Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Измерения и научный эксперимент






На разных этапах развития человека у него часто возникают ситуации, когда старые, знакомые впечатления или предметы, их вызывающие, как бы отсортировываются от новых и незнакомых. Этот процесс различения составляет сущность познания и может быть прослежен на всем пути развития человека – от несмышленного годовалого ребенка до высокораз-витого, зрелого ученого. Развитие ума и интеллекта в большой степени зависит от увеличения “запасов” знакомых вещей и понятий, составляю-щих наш опыт, а также от нашей способности различать знакомые и незнакомые элементы в тех новых фактах, которые появляются в повсед-невной жизни или в научно-технической деятельности. Часто мы обнару-живаем в массе наших ощущений черты сходства между вещами, которые раньше представлялись совершенно различными. Случается, что мы обна-руживаем существенное различие между вещами и явлениями, которые дотоле представлялись нам совершенно подобными.

Наша способность к распознаванию направлена, в первую очередь, на свойства, присущие какому-либо предмету или явлению, которые нам уже знакомы. Т. е. знание преимущественно означает узнавание, поиск сходства.

Если сходство является полным, оно называется тождеством. Если же оно неполное, то его обычно рассматривают как аналогию.

Аналогии, обнаруживаемые между явлениями, означают, соответственно, наличие сходства либо между предметами, либо между отношениями, либо между тем и другим.

“Принято считать, что сходство между отношенями означает также и сходство между предметами. Это … ни в коей мере не подтверждается фактами, так как между предметами совершенно различного рода часто обнаруживаются весьма сходные отношения”. (Я.И. Френкель, Метод аналогий в физике)

Следует отметить, что явления (или предметы), которые отличаются друг от друга только количественно, можно рассматривать как тождествен-ные. Причем разница между количественными и качественными характе-ристиками явления в значительной степени относительна и зависит от уровня наших знаний (сведений) о предмете или явлении. Желая понять различные явления, для которых имеет место какое-либо сходство, мы подчеркиваем это сходство и пытаемся свести его к тождеству. Для опре-деления количественных характеристик явлений, процессов, предметов или их сочетаний мы применяем один из важнейших среди эмпирических мето-дов познания – измерение. Это дает возможность обеспечения эффективной реализации других эмпирических методов познания – от наблюдения до на-учного эксперимента и открывает возможности для применения эмпирико-те-оретических методов, среди которых важное место занимает моделирование.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.