Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод исследования






Концепция учебной деятельности использует в качестве основ-
ного метода формирующий эксперимент (один из вариантов ес-
тественного эксперимента), который в наибольшей степени адек-
ватен объекту изучения в возрастной и педагогической психоло-
гии - развивающейся психике ребенка.

Этот метод является одним из частных воплощений того обще-
го каузально-генетического (или генетико-моделирующего) метода

изучения развития психики ребенка, основы которого заложены в
трудах Л. С. Выготского, а затем всесторонне раскрыты в работах
А. Н. Леонтьевэ, А. Р. Лурии, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца,
Д. Б.Эльконина и их сотрудников. Сущность этого метода выража-
ется в изучении процессов перехода к новым формам психики, в
изучении условий возникновения того или иного психического
явления и в экспериментальном создании условий этого возникно-
вения. Такое исследование протекает проектирование и моделиро-
вание процесса развития.

В исследованиях, опирающихся на концепцию учебной деятель-
ности, этот метод применяется в виде конструирования и перекон-
струирования экспериментальных школьных программ и много-
летнего обучения целых классов по этим программам. При этом
экспериментальное обучение строится не как приспособление к
наличному, уже сложившемуся уровню детей, а как использование
таких средств, которые активно формируют у них новый уровень
способностей, необходимый для полноценного усвоения вводимо-
го материала. Таким образом, генетико-моделирующий метод
исследований одновременно выступает как метод эксперимен-
тального развивающего обучения.

Такая разновидность формирующего эксперимента имеет ряд
преимуществ сравнительно с другими его видами.

Во-первых, экспериментирование не с отдельными учебными
темами, а с целыми учебными предметами позволяет более диф-
ференцированно определить роль различных факторов развиваю-
щего обучения - разных понятий и их последовательности в си-
стеме курса, отдельных сторон учебной деятельности, включаемых
в учебную программу, и т. д. Здесь более тщательно рассматрива-
ются условия генезиса исследуемых психологических новообра-
зований.

Во-вторых, обучение в течение ряда лет одних и тех же контин-
гентов детей позволяет отойти от изучения отдельных психологи-
ческих особенностей школьника и обратиться к рассмотрению це-
лостных характеристик психического развития ребенка, тенденций
его развития, переходов от одного новообразования к другому, а
также проследить динамику школьника с окружающими. Это обо-
гащает длительный формирующий эксперимент достоинствами
лонгитюдного исследования, дает возможность более тщательно
проследить отдельные стороны и этапы генезиса исследуемых
психологических явлений.

Пути и способы организации длительного формирующего экс-
перимента постоянно находятся в поле внимания сторонников ге-
нетико-моделирующего метода [5; 15; 22]. Следует отметить, что
при разработке концепции учебной деятельности активно создава-
лась сеть особых экспериментальных учреждений. Ее построение
является трудоемким научно-практическим делом. В ходе его
реализации отрабатывается статус психолога-экспериментатора в
школе и учителя экспериментального класса, создаются новые
психологические требования к способам проведения и оформления
экспериментальной работы, которая по сути своей выступает как


комплексное исследование, объединяющее представителей многих
наук(психологов, логиков, дидактов, физиологов и др.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.