Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели, задачи и функции логистики складирования






Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных мес­тах необходимых запасов, для хранения которых пред­назначены соответствующие склады. Движение через склад связано с затратами живого и овеществленного тру­да, что увеличивает стоимость товара. В связи с этим проблемы, связанные с реализацией логистической функции складирования, оказывают значительное влияние на рационализацию движения материальных потоков в ло­гистической цепи и величину общих логистических из­держек.

Современный крупный склад представляет собой сложное техническое сооружение, которое состоит из мно­гочисленных взаимосвязанных элементов, имеет опреде­ленную структуру и выполняет ряд функций по преобра­зованию материальных потоков, а также накапливанию, переработке и распределению грузов между потребителями.

Складирование — это логистическая операция, заключающая­ся в содержании запасов участниками логистического канала и обеспечивающая сохранность запасов, их рациональное размеще­ние, учет, постоянное обновление и безопасные методы работы.

Логистика складирования — отрасль логистики, занимающая­ся вопросами разработки методов организации складского хо­зяйства, системы закупок, приемки, размещения, учета товаров и управления запасами с целью минимизации затрат, связанных со складированием и переработкой товаров. Это также комплекс взаимосвязанных операций, реализуемых в процессе преобразования материального потока в складском хозяйстве.

Складское хозяйство охватывает множество разнообразных компонентов логистической системы и по этой причине не по­падает под строгие классификационные схемы, применяемые к таким видам деятельности, как обработка заказов, управление запасами или транспортировка. Обычно склад рассматривают как место хранения запасов. Но во многих логистических систе­мах роль его заключается не столько в хранении, сколько в распределении продуктов, обеспечивая тем самым демпфирование (сглаживание) несоответствий на различного рода стыках между темпом и характером поступления этих продуктов, с одной сто­роны, и потребления — с другой. На складах выполняются также погрузочно-разгрузочные, сортировочные, комплектовочные и некоторые специфические технологические операции.

Объектом изучения логистики складирования являются товар­но-материальные ценности в процессе их складирования, грузо-переработки и упаковки.

К основным задачам логистики складирования относятся:

1. размещение складской сети;

2. складирование и подготовка груза к поставкам (производ­ственные и другие услуги);

3. управление товарными запасами;

4. организация складских поставок.

В последнее время главным направлением развития склад­ского хозяйства стало повышение гибкости и эффективности использования информационных технологий, что необходимо для удовлетворения растущих требований потребителей к ассорти­менту и условиям поставок. Совершенствование информацион­ных технологий, автоматизация складского процесса увеличива­ют гибкость, давая возможность складским операторам быстрее реагировать на изменения и оценивать результаты деятельности в самых разных условиях.

Таким образом, создание разветвленного и автоматизирован­ного складского хозяйства направлено на:

1. демпфирование колебаний внутри производства; сглаживание неравномерности внешних поставок и организацию их получения и использования;

2. накопление готовой продукции и организацию ее распре­деления в соответствии с фактическим поступлением зака­зов от клиентуры;

3. обеспечение в течение времени хранения, поиска и выдачи
сохранности качества сырья, материалов, комплектующих
изделий и готовой продукции;

4. рациональное использование площадей, принадлежащих
предприятиям и компаниям;

5. снижение простоев транспортных средств, обеспечение
гибкости в выборе транспортных средств и определении
объемов перевозок и, в конечном счете, уменьшение
транспортных расходов;

6. снижение потребности в персонале, освобождение его от
выполнения большого объема погрузочно-разгрузочных
работ в условиях невысокого уровня организованности.

При анализе роли и места складского хозяйства в логистической системе рассматри­вают его на разных уровнях иерархии: общегосударственном, региональном, локальном и производственном.

На общегосударственном уровне проблемы создания склад­ской системы имеют в значительной степени не технические, а экономические, стратегические и социальные аспекты. Они свя­заны с созданием общих структур системы материально-техни­ческого снабжения производства продукцией производствен­но-технического назначения, единой транспортной системы страны, определением числа складов, обеспечивающих обслужи­вание всей страны при бесперебойном снабжении клиентов, и т. д.

На региональном уровне значение складов велико в связи с развитием и созданием новых территориально-производствен­ных комплексов, в которых целесообразно создавать крупные объединенные складские базы по видам продукции производст­венно-технического назначения (для снабжения промышленных узлов и производственных предприятий) и по видам товаров на­родного потребления (для снабжения населения).

На локальном уровне складской инфраструктуры размещение и работа складов существенно влияет на грузопотоки и транс­порт промышленных районов и узлов, на общую эффективность работы промышленных предприятий и транспорта.

Важную роль играют склады на промышленных предприяти­ях (производственный уровень). Они влияют на общий ритм и ор­ганизацию основных процессов производства на предприятиях, размещение и работу внутризаводского и внешнего транспорта, себестоимость промышленной продукции и другие показатели эффективности производства и деятельности предприятий.

Основными причинами использования складов в логистиче­ской системе являются:

1) уменьшение логистических издержек при транспортиров­ке за счет организации перевозок экономичными партиями;

2) координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и распределении за счет создания страховых и сезон­ных запасов;

3) обеспечение бесперебойного процесса производства за
счет создания запасов материально-технических ресурсов;

4) обеспечение максимального удовлетворения потребительского спроса за счет формирования ассортимента продукции;

5) создание условий для поддержания активной стратегии
сбыта;

5) увеличение географического охвата рынков сбыта;

6) обеспечение гибкой политики обслуживания.

 

 

Таким образом, складское хозяйство создается для приема грузопотока с одними параметрами (размерными, качественны­ми и временными), его переработки и накопления и выдаче его с уже другими параметрами потребителю. Проблемы, связанные с функционированием складов, оказыва­ют значительное влияние на оптимизацию движения материаль­ных потоков в логистической цепи и в конечном итоге на сово­купные издержки обращения.

Складирование продукции необходимо в связи с имеющи­мися колебаниями циклов производства, транспортировки и ее потребления. Склады различных типов могут создаваться в на­чале, середине и в конце транспортных грузопотоков или про­изводственных процессов для временного накапливания грузов и своевременного снабжения производства материалами в нуж­ных количествах Таким образом, складское хозяйство способствует преобразованию грузопотоков, изменяя параметры принимаемых и выдаваемых партий грузов по величине, составу, физическим характеристи­кам входящих грузов, времени отправки транспортных партий и т. д. В складской системе взаимодействуют материальные по­токи, которые основаны на функциях транспортировки (опреде­ляют движение материалов) и хранения (кроме складирования осуществляются различные виды выравнивания потоков това­ров, проходящих через склад).

1.2. Условия эффективного функционирования склада в логистической системе

 

Существует несколько основных проблем, успешное решение которых может гарантировать эффективное функ­ционирование складского хозяйства. К ним относятся:

1. Выбор между собственным складом или складом общего пользования.

2. Определение количества складов и размещение складской сети.

3. Определение размера и места расположения склада.

4. Выбор системы и организация процесса складирования.

1. Собственный склад фирмы или склад общего пользования. Первое, что должно быть рассмотрено фир­мой при обеспечении себя складской площадью, — это вопрос владения складом. Существуют две основные аль­тернативы: приобретение складов в собственность или использование складов общего пользования (СОП). Выбор между этими вариантами или их комбинация — одна из самых главных проблем в складировании. Ком­бинация собственного склада и СОП особенно привлека­тельна и экономически оправданна, если фирма реализу­ет свою продукцию во многих различных регионах и в случае сезонного спроса на товар. Решение должно быть направлено на поиск компромисса. Оба варианта имеют и преимущества, и недостатки. При выборе обычно решаю­щим является условие минимума затрат. Рассмотрим не­которые факторы в пользу выбора той или другой альтернативы.

Критическим фактором экономичности склада фир­мы (собственного склада) является стабильно высокий оборот. В пользу выбора собственного склада можно от­нести постоянный спрос с насыщенной плотностью рын­ка сбыта на обслуживаемой территории. На собственных складах лучше поддерживаются условия хранения и контроля качества и сохранности продукции. Руководству фирмы в таких условиях легче корректировать страте­гию сбыта и повышать перечень предлагаемых клиенту услуг, что дает ему возможность укреплять свои пози­ции в конкурентной борьбе.

Складам общего пользования следует отдавать пред­почтение при низких объемах оборота фирмы или сезон­ности хранимого товара. К выбору СОП прибегают в слу­чаях, когда фирма внедряется на новый рынок, где уро­вень стабильности продаж либо неизвестен, либо непостоянен. СОП не требуют частных инвестиций фирмы в развитие складского хозяйства, к тому же сокращаются финансовые риски от владения своими собственными складами, увеличивается гибкость в потреблении склад­ской площади (можно изменять арендованные складские мощности и сроки их аренды).

2. Количество складов и размещение складской сети. Малые и средние фирмы, ограничивающие сбыт своей продукции одним или несколькими близлежащи­ми регионами, имеют, как правило, один склад. Для круп­ных же фирм с большим национальным или транснацио­нальным рынком этот вопрос оказывается очень слож­ным, при его решении приходится преодолевать значи­тельные трудности.

Здесь, как и при решении первой проблемы, должен применяться метод поиска компромисса и анализ потреб­ности складской площади в различных регионах сбыта. При этом наиболее распространены два варианта разме­щения складской сети — централизованное (наличие в основном одного крупного склада) и децентрализованное (рассредоточение ряда складов в различных регионах сбы­та). Естественно, вопрос об увеличении числа складов свя­зан с изменением затрат.

На рис. 3.1. отражена зависимость логистических издержек от числа складов в системе распределения. При увеличении числа складов транспортные расходы на доставку груза на склад возрастут, т.к. увеличится пробег транспорта, но в тоже время уменьшатся транспортные расходы на доставку товаров клиенту, что связано с приближением расположения складов к месту потребления этих товаров, и следовательно, уменьшением пробега транспорта. Суммарные транспортные расходы обратно пропорциональны изменению числа складов. Затраты на содержание запасов с увеличением числа складов возрастут из-за роста совокупных запасов, особенно страхового, создание которого является обязательным.

Расходы на эксплуатацию складского хозяйства возрастают пропорционально увеличению числа складов. Такая тенденция вызвана эффектом масштаба: расширение складской сети за счет увеличения числа складов сопровождается уменьшением площади складов и следовательно ростом эксплуатационных затрат, связанных с управлением распределительной системой в процессе увеличения числа складов.

Размер упущенной выгоды от продаж обратно пропорционален числу складов. Увеличение числа складов как правило вызвано стремлением приблизить рынки сбыта и оперативно реагировать на изменяющиеся рыночные условия, тем самым сокращая размер упущенной выгоды от продаж.

3. Размер склада и его расположение. Эта проблема очень близка по своей сути вопросу о выборе числа скла­дов и размещении складской сети. Проблема решается весьма просто, если фирма считает целесообразным вос­пользоваться СОП. К тому же условия аренды могут кор­ректироваться в зависимости от меняющихся интересов фирмы, т. е. с изменением рынка сбыта могут выбирать­ся соответствующие склады в данном регионе и необхо­димая складская площадь.

Наиболее сложным является решение в отношении собственного склада фирмы, когда речь идет или о строи­тельстве нового склада, или о покупке действующего. Такое решение должно стать результатом исследований и расчетов, где определяющее значение имеет вопрос об эф­фективности функционирования склада и его экономи­ческой целесообразности в процессе дальнейшей эксплуа­тации.

При определении складских мощностей необходимо учитывать требования, предъявляемые к условиям и сро­кам хранения конкретного вида сырья, материалов, гото­вой продукции и т. д.

Для хранения таких видов сырья, как уголь или пе­сок, требования к складским мощностям могут быть удовлетворены предоставлением открытой площадки, содер­жание которой связано с незначительными затратами. При этом учитывается, что ущерб, который может быть нане­сен сырью, оценивается в соответствии с тем, что стоимость самого сырья ниже стоимости готовой продукции. В то же время для хранения комплектующих, незаконченной и готовой продукции, стоимость которых высока, требуются специальные складские здания и сооружения, обеспечивающие их сохранность от внешних атмосферных воздей­ствий, порчи, кражи. Естественно, что эксплуатация та­ких площадей обходится во много раз дороже.

Точность в расчетах складского пространства во мно­гом зависит от правильного прогноза спроса на продук­цию данного склада и определения необходимых запасов (выраженных в натуральных величинах). Эта задача до­статочно просто решается с помощью существующих ком­пьютерных программ, которые анализируют множество возможных вариаций.

При выборе места расположения склада из числа кон­курентоспособных вариантов оптимальным считается тот, который обеспечивает минимум суммарных затрат на строи­тельство и дальнейшую эксплуатацию склада и транспор­тные расходы по доставке и отправке грузов.

Затраты на транспорт включают первоначальные ка­питаловложения на развитие транспортной сети (на строи­тельство и реконструкцию подъездных дорог, приобрете­ние подвижного состава, строительство гаражей, объек­тов ремонтного хозяйства и т. д.) и эксплуатационные расходы по доставке и отправке грузов (расходы, связан­ные с транспортировкой груза, содержанием и ремонтом транспортных средств, устройств и объектов).

Расходы на строительство и эксплуатацию складов включают в первую очередь затраты на строительство зда­ния (сооружения) и приобретение оборудования, а также затраты, связанные с их дальнейшей эксплуатацией (со­держание и ремонт здания и оборудования, расходы на зарплату, электроэнергию и т. д.). При увеличении мощ­ности и размеров складов удельные капитальные затраты на 1 т грузооборота и запасы хранения сокращаются, что говорит в пользу строительства более крупных складов. Однако, с другой стороны, это чаще всего влечет за собой сокращение числа складов, а следовательно, увеличение транспортных расходов при доставке.

4. Выбор системы и организация процесса склади­рования. Эта задача особенно актуальна в условиях эксплуатации собственного склада предприятия, поскольку правильный выбор системы складирования позволяет до­биться максимального использования складских мощнос­тей, а значит, сделать функционирование склада рента­бельным. С такой задачей руководство фирмы сталкива­ется не только в момент строительства склада, но и в процессе его дальнейшей эксплуатации.

Логистический процесс на складе весьма сложен в организации, поскольку требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и физи­ческого распределения заказов. Практически, логистика на складе охватывает все основные функциональные об­ласти, рассматриваемые на микроуровне. Поэтому логис­тический процесс на складе гораздо шире технологичес­кого процесса и включает:

1. снабжение запасами;

2. контроль за поставками;

3. разгрузку и приемку грузов;

4. внутрискладскую транспортировку и перевалку грузов;

5. складирование и хранение грузов;

6. комплектацию (комиссионирование) заказов клиен­тов и отгрузку, транспортировку и экспедицию заказов;

7. сбор и доставку порожних товароносителей, конт­роль за выполнением заказов, информационное обслужи­вание склада;

8. обеспечение обслуживания клиентов (оказание ус­луг).

Условно весь процесс можно разделить на три части: операции, направленные на координацию функций поступ­ления (закупки); операции, непосредственно связанные с переработкой груза и его документированием; операции, направленные на координацию функций отправки (продаж).

Координация функций закупки осуществляется в ходе операций по снабжению запасами и посредством контроля за ведением поставок. Основная задача снабжения запаса­ми состоит в обеспечении склада товаром (или материалом) в соответствии с возможностями его переработки на данный период при полном удовлетворении заказов потре­бителей. Поэтому определение потребности в закупке за­пасов должно вестись в полной согласованности с функци­ей продаж и имеющейся мощностью склада. Учет и конт­роль за поступлением запасов и отправкой заказов позво­ляет обеспечить ритмичность переработки грузопотоков, максимальное использование имеющегося объема склада и необходимые условия хранения, сократить сроки хране­ния запасов и, тем самым, увеличить оборот склада.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.