Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация и назначение товарных нефтепродуктов.






Важнейшими продуктами нефтепереработки являются топливо и нефтяные масла. Нефтяное топливо по назначению подразделяется на две основные группы: моторное или светлое, применяемое для сжигания в двигателях, и котельно-печное (котельное, газотурбинное и бытовое), используемое для топок паровых котлов, промышленных и бытовых печных установок.

Моторное топливо в зависимости от вида двигателя в свою очередь делится па карбюраторное и дизельное, 'используемое в двигателях внутреннего сгорания, и топливо для воздушно-реактивных двигателей и др.

Свойства нефтепродуктов влияют на конструкцию машин и механизмов и технико-экономические показате­ли их работы. Поэтому от качества используемых неф­тепродуктов зависит надежность, долговечность и экономичность используемой современной техники. Ши­рокое распространение в нашей стране получили карбю­раторные двигатели, применяемые на всех легковых автомобилях и на большинстве грузовых автомобилей и автобусов. Основным топливом для них служит бен зин — смесь легких ароматических, нафтеновых и парафиновых углеводородов, содержащих от 4 до 10 атомов углерода со средней молекулярной массой около 100. В состав бензина входят углерод (85%) и водород (около 15%), а также кислород, азот и сера. Бензин — бесцветная или слегка желтоватая жидкость с харак­терным запахом, плотностью 0, 70—0, 78 г/см3. Темпера­тура вспышки его ниже—40°С, застывания — ниже —60°С. Бензин применяется также в качестве раствори­теля жиров, смол и других материалов. Основную часть бензина получают прямой перегонкой и каталитическим крекингом. Свойства автомобильных бензинов характе­ризуются теплотой сгорании, детонационной стойкостью, фракционным составом, химическом стабильностью, кор­розионной стойкостью, содержанием серы и других вредных примесей.

_Дизельное топливо, как и бензин, представляет собой смесь парафиновых, нафтеновых и ароматических углеводородов, содержащих до 20 атомов углерода со сред­ней молекулярной массой от ПО до 230, и является про­дуктом прямой перегонки нефти с добавлением (не более 20%) компонентов каталитического крекинга. Плотность дизельного топлива 0, 79—0, 97 г/см3, темпе­ратура вспышки 35—80°С, температура помутнения для летних сортов топлива не выше —5°С, а для зимних — от —25 до —30°С. Температура застывания должна быть на 5—10°С ниже помутнения. Дизельное топливо исполь­зуется в двигателях, установленных на большегрузных автомобилях, тракторах и дорожных машинах, «а водном и железнодорожном транспорте, в различных энер­гетических установках и выпускается двух видов: легкое, маловязкое топливо — для быстроходных дизелей и тя­желое, высоковязкое топливо—для тихоходных дизелей. Дизельные моторы более экономичны, так как расход топлива в них на 30—40% ниже, чем в карбюраторных, а степень сжатия горючей смеси почти в два раза выше. Повышенная металлоемкость дизельных двигателей на единицу мощности в последнее время снижается в ре­зультате совершенствования конструкции двигателей, применения новых конструкционных материалов и т. д. Дизельное топливо в отличие от карбюраторного содержит более тяжелые фракции углеводородов: керо­синовые, газойлевые и соляровые, не склонные к дето­нации. Физико-химические свойства дизельного топлива характеризуются теплотой сгорания, воспламеняемостью, фракционным составом и температурой вспыш­ки, вязкостью, температурой помутнения, начала кри­сталлизации и застывания, содержанием серь! и других вредных примесей. Для реактивных авиационных дви­гателей в качестве топлива используются керосин и лигроин прямой перегонки нефти, а также газойлевые фракции дистиллятов отдельных нефтей с продуктами вторичного происхождения и прямогонные дистилляты нефтей, подвергнутые гидроочистке.

Наиболее распространенным видом котельно-печного топлива является мазут, реже — продукты переработки каменных углей и горючих сланцев. Они классифици­руются по происхождению, содержанию серы и назна­чению. Мазут получают как в процессе прямой пере­гонки нефти, так и при крекинге нефтепродуктов. Газотурбинное и печное бытовое топливо вырабатыва­ются из дистиллятных фракций прямой перегонки нефти и вторичных продуктов и используются па железнодо­рожном транспорте и в других отраслях народного хозяйства, а также для снабжения населения, мелких 'коммунально-бытовых и сельскохозяйственных пред­приятий. Важнейшими характеристиками мазута явля­ются теплота сгорания, вязкость, температура застыва­ния, плотность, температура вспышки, зольность, содер­жание серы и других примесей.

___Смазочные материалы не относятся к топливу и рассматриваются в данной главе как товарные нефте­продукты. Они предназначены для уменьшения трения и износа трущихся частей машин и механизмов, сниже­ния затрат энергии на преодоление сил трения, отвода тепла от нагревающихся частей машин, защиты машин от коррозии и т. д. Наряду с температурой, давлением, скоростью и другими эксплуатационными показателями они в значительной степени определяют надежность и долговечность работы техники. Нефтеперерабатывающей промышленностью нашей страны вырабатывается боль­шой ассортимент смазочных масел с улучшенными эксплуатационными свойствами.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.