Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 2. Апокалипсис — это самая таинственная книга Нового Завета






НА АПОКАЛИПСИС.

Часть 1

Апокалипсис — это самая таинственная книга Нового Завета. Им кончается Библия, словно день — огненным заревом заката. Апокалипсис — это не летопись событий, которые апостол Иоанн Богослов изложил иносказательно, в форме метафор и аллегорий; это не условный символический язык священной поэзии, а устрашающие образы и видения, которые реально созерцал святой Иоанн в пророческом вдохновении.

 

Из Апокалипсиса, как из глубины таинственного и сокровенного, мы выбрали семь посланий Духа к семи Церквям, но не с целью толкования, а

чтобы хоть немного приоткрыть их духовно-нравственный смысл и значение для нашего времени.

 

Семь Церквей представляют собой не семь периодов в истории Церкви, а единую Святую Вселенскую Апостольскую Церковь, ее бытие как

продолжающуюся Пятидесятницу, в пламени которой она горит, не сгорая, подобно неопалимой купине на вершине Синая.

 

Семь Церквей представляют собой единую окружность, выходящую за пределы космоса.

Семь — священное число; оно знаменует собой превечный Фаворский свет, семь Таинств и семь даров Духа Святаго, семь дней мироздания, а

восьмой день – вхождение в вечность.

Часть 2

Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников

(Откр. 2, 1).

 

Символически число «семь» означает излияние и действие благодати Божией в сотворенном мире. Под семью звездами здесь подразумеваются семь Ангелов-хранителей Церквей, а также предстоятели Церквей, так как благодать и служение епископства настолько велики, что могут сравниться с достоинством Ангелов. Семь звезд в деснице Божией означают Единую Святую Церковь, непоколебимую в истине и благодати. Семь звезд — небесный аспект Церкви. Семь золотых светильников — ее земное бытие, народ Божий, объединенный Духом Святым. Ангелы — светильники для Церкви, а Церковь — светильник для мира. Господь ходит посреди семи золотых светильников: Он пребывает и действует, творит, совершает и спасает в Своей Церкви.

 

Церковь — единство во множественности и множественность во единстве. Господь держит Церковь в Своей руке; никакие силы не могут разжать

десницу Христа и вырвать из нее Церковь, точно свою добычу: здесь обетование о том, что Церковь пребудет во веки веков непоколебимой в истине. Число семь — символ благодати — означает, что сила Духа Святаго не оскудеет в Церкви, что Божественный свет, воссиявший в Сионской горнице, не померкнет до дня воскресения из мертвых, а затем Церковь земная соединится с Небесным Иерусалимом — с торжествующей Церковью Христа. И здесь же — обетование и предостережение: те, кто принадлежат Церкви, находятся в деснице Христа, а кто покинул Церковь, тот выпал из нее, как падающая с небес звезда.

Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы (Откр. 2, 2).

Знаю дела твои

 

Поступки человека видит мир, а тайны сердца — Всевидящее Око, пред Которым открыто самое дно человеческой души — сокровенная область

человеческих желаний и намерений. Одно и то же дело может иметь различную цену, в зависимости от чистоты побуждений, от того, во

имя кого оно совершено. Поэтому пророк Давид молился Богу: От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего (Пс. 18, 13–14). Святые отцы самым высоким деланием на земле считали Иисусову молитву; для них она была основой и стержнем для остальных дел.

 

и труд твой

 

Внимательно молиться так же трудно, как проливать кровь. У святых есть крылатое выражение, долетевшее до нас из пустынь Египта и Сирии: «Дай кровь и прими Дух». Многие, не выдержав труда молитвы, отступили и бросили ее, как путник, изнемогающий от зноя дороги, сбрасывает тяжелую суму с плеч, забыв, что она наполнена золотом.

 

и терпение твое

 

Наше сердце от грехов стало подобным каменистой почве; а заниматься Иисусовой молитвой — это рыть колодец в скале до тех пор, пока не покажется вода. Только терпение может дать человеку силы до конца довести свой труд.

 

и то, что ты не можешь сносить развратных

 

Нельзя любить Христа и велиара (См.: 2 Кор. 6, 15); кто любит Христа, тот ненавидит разврат и грех. Святая ненависть — это сила, защищающая душу от ее врагов. Дружба с грехом и развратом, которые часто прикрываются цветистыми словесами о любви, — это вражда против Христа. Те, кто равнодушно взирает на грех как на что-то безобидное

или ради душевной привязанности примиряется с ним, теряют любовь ко Христу.

 

и испытал тех, которые называют себя апостолами

Испытал — значит отделил: благодать учит различать и разделять. Христос принес на землю не мир с сатаной, а меч (См.: Мф. 10, 34). Слова лжеапостолов, лжеучителей — это струи мертвой воды, текущей из ада. В мире лжи и обмана, где велиар является душе в одежде Ангела и опутывает ее, как паук свою добычу липкой паутиной, христиане будут

узнавать друг друга по духу. Не горело ли в нас сердце наше? — говорят апостолы о встречес Христом по дороге в Эммаус (Лк. 24, 32). Здесь — свидетельствоне телесных очей, а сердца. Духовныечувства и глубокие интуиции обновляются, делаютсяболее тонкими и чуткими, как бы просветляютсяот Иисусовой молитвы.

Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал (Откр. 2, 3).

Ты много переносил

 

Мир и ад восстают против тех, кто творит молитву, хотя бы она совершалась тайно в сердце. Их преследует месть демонов, они переносят скорби, часто тяжелые и неожиданные, и, что больнее всего, порой от самых близких людей.

 

и имеешь терпение

 

Терпение, соединяясь с надеждой в их душе, рождает дивный цветок любви.

 

и для имени Моего трудился

 

Труд ради имени Иисуса переходит в светлую радость, которую сердце переживает среди внешних скорбей и гонений.

 

и не изнемогал.

Не изнемогал, то есть не отступал от молитвы, не оставлял ее, подобно тому как обессилевший от ран воин, истекая кровью, роняет меч из ослабевшей руки.

Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою (Откр. 2, 4).

 

А ныне ты оставил молитву, отдался тем делам, которые легче, чем внутренний подвиг; ты перестал с прежним духовным рвением приступать

к Богу, и постепенно любовь твоя начала угасать, и ты за внешней суетой стал терять вечное и самое главное — тот дар, которым приобретается

небо.

Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься (Откр. 2, 5).

Итак вспомни, откуда ты ниспал

 

Вспомни прежнее свое усердие, вспомни, как горело твое сердце, когда ты считал, что даже малое уклонение от слов молитвы — это измена Богу. Покайся, пробудись от сна внешнего и преходящего, разорви его, как паутину.

 

и твори прежние дела

 

Вспомни твою первую любовь.

 

а если не так, скоро приду к тебе

 

Приду в испытаниях и скорбях, приду в «грозе и буре», приду показать, как ты пал, чтобы затем оставить тебя навеки.

 

если не покаешься.

 

Покаяние — это перемена и возвращение потерянного.

Мы грешим постоянно, поэтому покаяние должно быть у нас постоянным состоянием души. Молитва, соединенная с покаянием, — единственный путь к Богу.

 

сдвину светильник твой с места его...

 

Светильник твой — ум; место его — сердце; сдвину его — выведу вовне, оставлю его погруженнымво внешние дела, как в темноту, которуюон не может просветить своим мерцающим и колеблющимся огоньком: сердце твое останется во мраке пустым и холодным. Самое драгоценное, что ты стяжал и имеешь, — любовь Мою и имя Мое, ты можешь потерять.

Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу (Откр. 2, 6).

 

ненавидишь дела Николаитов

 

То есть ненавидишь блуд и разврат, возведенные в культ. Так, например, николаиты учили, что общность жен и свальный грех — это проявление

любви между членами общины; что тот, кто не хочет поделиться женой с братом своим, должен быть презираем, как себялюбец. Написано: … ненавидишь дела Николаитов — не самих несчастных грешников, а их мерзкие дела. У кого нет ненависти к блуду и разврату — ненависти, которая, как стена, защищает душу, тот сам становится соучастником и в то же время жертвой этого потока грязи, заливающего мир.

 

которые и Я ненавижу.

 

Свет и тьма не могут быть соединены друг с другом. Ненависть Христа — это вечное отвержение и проклятие греха, который сам становится

проклятием для нераскаянных грешников.

Христос ненавидит — значит Христос отвергает.

Нет общего между Христом и демоном — того примирения с грехом, переходящим в союз, к которому стремятся теософы* и гностики** старого

и нового времени. (* Теософия (греч. — «Богопознание») — антихристианское по своему характеру философское учение о возможности непосредственного постижения Бога с помощью мистической интуиции, доступной избранному кругу «посвященных». Признание возможности непосредственного общения со сверхъестественными потусторонними силами сближает теософию со спиритизмом и оккультизмом. Элементы теософии можно обнаружить в брахманизме, буддизме, каббале, в творчестве русского философа-мистика Владимира Соловьева. С особенным усердием насаждало теософские воззрения «Теософское общество», созданное в 1875 году Е. Блаватской. Располагаясь сначала в России, потом в Англии, Америке, Индии, общество развернуло свою деятельность во многих странах мира. Не скрывая сатанинской сущности исповедуемого учения, Блаватская издавала журнал «Люцифер». Впоследствии пагубные идеи теософии развивали Константин Рерих и его жена Елена, жившие в Индии. ** Гностицизм (от греческого gnostikos — «знающий») — религиозное дуалистическое учение поздней античности (I–V века), воспринявшее некоторые моменты христианского вероучения (так называемый иудео-христианский гностицизм), популярной греческой философии и восточных религий. Гностицизм притязал на «истинное» знание о Боге и конечных тайнах мироздания. С гностицизмом связано возникновение манихейства. Оказал влияние на средневековые ереси и неортодоксальную мистику нового времени).).

 

Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия (Откр. 2, 7).

Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам

 

Имеющий внутренний слух пробужденного благодатью духа, который может распознавать голос Бога и отличать его от учения сатаны и лжехристов.

 

побеждающему дам вкушать от древа жизни

 

Побеждающий тот, кто претерпел скорби, перенес труды и не отказался от своего креста до конца. Он победил демона и мир, — вернее, через него Христос побеждает падшего архистратига, который борется с Ним за каждую душу.

Древо жизни — Иисусова молитва; она подобна плодам бессмертия, которые вкушал Адам в Едеме. В вечной жизни образ Божий будет раскрываться в человеке в своей неисчерпаемой глубине через приближение к Первообразу; а слова молитвы и символов превратятся в чистое созерцание.

 

которое посреди рая Божия.

 

Имя Божие Ангелы воспевают на небесах; имя Божие, укореняясь и возрастая посреди земного неба — сердца человека, становится древом жизни и родником благодати, которую Господь обещал дать душе, верующей в Него, как живую воду самарянке при колодце Иакова (См.: Ин. 4, 5–26).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.