Краткие биографические справки. Лев Семенович Выготский (1896-1934) - выдающийся совет- ский психолог, занимающий исключительное место в истории советской психологии
Лев Семенович Выготский (1896-1934) - выдающийся совет- ский психолог, занимающий исключительное место в истории советской психологии, заложил те основы, которые стали исход- ными для ее дальнейшего развития и во многом определили ее современное состояние. Автор многочисленных работ по общей, детской, педагогической и патологической психологии. Окончил ис10ри«о-философС1< ий факультет МГУ и одноьремсинй Универси- тет шанявского в 1917 г. Начал научно-педагогическую деятель- ность в Гомеле. В 1924 г. приглашен в Москву. Работал в институте психологии, в Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, во 2-м МГУ.
Л. С. Выготскому наряду с другими крупнейшими советскими учеными (в первую очередь С. Л. Рубинштейном) принадлежит заслуга разработки принципиальных основ марксистской психоло- гии, опирающейся на теорию диалектического и исторического материализма. Исходя из материалистического понимания явле- ний психики, Выготский разработал систему оригинальных теоре- тико-методологических воззрений, оказавшуюся Б-сьта.юнст- руктизной и составившую фундамент сббДоГ.гихологи^& сксй тьэрмн деятельности.
Хотя Л. С. Выготский проработал в области психологии всего около 10 лет, можно сказать, что " нет проблемы этой науки, которой он ни занимался. Об этом свидетельствует неполный перечень его основных трудов:
Исторический смысл психологического кризиса (работа напи- сана в 1927 г.); Мышление и речь (опубликована в 1934 г.); Лекции по психологии (прочитаны в марте-апреле 1932 г. в Ленинградском педагогическом институте); „История развития высших психиче- ских функций" (работа написана а 1931 г.); „Вопросы детской (возрастной) психологии" (1932-1934), многочисленные работы по вопросам дефектологии. „Орудие и знак в развитии ребенка" (труд написан в 1930 г.), „Учение об эмоциях" (работа написана прибли- зительно в 1931-1933 гг.); „К вопросу о психологии творчества актера" (статья написана в 1932 г.) и т. д.
Александр Романович Лурия (1902-1977)-профессор, доктор педагогических наук (по психологии), доктор медицинских наук, действительный член АПН СССР, выдающийся советский психолог, основоположник нового направления в психологии - нейропсихо- логии.
Окончил факультет общественных наук Казанского универси- тета в 1921 г. С этого года он начал работать в области экспери- ментальной психологии. Его первые исследования были посвяще- ны проблемам прикладной психологии- психофизиологии труда. В 1923 г. переезжает в Москву и становится сотрудником Института
психологии: в этот период он занимался изучением аффективных состояний человека. Результаты этих исследований вошли в содер- жание его первой докторской диссертации. Психофизиология аффективных процессов", защищенной в 1936 г. В 20-е годы А. Р. Лурия вместе с Л. С. Выготским и рядом других советских психо- логов (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконик и др.) начинает разработку теории культурно-исторического развития психических процессов. В эти же годы А. Р. Лурия занимался изучением роли наследствен- ных и средовых факторов в психическом развитии ребенка (см.:
Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М., 1956). В 1930-1931 гг. А. Р. Лурия - первый из совет- ских психологов - предпринял сравнительное изучение влияния культурно-исторической среды на развитие психических процес- сов.
С 1926 г. А. Р. Лурия совместно с Л. С. Выготским начал прово- дить исследования в неврологической клинике. Эти первые иссле- дования были посвящены изучению нарушений психических про- цессов у больных паркинсонизмом и афазией и положили начало новому направлению в психологии-нейропсихологии. С 1937 по 1941 г. А. Р. Лурия работал в Институте нейрохирургии АМН СССР, продолжая изучать главным образом различные проблемы афазио- логии. В этот период закончил 1-й Московский медицинский инсти- тут (в 1936 г.). В 1942 г. защитил вторую докторскую диссертацию, посвященную проблемам афазии. В годы Великой Отечественной войны А. Р. Лурия был научным руководителем восстановительно го госпиталя (на Урале). В начале 50-х годов А. Р. Лурия вновь обращается к изучению психических процессов у детей и особенно к формированию у детей регулирующей функции речи. В 1957- 1958 гг. А. Р. Лурия возвращается к нейропсихологической тематике, и до конца жизни нейропсихология становится основной сферой его научных интересов.
С 1966 по 1977 г. А. Р. Лурия возглавлял кафедру нейропсихо- логии и психофизиологии, позже - нейро-и патопсихологии факуль- тета психологии МГУ. Он автор более 300 работ, в том числе 30 книг.
Основные сочинения: Этюды по истории поведения (совм. с Л.С.Выготским). М., 1930; Травматическая афазия. М., 1947; -8ос- становление функций мозга после воэнной травмы. М., 1948;
Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномаль- ного ребенка (отв. ред.). М., Т. I. 1963; Т. II. 1970; Лобные доли и регуляция психических процессов/Под ред. А. Р. Лурия, и Е. Д. Хомской). М., 1966; Нейропсихологический анализ решения задач (совм. с Л. С. Цветковой). М., 196Р; Высшие психические функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1969; Основы нейропсихологии. М., 1973; Основные про- блемы кейролигкнгвистики. М., 1975; Язык и сознание. М., 1979.
Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979)-выдающийся советский ученый, академик АПН СССР, лауреат Ленинской пре- мии, доктор психологических наук, профессор.
По окончании в 1924 г. отделения общественных наук Москов-
ского университета работал в Институте психологии и в академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской в Москве. Магистральное направление его научных исследований определи- лось, когда во второй половине 20-х г. он сблизился с Л. С. Выгот- ским и вместе с ним и А. Р. Лурия приступил к разработке теории общественно-исторического происхождения высших, специфически человеческих психических функций. К этому времени относится ег" исследование произвольной памяти и произвольного внимания, опубликованное в книге „Развитие памяти" в 1931 г. В 30-х г. (одновременно с С. Л. Рубинштейном и независимо от него) А.Н.Леонтьвв приступил к газработке важнейшей для марксист- ской психзлогяи г^облемы материальной, чувственно-предметной деятельности как основного источника происхождения и развития психических процессов и свойств человека. Уже в начале 30-х г. в Харькове а. Н. Леонтьев предпринимает совместно с группой мо- лодых ученых (Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П- И. Зинченко и др.) новый цикл теоретических и эксперименталь- ных исследований, посвященных изучению структуры и генезиса человеческой деятельности, прежде всего практической, и ее роли в формировании различных психических процессов на различных ступенях онтогенетического развития. В 1934-1940 гг. А. Н. Леон- тьев выполнял экспериментальные исследования генезиса чувст- вительности у человека, представленные в его докторской диссер- тации „Развитие психики". В 1942-1945 гг. А. Н. Леонтьев возгла- вил научную работу Опытного восстановительного госпиталя. С 1944 по 1950 г. заведовал отделом детской психологии Института психологии АПН РСФСР в Москве, с 1945 - зав. кафедрой психоло- гии философского факультета, а с 1966 г. - декан и зав. кафедрой общей психологии психологического факультета МГУ. В разрабо- танной А. Н. Леонтьевым концепции деятельности получили осве- щение прежде всего наиболее принципиальные и фундаментальные теоретические и методологические проблемы психологии.
Основные сочинения: Восстановление движений (совместно с А. В. Запорожцем). М., 1945; Проблемы развития психики (первое издание опубликовано в 1959 г. и удостоено Ленинской премии 1963 г.); Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975 (за эту работу А. Н. Леонтьев был удостоен Ломоносовской премии первой сте- пени).
|