ее сущность состоят в том, чтобы определить:
степень эффективности сложившейся системы, структуры и полномочий органов прокуратуры на современном этапе;
необходимость сохранения понятия высшего надзора органов прокуратуры за исполнением законов в государстве;
место органов прокуратуры в системе государственных органов;
соответствие действующего законодательства требованиям по обеспечению единства, централизации и независимости органов государства;
дальнейшее совершенствование прокурорского надзора в плане реализации судебной реформы в РФ;
конкретные меры законодательного и организационного характера по преобразованию, организации и деятельности прокуратуры.
Научными исследованиями в области прокурорского надзора подтвер-ждается необходимость дальнейшего расширения возможностей прокуратуры по воздействию на состояние законности, повышения ее правового статуса как органа, входящего в систему государственной власти. В этой связи реформирование российской прокуратуры на современном этапе предлагается осуществить на основе следующих концептуальных идей:
1. Реформирование прокуратуры должно происходить в соответствии с задачами и параметрами строительства в России правового демократического госу-дарства. Однако правовое государство трудно представить без сильной многофункциональной прокуратуры.
Это означает:
дальнейшее совершенствование законодательства о прокуратуре - конституционное и отраслевое;
усиление на этой основе влияния прокуратуры на состояние законности и правопорядка;
активную защиту прав личности, интересов общества и государства.
Иными словами, необходима жесткая защита ценностей социальной
справедливости.
Обеспечение реальной независимостипрокуроров от местной власти.
Актуальнейшая проблема единства федерального государства находится в тесной связи с борьбой против местничества и сепаратизма (обеспечение вертикали власти). Позитивное ее решение возможно только при условии реального обеспечения единства законности на всей территории страны. В качестве важнейшего института, цементирующего Российское государство, способна выступить прокуратура как своеобразный гарант обеспечения верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации.

Однако обеспечить реальную независимость прокуроров всех уровней (кроме Генерального прокурора) не так просто. Принципу централизации в организации и деятельности органов прокуратуры препятствует ст. 13 ФЗ «О прокуратуре РФ», где прописана необходимость согласования назначения прокурора субъекта РФ по согласованию с органами государственной власти этих субъектов. На взгляд видных специалистов укреплению независимости прокуроров может послужить законодательное закрепление принципа несменяемости прокуроров (ст. 121 Конституции РФ обеспечивает в отношении судей реализацию этого принципа).
Учет правовых традиций России и ее исторического опыта.
Феномен прокуратуры любого государства следует оценивать в контексте социально-политических условий его функционирования национальных традиций, особенностей правовой культуры народа и др. факторов. Именно такой вывод сделан в итоговых документах встречи представителей Совета Европы с Генеральной прокуратурой РФ. 8-9 января 1997 года. С учетом этого факта в концепции предлагаются осуществлять основные направления реформирования органов про-куратуры.
Широкое обобщение зарубежного опыта правоохранительной дея-тельности.
Изучение зарубежного опыта правоохранительной деятельности с позиций возможного его использования в нашей стране объективно способствует со-вершенствованию деятельности органов прокуратуры РФ в современных условиях.
Использование такого рода опыта отдельных зарубежных стран по разработке национальных и региональных программ борьбы с преступностью, координации правоохранительной деятельности, сотрудничеству с общественными орга-
низациями, правовой экспертизе нормативных актов определено в концепции как приоритетное направление, заимствование этого опыта. Но вместе с тем, по замыслу авторов концепции, следует избегать принудительного характера внедрения инородных правовых образований в государственно-правовую материю российского общества.
Ориентация на эволюционное, постепенное преобразование прокурорской системы.
Такой подход, обозначенный в Концепции, предопределяет два этапа реформирования института прокуратуры в РФ: переходного периода и политической и правовой стабилизации. Каждому из них присущ свой тип прокуратуры, от-ражающий объективные потребности обеспечения законности, поддержания устойчивого правопорядка и реальной борьбы с преступностью. Для осуществления этого направления концепции должны найти законодательное закрепление.
Усиление правозащитной функции прокуратуры.
Правозащитный потенциал ФЗ «О прокуратуре РФ» усилен выделением специальной функции надзора прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В концепции выдвигается необходимость решения следующих задач для органов прокуратуры;
дополнить судебную форму защиты прав граждан;
компенсировать издержки становления института парламентского Уполномоченного по правам человека;
обеспечить функционирование многовариантной, альтернативной системы охраны прав граждан.
И главное - результативность надзора за соблюдением прав и интересов граждан должна стать определяющим критерием оценки деятельности всей прокурорской системы.
Расширение правовых и организационных возможностей воздействия прокуратуры на законность в сфере экономических отношений и обеспечения экономической безопасности страны.
Под предлогом способствования развитию рыночных отношений и свободе предпринимательства в настоящее время прокурорский надзор из сферы экономических отношений фактически устранен. Соответственно ограничены права прокуроров в арбитражном, гражданском и конституционном судопроизводстве.
В концепции предлагается существенно повысить эффективность прокурорского надзора за исполнением законов в следующих сферах экономики:

финансов и налогов;
охране государственной собственности;
охране природных ресурсов;
в землепользовании;
во внешнеэкономической деятельности;
в добывающих отраслях.
Однако при этом придется преодолеть попытки заинтересованных кругов верхних слоев нашего общества по дальнейшему ослаблению прокурорского надзора за исполнением законов в сфере экономики.
Реформирование «обще надзорной» деятельности прокуратуры.
Концепция развития органов прокуратуры излагает необходимость
четкого установления пределов и предмета обще надзорной деятельности за счет сосредоточения правоохранительного потенциала:
на обеспечении прав граждан и коллективов, определенных групп, которые сами не всегда могут защитить свои интересы (инвалиды, недееспособные, несовершеннолетние, престарелые), и предъявление исков в их защиту;
деятельность тех структур органов власти, от которых главным образом зависит нормальное функционирование государства (институтов исполнительной власти, контролирующих органов - их административная деятельность);
активизации надзора за совершенствованием ведомственного и местного нормотворчества на предмет их соответствия законам РФ;
внесении поправки в ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» и включении в предмет прокурорского надзора деятельность коммерческих и некоммерческих ор-ганизаций;
восстановлении права прокурора возбуждать дисциплинарное преследование правонарушителей и выносить официальное предостережение должностным лицам, допустившим правонарушение.
Расширение функции координации прокуратурой правоохранительной деятельности.
Многообразие задач координации круга ее участников, разнопланового характера их деятельности диктует необходимость более развернутого законодательного регулирования осуществляемой прокуратурой функции координации, нежели это сделано в ст. 8 ФЗ «О прокуратуре РФ». По замыслу авторов концепции, ее необходимо выделить в законе в самостоятельный раздел, в котором обозначить предмет, основные параметры правового статуса и полномочий прокуроров, как координаторов, а также правовых средств реализаций данной функции.
Обеспечение более тесной взаимосвязи и взаимодействия прокуратуры с судебной властью.
Судебная власть, при безусловном обеспечении независимости суда, не может успешно решать поставленные перед ней задачи без взаимодействия под-держки всей правоохранительной системы и прокуратуры в особенности. Взаимодействие суда и прокуратуры - это проблема сотрудничества и обоюдного профессионального контроля с целью повышения уровня законности и эффективности правоохранительной деятельности. Здесь следует исходить из того, что любой госу-дарственный орган, лишенный внешней профессиональной оппонентуры и внешнего контроля, ожидает перерождение. Контроль суда за законностью применения прокуратурой мер процессуального принуждения на предварительном следствии, как и контроль прокурора за законностью судебных решений, путем их опротестования в вышестоящие суды, не может рассматриваться как способ ограничения их независимости.
Напротив, Концепция предполагает необходимую активизацию взаим-ного контроля суда и прокуратуры за законностью процессуальных действий и решений путем дальнейшего закрепления этих позиций в законодательстве.

 

8. 8.Задачи, стоящие перед органами прокуратуры.
Перед Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами поставлена задача осно­вополагающего характера — осуществление надзора за точным и единообразным исполнением законов, действующих на
территории Российской Федерации.
Реализуя свои полномочия, прокуроры надзирают за тем, чтобы органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, должностные лица и граждане действовали на основе за­конности, обеспечивали в соответствии с предоставленными им правами и возложенными на них обя­занностями охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.
Задачи органов прокуратуры по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов конкретизированы в ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»: это обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В сфере общего надзора задачи прокуроров состоят в том, чтобы правовые акты, издаваемые госу­дарственными органами власти и управления, а также должностными лицами, соответствовали Консти­туции Российской Федерации и иным федеральным законам. Перед органами прокуратуры поставлена также задача, чтобы общий надзор стал надежной преградой на пути местничества и ведомственности, подрывающих основы законности в государстве, ее единства и
неуклонного исполнения.
При осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следст­вия прокуроры должны обеспечивать осуществление надзора таким образом, чтобы каждое преступление было быстро и полно раскрыто; ни одно лицо, виновное в совершении преступления, не избежало установ­ленной законом ответственности; задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления, производи­лось не иначе как в порядке и по основаниям, установленным в законе; никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному ограничению в правах; никто не был заключен под стражу без санкции прокурора или судебного решения; соблюдался установленный зако­ном порядок возбуждения уголовных дел, применения указанных в законе мер процессуального принужде­ния; при расследовании преступления неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и
объективном исследовании всех обстоятельств дела, выяснялись как уличающие, так и оправдывающие об­виняемого обстоятельства, а также отягчающие и смягчающие его ответственность; выяснялись причины и условия, способствовавшие совершению преступления; обеспечивались конституционные гарантии непри­косновенности личности и жилища, требования принципа презумпции невиновности.
При надзоре за законностью и обоснованностью постановлений суда по уголовным делам перед прокурорами стоят следующие задачи: обеспечение требований закона о всестороннем, полном и объективном исследовании судом
обстоятельств дела; квалифицированное, на высоком профессиональном уровне поддержание государственного обвинения; содействие суду постановить по каждому уголовному делу законный, обоснованный и справедливый приговор; обеспечение
своевременного и правильного обращения приговоров, определений и постановлений к исполнению.
В сфере надзора за законностью судебных постановлений по гражданским делам прокуроры над­зирают за обеспечением судом принципа всесторонности, полноты и объективности исследования об­стоятельств дела, чтобы решения суда являлись законными и справедливыми.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.