Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Авиа­кос­ми­че­ская и эко­ло­ги­че­ская ме­ди­ци­на. — 1999. — Т. 33, № 2 - С. 22-26






И.Б.Ушаков

 

МЕХАНИЗМЫ ДЫХАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЛИТЕЛЬНОЙ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ГИПЕРВЕНТИЛЯЦИИ

Ис­сле­до­ва­но влия­ние про­из­воль­ной ги­пер­вен­ти­ля­ции дли­тель­но­стью до 2 ч, со­став­ляю­щей 70—80 % от мак­­с­имал­ьной вен­ти­ля­ции лег­ких, на по­ка­за­те­ли внеш­не­го ды­ха­ния, га­зо­об­ме­на и кро­во­об­ра­ще­ния у 12 муж­чин-доб­ро­воль­цев. Ус­та­нов­ле­но, что воз­дей­ст­вие ги­пер­вен­­т­ил­яции со­про­во­ж­да­лось из­ме­не­ни­ем струк­ту­ры ды­ха­­тел­ьн­ого цик­ла со сни­же­ни­ем ва­риа­тив­но­сти и умень­­ш­ен­ием вре­ме­ни вы­до­ха. По­ка­за­те­ли эф­фек­тив­но­сти внеш­не­го ды­ха­ния не сни­жа­лись, а, на­про­тив, на­блю­­да­лся су­ще­ст­вен­ный рост аль­ве­о­ляр­ной вен­ти­ля­ции при сни­же­нии вен­ти­ля­ции мерт­во­го про­стран­ст­ва. Зна­чи­­тел­ьные по­те­ри уг­ле­ки­сло­го га­за с вы­ды­хае­мым воз­ду­­хом от­ме­ча­лись лишь в пер­вые 10—15 мин ин­тен­сив­но­го ды­ха­ния. Уг­ло­вой ко­эф­фи­ци­ент на са­мом кру­том уча­­с­тке кри­вой по­те­ри СО2 со­став­лял от 150 до 200 мл/мин, в ре­зуль­та­те че­го его об­щий де­фи­цит за это вре­мя (т.е. пре­вы­ше­ние вы­де­ле­ния СО2 над по­треб­ле­ни­­ем О2 рав­нял­ся при­мер­но 2 л. В даль­ней­шем на про­тя­­ж­ении все­го ис­сле­до­ва­ния де­фи­цит СО2 прак­ти­че­ски не воз­рас­тал, не­смот­ря на ин­тен­сив­ную ра­бо­ту ап­па­ра­та внеш­не­го ды­ха­ния. Это про­яв­ля­лось в вос­ста­нов­ле­нии ис­ход­ных зна­че­ний ды­ха­тель­но­го ко­эф­фи­ци­ен­та, зна­чи­­тел­ьном и по­сте­пен­но на­рас­таю­щем уве­ли­че­нии вен­ти­­л­яц­ио­нн­ого ко­эф­фи­ци­ен­та для СО2 - Зна­че­ния РЕ­ТО2 и РЕТ­СО2 со­хра­ня­ли ста­биль­ность в те­че­ние экс­пе­ри­­ме­нта. Сте­пень ги­по­кап­нии при этом бы­ла весь­ма су­ще­­с­тве­нной (до 15—20 мм.рт.ст.). Сде­лан вы­вод, что мощ­ный за­щит­ный ме­ха­низм кар­дио­рес­пи­ра­тор­ной сис­­т­емы пре­пят­ст­ву­ет про­грес­си­ро­ва­нию ги­по­кап­нии, не­­смо­тря на ин­тен­сив­ную вен­ти­ля­цию аль­ве­о­ляр­но­го про­стран­ст­ва. Его вклю­че­ние про­ис­хо­дит с пер­вых ми­нут ги­пер­вен­ти­ля­ции, дос­ти­га­ет мак­си­маль­ной эф­фек­тив­но­сти к 10-15-й ми­ну­те и под­дер­жи­ва­ет­ся на этом уров­не в те­че­ние все­го вре­ме­ни на­блю­де­ния (око­ло 2ч).

 

Авиа­кос­ми­че­ская и эко­ло­ги­че­ская ме­ди­ци­на. — 1999. — Т. 33, № 2 - С. 22-26

Од­ним из важ­ней­ших ме­ха­низ­мов адап­та­ции че­­л­ов­ека ко мно­гим экс­тре­маль­ным ус­ло­ви­ям яв­ля­ет­ся ги­пер­вен­ти­ля­ция. Она воз­ни­ка­ет не­про­из­воль­но при адап­та­ции к ус­ло­ви­ям вы­со­ко­го­рья, при тя­же­лом фи­­з­ич­еском тру­де, эмо­цио­наль­ном стрес­се и в ря­де дру­гих слу­ча­ев [2, 13, 17]. Про­из­воль­ная ги­пер­вен­ти­ля­­ция ис­поль­зу­ет­ся для рас­ши­ре­ния гра­ниц адап­та­ции че­ло­ве­ка в спор­тив­ной ме­ди­ци­не, фи­зио­ло­гии тру­да, авиа­ци­он­ной и кос­ми­че­ской ме­ди­ци­не [1, 4, 6, 8, 9, 15]. Роль ги­пер­вен­ти­ля­ции при всех ука­зан­ных со­­сто­ян­иях за­клю­ча­ет­ся в по­вы­ше­нии аль­ве­о­ляр­ной вен­ти­ля­ции и уве­ли­че­нии на­сы­ще­ния кро­ви ки­сло­­р­одом. Од­на­ко это со­про­во­ж­да­ет­ся ря­дом не­га­тив­ных эф­фек­тов, наи­бо­лее зна­чи­тель­ны­ми из ко­то­рых яв­ля­­ю­тся ги­по­кап­ния и ал­ка­лоз. В ус­ло­ви­ях ин­тен­сив­ной фи­зи­че­ской ак­тив­но­сти, сни­же­ния пар­ци­аль­но­го дав­ле­ния ки­сло­ро­да во вды­хае­мом воз­ду­хе или при со­че­тан­ном дей­ст­вии этих фак­то­ров не­бла­го­при­ят­ное дей­ст­вие ги­пер­вен­ти­ля­ции в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни ком­пен­си­ру­ет­ся.

Изу­че­нию ме­ха­низ­мов ды­ха­ния при дли­тель­ной ги­пер­вен­ти­ля­ции, воз­ни­каю­щей при вы­сот­ной ги­по­­ксии и ги­пок­сии на­груз­ки, по­свя­ще­но боль­шое чис­ло ис­сле­до­ва­ний [3, 11, 12, 14]. Вме­сте с тем дли­тель­ная ги­пер­вен­ти­ля­ция в от­сут­ст­вие фи­зи­че­ской ак­тив­но­с­ти и при обыч­ном пар­ци­аль­ном дав­ле­нии ки­сло­ро­да во вды­хае­мом воз­ду­хе до на­стоя­ще­го вре­ме­ни ос­та­ет­­ся прак­ти­че­ски не изу­чен­ной. Дан­ные ли­те­ра­ту­ры по это­му во­про­су, как пра­ви­ло, ог­ра­ни­чи­ва­ют­ся лишь не­сколь­ки­ми пер­вы­ми ми­ну­та­ми воз­дей­ст­вия |5, 7].

 

Ме­то­ди­ка

Ис­сле­до­ва­ли ме­ха­низ­мы ды­ха­ния при дли­тель­ной (до 2 ч) не­пре­рыв­ной ин­тен­сив­ной про­из­воль­ной ги­­пе­рве­нт­ил­яции у 12 здо­ро­вых муж­чин-доб­ро­воль­цев, за­ни­маю­щих­ся ды­ха­тель­ны­ми пси­хо­тех­ни­ка­ми по раз­лич­ным пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ским по­ка­за­ни­ям. Их воз­раст со­став­лял от 22 до 50 лет (сред­ний воз­раст 30 ± 4 го­да), рост — 178 ± 2, 7 см, мас­са те­ла — 80 ± 3 кг, жи­ро­вой ком­по­нент мас­сы те­ла — 11, 6 ± 1, 5 %). Из­­м­ер­ения вы­пол­ня­ли на­то­щак по­сле 15—20 мин ре­­ла­кс­ации в го­ри­зон­таль­ном по­ло­же­нии.

Функ­ции внеш­не­го ды­ха­ния и га­зо­энер­го­об­ме­на изу­ча­ли на спи­ро­эр­го­мет­ри­че­ской сис­те­ме " 2900" (" SensorMedics", США). Спи­ро­мет­ри­че­ские по­ка­за­­т­ели оп­ре­де­ля­ли с по­мо­щью масс-фло­умет­ра. Пар­­ц­иал­ьное дав­ле­ние ки­сло­ро­да и уг­ле­ки­сло­го га­за в вы­ды­хае­мом воз­ду­хе оп­ре­де­ля­ли за ка­ж­дый ды­ха­­тел­ьный цикл (breath by breath) цир­ко­ние­вым и ин­­фр­акра­сным дат­чи­ком. Ис­поль­зо­ва­ли ли­це­вые мас­ки " Hans Rudolph" с со­про­тив­ле­ни­ем ды­ха­нию до 10 мм вод.ст. при объ­ем­ном по­то­ке воз­ду­ха до 200 л/мин. Пар­ци­аль­ное дав­ле­ние ки­сло­ро­да и уг­ле­ки­сло­го га­за в тка­нях оп­ре­де­ля­ли чре­скож­но с по­мо­щью мо­ни­то­ра фир­мы " Radiometer". Функ­цио­наль­ное со­стоя­ние сер­деч­но-со­су­ди­стой сис­те­мы оце­ни­ва­ли по ре­зуль­­т­атам мо­ни­то­ри­ро­ва­ния ЭКГ, им­пе­данс­ной тет­ра­по­ляр­ной рео­гра­фии и объ­ем­ной ар­те­ри­аль­ной ос­цил­­л­огр­афии.

Ре­зуль­та­ты и об­су­ж­де­ние

Су­дя по ре­зуль­та­там ис­сле­до­ва­ний, воз­дей­ст­вие ги­пер­вен­ти­ля­ции со­про­во­ж­да­лось вы­ра­жен­ны­ми из­­м­ен­ени­ями по­ка­за­те­лей сис­те­мы внеш­не­го ды­ха­ния. Про­ис­хо­ди­ло 5—7-крат­ное уве­ли­че­ние ми­нут­ной вен­ти­ля­ции лег­ких (рис. 1). Это со­став­ля­ло до 70— 80 % мак­си­маль­ной вен­ти­ля­ции и при­мер­но со­от­вет­­с­тв­ов­ало ве­ли­чи­не ми­нут­ной вен­ти­ля­ции при вы­пол­­н­ении мак­си­маль­но­го ве­ло­эр­го­мет­ри­че­ско­го тес­та у дан­ных об­сле­дуе­мых. При­мер­но в той же сте­пе­ни уве­ли­чи­ва­лись ды­ха­тель­ный объ­ем и час­то­та ды­ха­­ния. По­ка­за­тель пи­ко­во­го по­то­ка вы­до­ха воз­рас­тал бо­лее зна­чи­тель­но и со­став­лял от 200 до 400 л/мин. Про­ис­хо­ди­ло из­ме­не­ние струк­ту­ры ды­ха­тель­но­го цик­ла со сни­же­ни­ем ва­риа­тив­но­сти и умень­ше­ни­ем вре­ме­ни вы­до­ха. По­лу­чен­ные дан­ные, в от­ли­чие от ре­зуль­та­тов ис­сле­до­ва­ний дру­гих ав­то­ров |5, 10], по­з­в­ол­или вы­явить, что ги­пер­вен­ти­ля­ция не при­во­дит к сни­же­нию по­ка­за­те­лей эф­фек­тив­но­сти внеш­не­го ды­ха­ния, а вен­ти­ля­ция мерт­во­го про­стран­ст­ва да­же сни­жа­ет­ся при су­ще­ст­вен­ном рос­те аль­ве­о­ляр­ной вен­ти­ля­ции (рис. 2).

Зна­чи­тель­ные по­те­ри СО2 с вы­ды­хае­мым воз­ду­­хом на­блю­да­лись лишь в пер­вые 10—15 мин ин­тен­­си­вн­ого ды­ха­ния. Про­ис­хо­ди­ло уве­ли­че­ние (в ря­де на­блю­де­ний в 3-4 раза) ды­ха­тель­но­го ко­эф­фи­ци­ен­та. Уг­ло­вой ко­эф­фи­ци­ент на са­мом кру­том уча­ст­ке кри­вой по­те­ри СО2 со­став­лял от 150 до 200 мл/мин, в ре­­зул­ьт­ате че­го об­щий де­фи­цит его за это вре­мя (т.е. пре­вы­ше­ние вы­де­ле­ния СО2; над по­треб­ле­ни­ем О2) рав­нял­ся при­мер­но 2 л. В даль­ней­шем на про­тя­же­­нии все­го ис­сле­до­ва­ния де­фи­цит СО2 прак­ти­че­ски не воз­рас­тал, не­смот­ря на ин­тен­сив­ную ра­бо­ту ап­па­­р­ата внеш­не­го ды­ха­ния. Это про­яв­ля­лось в вос­ста­­но­вл­ении ис­ход­ных зна­че­ний ды­ха­тель­но­го ко­эф­фи­­ц­ие­нта, зна­чи­тель­ном и по­сте­пен­но на­рас­таю­щем уве­ли­че­нии вен­ти­ля­ци­он­но­го ко­эф­фи­ци­ен­та для СО2- Зна­че­ния РЕ­ТО2 и РЕТ­СО2 (пар­ци­аль­но­го дав­ле­ния О2 и СО2 в аль­ве­о­ляр­ном воз­ду­хе) со­хра­ня­­ли ста­биль­ность на про­тя­же­нии все­го экс­пе­ри­мен­та. Сте­пень ги­по­кап­нии при этом бы­ла весь­ма су­ще­­с­тве­нной (до 15—20 мм рт.ст.), а в ря­де слу­ча­ев да­же бо­лее низ­кой, что по клас­си­фи­ка­ции Ва1ке (11 ] мо­жет быть от­не­се­но к тя­же­лой сте­пе­ни ги­по­кап­нии.

Наи­бо­лее ин­те­рес­ным фе­но­ме­ном при дли­тель­­ной ги­пер­вен­ти­ля­ции и за­слу­жи­ваю­щим са­мо­го при­­стал­ьн­ого вни­ма­ния, на наш взгляд, яв­ля­ет­ся пре­кра­­щ­ение по­терь СО2, от­ме­чае­мое в на­ших ис­сле­до­ва­­н­иях с 10—15-й ми­ну­те воз­дей­ст­вия, не­смот­ря на ин­­те­нси­вную вен­ти­ля­цию аль­ве­ол.

По­сколь­ку диф­фу­зи­он­ная спо­соб­ность лег­ких для СО2 при­мер­но в 20 раз вы­ше, чем для О2, про­бле­мы ог­ра­ни­че­ния диф­фу­зии для СО2 прак­ти­че­ски не су­­щ­ес­тв­ует. Счи­та­ет­ся, что об­щее ко­ли­че­ст­во вы­де­ляе­­м­ого лег­ки­ми СО2 за­ви­сит от его кон­цен­тра­ции в аль­ве­о­ляр­ном га­зе и объ­е­ма аль­ве­о­ляр­ной вен­ти­ля­­ции. Ме­ха­низ­ма­ми, обыч­но кор­ри­ги­рую­щи­ми со­от­­ве­тс­твие ло­каль­но­го кро­во­то­ка дан­но­му объ­е­му вен­­т­ил­яции, яв­ля­ют­ся кон­ст­рик­ция ле­гоч­ных со­су­дов в ги­по­вен­ти­ли­руе­мых уча­ст­ках и кон­ст­рик­ция брон­хов в ги­пер­вен­ти­ли­руе­мых уча­ст­ках. Дей­ст­вие этих за­­щи­тных ме­ха­низ­мов при ин­тен­сив­ной аль­ве­о­ляр­ной вен­ти­ля­ции, по-ви­ди­мо­му, су­ще­ст­вен­но за­труд­не­но, так как раз­ви­ваю­щий­ся ал­ка­лоз ин­ги­би­ру­ет ги­пок­си­че­скую ва­зо­кон­ст­рик­цию в лег­ких, а уве­ли­че­ние эф­­фе­кти­вн­ости вен­ти­ля­ции и сни­же­ние вен­ти­ля­ции мерт­во­го про­стран­ст­ва сви­де­тель­ст­ву­ют об от­сут­ст­­вии сни­же­ния брон­хи­аль­ной про­во­ди­мо­сти. Кро­ме то­го, ре­гу­ля­тор­ное влия­ние из­ме­не­ния рО2 и рСО2 в аль­ве­о­ляр­ном воз­ду­хе ут­ра­чи­ва­ет фи­зио­ло­ги­че­ский смысл, ко­гда его эф­фект рас­про­стра­ня­ет­ся на лег­кие в це­лом. Из­вест­но, что толь­ко ло­каль­ные из­ме­не­ния при­ча­ст­ны к ре­гу­ля­ции ге­мо­ди­на­ми­ки в лег­ких.

По­лу­чен­ные на­ми дан­ные по­зво­ля­ют сде­лать вы­вод, что ве­ду­щую роль в ог­ра­ни­че­нии по­те­ри СО2 при ги­пер­вен­ти­ля­ции иг­ра­ют не ме­ха­низ­мы ап­па­ра­­та внеш­не­го ды­ха­ния, а ге­мо­ди­на­ми­че­ские ме­ха­низ­­мы, в ча­ст­но­сти шун­ти­ро­ва­ние кро­во­то­ка в ма­лом кру­ге кро­во­об­ра­ще­ния. Ес­ли при­влечь к это­му час­то ис­поль­зуе­мую схе­му Wasserman [18], изо­бра­жаю­­щую функ­цию га­зо­транс­пор­та в ор­га­низ­ме в ви­де зуб­ча­тых ко­лес (1 — внеш­нее ды­ха­ние, 2 — кро­во­об­­р­ащ­ение, 3 — тка­не­вое ды­ха­ние), то дан­ная си­туа­ция мо­жет быть изо­бра­же­на как вы­ход из за­це­п­ле­ния и вра­ще­ния " вхо­ло­стую" 1-го ин­тен­сив­но вра­щаю­ще­­г­ося ко­ле­са (лег­ких) для со­хра­не­ния ста­биль­но­сти сис­тем­ных ха­рак­те­ри­стик все­го ме­ха­низ­ма. Изу­че­­ние по­ка­за­те­лей сис­тем­ной и пе­ри­фе­ри­че­ской ге­мо­­д­ин­ам­ики сви­де­тель­ст­ву­ет об их воз­вра­ще­нии (в зна­­ч­ител­ьной сте­пе­ни) к зна­че­ни­ям в со­стоя­нии по­коя. С 10—15-й ми­ну­ты воз­дей­ст­вия про­ис­хо­дит ста­би­ли­­з­ация на зна­че­ни­ях, близ­ких к фо­но­вым, ми­нут­но­го объ­е­ма кро­во­об­ра­ще­ния, сис­тем­но­го ар­те­ри­аль­но­го дав­ле­ния, об­ще­го пе­ри­фе­ри­че­ско­го со­про­тив­ле­ния.

Ус­та­нов­ле­но, что ве­ли­чи­ны по­те­ри СО2; и аль­ве­о­­ля­рной вен­ти­ля­ции ока­зы­ва­ют­ся свя­зан­ны­ми бо­лее слож­ной за­ви­си­мо­стью, чем это бы­ло по­ка­за­но в ра­­б­оте [16), дан­ные ко­то­рой спра­вед­ли­вы лишь для пер­вых ми­нут ги­пер­вен­ти­ля­ции. При боль­шем вре­­м­ени ис­сле­до­ва­ния ли­ней­ная взаи­мо­связь ис­че­за­ет и гра­фик за­ви­си­мо­сти при­об­ре­та­ет вид па­ра­бо­лы. Вер­ши­на этой па­ра­бо­лы со­от­вет­ст­ву­ет ве­ли­чи­не аль­­в­е­оля­рной вен­ти­ля­ции око­ло 40 л, и при ее даль­ней­­шем рос­те про­ис­хо­дит па­ра­док­саль­ное сни­же­ние по­терь СО2 с вы­ды­хае­мым воз­ду­хом.

Та­ким об­ра­зом, кар­дио­рес­пи­ра­тор­ная сис­те­ма име­ет мощ­ный за­щит­ный ме­ха­низм, пре­пят­ст­вую­­щий про­грес­си­ро­ва­нию ги­по­кап­нии, не­смот­ря на ин­тен­сив­ную вен­ти­ля­цию аль­ве­о­ляр­но­го про­стран­­с­тва. Его вклю­че­ние про­ис­хо­дит с пер­вых ми­нут ги­­пе­рве­нт­ил­яции, дос­ти­га­ет мак­си­маль­ной эф­фек­тив­­н­ости к 10—15-й ми­ну­те и под­дер­жи­ва­ет­ся на этом уров­не в те­че­ние все­го вре­ме­ни на­блю­де­ния, со­ста­­ви­вш­его в на­ших ис­сле­до­ва­ни­ях око­ло 2 ч.

Ли­те­ра­ту­ра

1. Кучкш С.Н., Са­ло­пов И.Н. // Мо­тор­но-вис­це­­рал­ьные взаи­мо­от­но­ше­ния при раз­лич­ных со­стоя­ни­ях ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка. — Ка­ли­нин, 1987. — С. 24—30.

2. Мал­кин В.Б., Гип­пен­рей­тер Е.Б Ост­рая и хро­ни­че­ская ги­пок­сия. — М., 1977.

3. Мал­кин В.Б., Го­ра Е.П. Ги­пер­вен­ти­ля­ция: Про­б­л­емы кос­ми­че­ской био­ло­гии. — М., 1990. — Т. 70.

4. Ми­ня­ев В.И. // Фи­зио­ло­гия ды­ха­ния. — СПб., 1994. - С. 500-523.

5. Ни­зов­цев В.П., Ле­ва­шов М.И. // VII Все­со­юз­ная кон­фе­рен­ция по кос­ми­че­ской био­ло­гии и авиа­кос­ми­че­ской ме­ди­ци­не: Те­зи­сы докл. — М.; Ка­лу­га. 1982. —С. 181—182.

6. По­но­ма­рев В.П., Сту­пак В.Т. // Био­энер­ге­ти­ка. Энер­ге­ти­че­ская ха­рак­те­ри­сти­ка фи­зи­че­ских уп­раж­не­ний. —Л., 1973.-С. 69.

7. По­та­пов А.В. // Во­ен.-мед. журн. — 1996. — № 9. —С. 46-48.

8. Со­ловь­ев В.Н. О влия­нии про­из­воль­ной ги­пер­вен­ти­ля­ции на функ­цио­наль­ные сдви­ги и мы­шеч­ную ра­бо­то­спо­соб­ность ор­га­низ­ма: Дис.... канд. биол. на­ук. —Ка­ра­ган­да, 1973.

9. Со­ло­пов И.Н. Спо­соб­ность че­ло­ве­ка оце­ни­вать и управ­лять па­ра­мет­ра­ми функ­ции ды­ха­ния: Дисс.... д-ра мед. на­ук. — Вол­го­град, 1996.

10. Шик Л.Л. Л Фи­зио­ло­гия ды­ха­ния: Ру­ко­во­дство. —Л., 1973. - С. 44-68.

11. Balke B., Wells G., Clark R. In flight hyperventilation during jet pilot training // J. Aviat. Med. 1957. Vol. 28, N 3. P.241-248.

12. Dunker E., Palme F. Die Bedeutung verschiedener Formenwillkurlicher Hyperventilation bei normaler und herabgesetzter Sauerstoffspannung in der Einat mungsluft // Luftfahrtmedizin. 1944. Bd. 8, H.4. S.381.

13. Fenn W.O., Rahn H., Otis A.B., Chadwick L.E. Physiological observations on hyperventilation at altitude with intermittent pressure breathing by the pneumolator // J. Appl. Physiol. 1949. Vol. 1, N 11. P. 773-789.

14. Gibson T.M. Hyperventilation in flight //Aviation Space and Environ.Med. 1984, Vol.55, N5. P.411-412

15. Palme F. Results of recent investigations of respiration during acute and chronic hypoxia // German aviation medicine World War II. Wash. (D. C.): Dep. Air Force. 1950. Vol. 1. P. 183.

16. Stoddart J. The effect of voluntary controlled alveolar hyperventilation on carbon dioxide excretion // Quart. J. Exp. Physiol. 1967. Vоl. 52, N 4. P. 369-381.

17. Spijkers A. Effects of respiratory pattern of spectral measures of mental task perfomans // Psychophysiology. Praha, 1989. P.313.

18. Wasserman K., Hansen J., Sue D., Whipp B. Principles of exercise testing and interpretation. Philadelphia: Lea & Febiger, 1987.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.