Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Итроверсия






Шмишек и Мюллер в оригинальный вариант опросника шкалу интроверсии не включали. В модифицированном варианте опросника Шмишека-Мюллера «Акцент 2-90» мы предприняли попытку ввести шкалу интроверсии. Основой ее послужило представление о тенденции к замкнутости, сосредоточенности на своих внутренних переживаниях, ощущении одиночества выраженных интровертов. При этом высокие значения по шкале рассматриваются как интроверсия (12 баллов и выше), а низкие как экстраверсия (6 баллов и ниже). 9 баллов рассматривается как пограничная зона. В общем виде интроверсию можно рассматривать как направление в мир своих переживаний, при высоких значениях интроверсии интерпретируемый как инфантильный и иррациональный. С интроверсией связывается понятие о «балансе графика». При низких значениях шкал с ведущим пиком по интроверсии она является тем пунктом, который поворачивает – «зеркалит» график, давая тем самым рассмотреть картину внутреннего мира путем зеркального отражения шкал – низкие значения рассматриваются как высокие на уровне значимости во внутреннем мире.

Высокие показатели интроверсии в сочетании с пиками шкал гипертимности и демонстративности вызывают сомнение в достоверности полученного результата и свидетельствуют о осознанных мотивационных искажениях. Однако в любом случае, даже показывая в тесте вымышленную личность, испытуемый оставляет след своей истинной личности, и используя принцип баланса шкал можно интерпретировать показатели теста с высокой степенью достоверности.

 

Подходы к интерпретации графиков теста «Акцент-2-90»

График теста показывает формулу личностного реагирования испытуемого, одну из его возможных «судеб». Повторные тестирования показывают либо устойчивые свойства личности, либо отражение изменений в жизненной ситуации. Однако спектр ролей конкретной личности хотя и велик, но не является бесконечным. Выделенные одиннадцать блоков свойств – радикалов имеют свои собственные источники, восходящие к юности человечества. Как мудро заметил В.Шекспир в «Короле Лире»: «…из ничего и будет ничего…». Эти свойства, проходя от юности человека до настоящего времени, не остаются неизменными, они трансформируются в другие формы, оставляя неизменным содержание. Универсальный способ действия бессознательного – выбор. Это может быть выбор стимульного материала в невербальных проективных, ответ на личностный опросник, при котором нужно выбрать между вариантами «да» или «нет». Выбор двигает не только сознание, но и бессознательное, особенно в опросниках, где косвенно поставлены вопросы и предопределяют свободу его толкования и понимания. Можем ли мы подходить к норме с точки зрения патологии, используя при этом методику, которая создавалась для применения в клинической практике? Известный отечественный патопсихолог Б.В.Зейгарник отмечала, что норма – это разбавленная патология. И многие тесты, такие как ММPI, создавались на клинической платформе.

Жизнь человека можно представить как вращающуюся сцену, на которой как актеры, отыгравшие свои роли, в спектакле жизни уходят за кулисы, чтобы затем вернуться.

Профиль теста можно представить как определенную личностную структуру положения радикалов, блоков свойств, определяемых каждой шкалой. Они могут либо объединяться друг с другом для формирования стиля поведения, либо противоречить друг другу в борьбе за выбор линии поведения и отреагирования. Это зависит от наследственности, условий воспитания и развития, особенностей воздействия внешней среды. Что мы можем увидеть при интерпретации теста. По-видимому то, как структурированы защитные механизмы личности и анализируя их конфигурацию, можем анализировать и определять locus minoris resistencia – место наименьшего сопротивления. При интерпретации мы учитываем актуальное состояние испытуемого, сочетание высоких значений шкал с шкалами, имеющими низкое значение.

Среднепопуляционной нормой является диапазон 10-14 баллов. Мы считаем, что у личности могут быть обе формы реагирования по каждой шкале, определяемые ее высокими и низкими значениями, которые подлежат интерпретации. Тогда средние значения по шкале отражают сбалансированную, не напряженную форму реагирования.

Значения, находящиеся в диапазоне 15-18 баллов, свидетельствуют об участии свойств, определяемых шкалой, в эмоциональном отреагировании личности. При отреагировании, разрядив напряжения по шкале на ситуацию, шкала может занять среднюю позицию. Значения в 21-24 балла отражают устойчивые свойства личности, входящие в эмоционально-динамический паттерн личности. При интерпретации важно определить причинно-следственные связи, указывающие на формулу действий, на скрытые личностные свойства, которые лежат в основе выбора профессии, интересах, особенностях коммуникации, стиле жизни, внутрисемейных традициях.

 

Конверсия (лат, изменение) < Freud>. Отщепление аффективной реакции от содержания психической травмы и направление её по другому руслу. По A. Jakubik < 1979>, возм три варианта К.:

1. К. служит средством защиты от страха, механизм психологической защиты;

2. При К. осуществляется преобразование «психической энергии» (либидо) в соматический синдром или симптом;

3. К. проявляется в символизации соматических синдромов или симптомов, отражая лежащий в их основе внутренний конфликт.

Учитывая широкий диапазон, а также метафоричность понимания К. психоаналитиками, A. Jakubik предлагает вместо этого термина пользоваться понятием «истерические расстройства чувствительно-двигательной сферы», хотя можно думать, последний термин чрезмерно суживает понятие К.

 

Ключ к опроснику

 

Гипертимность: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77 ∙ 2

Застревание: 2, -12, 15, 24, 29, 35, 36, -46, 56, -59, 68, 78 ∙ 2

Эмотивность: 3, 13, -25, 34, 47, 57, 69, 79 ∙ 3

Педантичность: 4, 14, 17, 26, -35, 38, 48, 58, 61, 70, 80, 83 ∙ 2

Тревожность: -5 (лишне м б), 16, 27, 37, 49, 60, 71, 81, 82 ∙ 2

Циклотимность: 6, 18, 28, 50, 62, 64, 72, 84 ∙ 2

Демонстративность: 7, 19, 22, 39, 40, 44, -51, 63, 66, 73, 85, 88 ∙ 2

Возбудимость: 8, 20, 30, 41, 42, 52, 74, 86 ∙ 3

Дистимия: 9, 21, -31, 43, -53, -65, 75, 87 ∙ 3

Экзальтированность: 10, 32, 54, 73 ∙ 6

Интроверсия: -3, -7, -10, -33, -50, 61, 89, -90 ∙ 3

 

Пример

Г 18 З 2 Эм 12 П 14 Т12 Ц6 Дем 8 В0 Дис 6 Экз12 И15

Ж., 44 года

Следуя общепринятым воззрениям в отношении схемы интерпретации, можно сказать, что перед нами график безобидного, веселого человека, любящего шумные компании (Г18), мягкого, беззлобного, не умеющего держать обиду на окружающих (З 2, В 0). Однако обращает на себя внимание сочетание низкого показателя застревания и нулевого показателя возбудимости, низкие для женщины показатели эмотивности и экзальтированности, достаточно высокий уровень интроверсии, в соответствии с которым безобидность и веселость ставятся под сомнение. В этом случае напрашивается вывод о грубых мотивационных искажениях и график интерпретируется «зеркально». При этом значения шкал застревания, циклотимности, демонстративности, возбудимости, дистимии рассматриваются как высокие. Тогда мы видим личность, склонную к дисфории, экстрапунитивным реакциям, неадекватно агрессивную, остро реагирующую на критику, с крайне низкой рефлексичностью, с тенденцией перекладывать вину на плечи окружающих и выставлять напоказ свои мнимые обиды. Психотерапевтической коррекции данная личность не подлежит.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.