![]() Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подход А. Гезелла к научному изучению психического развития в детстве.
известный американский психолог А. Гезелл (1880—1971) проводил лонгитюдное изучение психического раз- вития детей с рождения до подросткового возраста с помощью по- вторяющихся срезов1. Он сделал весомые шаги к тому, чтобы по- ставить изучение проблем развития маленьких детей на научную ос- нову, проследить фазы развития отдельных слагаемых поведения от рождения до подросткового возраста. Гезелла интересовало, как изменяется детское поведение с воз- растом, он хотел составить примерный временной график появле- ния конкретных форм психической активности, начиная с двига- тельных умений ребенка, его предпочтений в занятиях, включая и интеллектуальные интересы.
Сам Гезелл называл свой метод исследования ≪ биографически- лабораторным≫. В созданном им центре (лаборатории) использо- валась специальная аппаратура для объективной регистрации (фото- и киносъемки) моторики, речи, социального взаимодейст- вия детей, применялось стекло с односторонней проницаемостью (≪ зеркало Гезелла≫). Он стремился приблизить условия наблюде- ния к естественным условиям жизни ребенка. В специально обору- дованной экспериментальной комнате ребенку предоставлялась возможность выбрать род занятий — игра с песком или с водой, приготовление еды, подвижные игры (в одиночку или в общении с другими детьми). Диагносты и консультанты могли понаблюдать за характерными способами поведения ребенка, а не ориентироваться только на сообщения родителей. Гезелл также использовал метод сравнительного изучения раз- вития близнецов, развития в норме и патологии (например, у сле- пых детей). В результате им был составлен Атлас поведения мла- денца из 3200 фотографий, тщательно описана феноменология развития (роста) детей до 16 лет, выведены показатели норм разви- тия в отношении моторики, речи, поведения. Система тестов Гезел- Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок. — Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта. — Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы). — SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание. SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение ла составила основы практической диагностики психического разви - тия ребенка в рамках нормативного подхода. Согласно теории созревания Гезелла, существует врожден- ная тенденция к оптимальному развитию: ≪ Врожден- ная тенденция к оптимальному развитию настолько неискоренима, что ребенок полной горстью черпает все, что он находит полезного кругом себя, и страдает в гораздо меньшей степени, чем можно было бы ожидать, от нашего невежества≫ 1. Физический рост, двигательное и психическое развитие проходят ряд возрастных стадий в строго определенной последовательности. Выявленные Гезеллом этапы отличаются преимущественно темпом развития, количественным ≪ приростом поведения≫. Сфор- мулированный Гезеллом общий закон развития гласит, что темп психического развития наиболее высок и достижения наиболее зна- чительны в первые годы жизни; по мере взросления ребенка проис- ходит замедление, затухание скорости развития. Периодизация воз- растного развития (роста) Гезелла предлагает расчленение детства на периоды развития по критерию изменения внутреннего темпа роста: от рождения до 1 года — наиболее высокий ≪ прирост≫ пове- дения, от 1 года до 3 лет — средний и от 3 до 18 лет — низкий темп развития. В центре научных интересов Гезелла было именно раннее детство — до трехлетнего возраста. Гезелл рассматривал развитие ребенка как форму адаптации к среде, основанную на биологиче- ских факторах созревания организма.
Критикуя позицию Гезелла, Л.С. Выготский называл ее ≪ ульт- рабиологизмом≫ и ≪ эмпирическим эволюционизмом≫, когда соци- альное полностью растворяется в биологическом, когда весь ход детского развития подчиняется вечным законам природы1. Таблица 4 Основной предмет исследования
Содержание и темпы психического развития ребенка от рождения до полового созревания
Методы Исследования Наблюдения (в специально оборудованном помещении, с кино- и фоторегистрацией), тесты, опросы родителей; лонгитюд; сравнение развития близнецов, здоровых де- тей и больных
Основные понятия Созревание, развитие, прирост поведения, последова- тельность развития, скорость роста (развития)
Основные идеи Зависимость психического развития (всех его компо- нентов — от моторики до личности) от созревания нервной системы, неравномерность темпа психического развития, замедление темпа на протяжении детства. Необходимость контроля за развитием Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Попробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:— Разгрузит мастера, специалиста или компанию; — Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой; — Разошлет оповещения о новых услугах или акциях; — Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет; — Позволит записываться на групповые и персональные посещения; — Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам; — Включает в себя сервис чаевых. Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Зарегистрироваться в сервисе
Факторы развития Биологический фактор, генетически заданное созревание преформизм)
Ценное Внедрение новых методов, методик и оборудования для проведения психологических исследований. Мощная эм- пирическая база. Основательность и тщательность в описании феноменологии детского развития. Привлече- ние внимания к важности процессов созревания. Со- здание нормативов моторного развития
Направления критики Акцентирование биологической основы развития — ≪ эмпирический эволюционизм≫ (ЛС. Выготский); аб- солютизация нормативов, перенос данных, полученных на детях среднего класса, на все остальные
13. Теория трех ступенейв развитии ребенка К. Бюлера. К. Бюлер известен как автор преформистской теории трех ступеней в развитии ребенка. Каждый ребенок в своем развитии закономерно проходит стадии, которые соответствуют стадиям эво- люции форм поведения животных: инстинкт, дрессура, интеллект.
Биологический фактор (саморазвитие психики, саморазвертыва- ние) рассматривался им как основной. Бюлер настаивал на биоло- гической обусловленности развития в детстве, на наследственной природе способностей, однако подчеркивал, что без упражнения природные задатки не раскроются в полной мере.
Инстинкт — низшая ступень развития; наследственный фонд способов поведения, готовый к употреблению и нуждающийся лишь в определенных стимулах. Инстинкты у человека — расплывчатые, ослабленные, расщепленные, с большими индивидуальными разли- чиями. Набор готовых инстинктов у ребенка (новорожденного) узок — крик, сосание, глотание, защитный рефлекс.
Дрессура (образование условных рефлексов, прижизненно складывающиеся навыки) дает возможность приспособиться к раз- личным жизненным обстоятельствам, опирается на награды и нака- зания, или на успехи и неудачи. Детская игра, по Бюлеру, — естест- венное продолжение игры у животных, возникает на данной стадии.
Интеллект — высшая стадия развития; приспособление к си- туации путем изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации. Бюлер всячески подчеркивает ≪ шимпанзепо- добность≫ поведения детей первых лет жизни. Типичное изменение поведения при решении интеллектуальных задач высшими обезья- нами и детьми: при предъявлении новой задачи испытуемый де- монстрирует волнение и осуществляет беспорядочные пробы. ≪ Ага- реакция≫, ≪ ага-переживание≫, мгновенное схватывание сути вещей и отношений трансформирует поведение, которое превращается в спокойное, упорядоченное решение задачи. При повторении ситуа- ции решение находится сразу.
При переходе от одной стадии развития психики к другой разви- ваются и эмоции, причем происходит смещение удовольствия от конца деятельности к началу. Эволюционно раннее соотношение действия и эмоции таково: сначала действие, а потом удовольствие от его результата. Далее действие сопровождается функциональным удовольствием, т.е. удовольствием от самого процесса. И наконец, представление (предвосхищение) удовольствия предшествует собст- венно действию. Центральным для Бюлера было изучение мышления, роли твор- чества в психическом развитии. Так, он предложил теорию развития речи у ребенка как процесса ее изобретения, придумывания ребен- ком в процессе общения со взрослым.
|