Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные элементы культуры






1. Знаки и символы. Они представлены главным обра­зом в языке. Благодаря им становится возможным упоря­дочить опыт и поведение человека. Язык — это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Термин «язык», имеет по крайней мере два взаимо­связанных значения: 1) язык вообще, язык как определен­ный класс знаковых систем; 2) конкретный, т. н. этнический язык — конкретная реально существующая знаковая сис­тема, используемая в конкретном социуме, в конкретное вре­мя и в конкретном пространстве.

Язык возникает на определенной стадии развития обще­ства для удовлетворения многих потребностей. Поэтому язык является полифункциональной системой. Основные его функции — создание, хранение и передача информации. Выступая средством человеческого общения (коммуникатив­ная функция), язык обеспечивает социальное поведение че­ловека.

Одним из признаков примитивного языка является от­носительная многозначность. На языке бушменов «» означает «солнце», «жара», «жажда» или все это вместе (обращает на себя внимание включенность значения слова в определенную ситуацию); «нени» означает «глаз», «ви­деть», «здесь». В языке жителей Тробриандских островов (к востоку от Новой Гвинеи) одно слово обозначает шесть раз­личных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына сына сестры отца отца.

Одно и то же слово часто выполняет несколько раз­личных функций. Например, у бушменов «на» означает «да­вать». Одновременно «н'а» является частицей, указывающей на дательный падеж. В языке эве дательный падеж также строится с помощью глагола «на» («давать»).

Мало слов, обозначающих родовые понятия. У бушме­нов есть много слов для называния различных плодов, но нет слова для соответствующего общего понятия.

Слова насыщены наглядными аналогиями. По-бушменс­ки выражение «к'а-та» — это «палец», но при буквальном переводе оно означает «голова руки». «Голод» переводится как «живот убивает человека»; «слон» — «зверь ломает деревья» и т.д. Действительный элемент включен здесь в само название объекта или состояния.

Какие же признаки характеризуют основные тенденции развития языка к более совершенным формам? Прежде всего происходит замена грубых, трудно различимых зву­ковых комплексов более дробными единицами с четкими дискретными смыслоразличительными признаками. Таки­ми единицами являются наши фонемы. Благодаря обеспе­чению лучшего распознавания речевых сообщений резко снижаются энергетические затраты участников процесса речевой коммуникации. Исчезает и повышенная эмоцио­нальная экспрессивность, заменяясь относительно нейтраль­ной формой выражения. Наконец, значительное развитие претерпевает синтаксическая сторона речи. Из сочетания фонем образуются слова устной речи.

«Гипотеза языковой относительности», или гипотеза Сепира-Уорфа. Связана с идеей В. Гумбольдта (1767—1835) о том, что каждый язык есть своеобразное мировоззрение. Особенность гипотезы Сепира-Уорфа состоит в том, что она была построена на обширном этно-лингвистическом мате­риале. Согласно этой гипотезе, естественный язык всегда на­кладывает свою печать на мышление и формы культуры. «Картина мира» в значительной степени бессознательно строится на основе языка.

 

Таким образом, язык неосознан­но для его носителей формирует их представления об объек­тивном мире вплоть до основных категорий времени и про­странства; так что, например, эйнштейновская картина мира была бы иной, если она создавалась на основе, ска­жем, языка индейцев хопи. Это осуществляется благодаря грамматической структуре языков, которая включает в себя не только способы построения предложений, но и систему анализа окружающего мира.

Сторонники невозможности культурного диалога ссыла­ются прежде всего на слова Б.Уорфа о том, что человек живет в своего рода «интеллектуальной тюрьме», стены ко­торой возведены структурными правилами языка. И мно­гие люди даже не подозревают о факте своего «заключения».

2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой — в про­странстве и времени, по значению (например, черное про­тивоположно белому), на основе причинной обусловленнос­ти. Мы уверены, что земля вращается вокруг солнца, но когда-то люди верили, что дело обстоит наоборот. Культу­ры часто по-разному истолковывают взаимосвязи. Индеец пуэбло в своей беседе с К.-Г. Юнгом говорил: «Ведь мы — тот народ, — сказал он, — который живет на крыше мира, мы — дети солнца, и, совершая свои обряды, мы помогаем нашему отцу проходить по небу. Если мы перестанем это делать, то через десять лет солнце перестанет вставать. И тогда наступит вечная ночь».

«И в этот момент я понял, откуда происходит достоин­ство и невозмутимое спокойствие этого человека. Он — сын солнца, и его жизнь полна космологического смысла — он помогает'своему отцу, творцу и хранителю всей жизни, — он помогает ему совершать это ежедневное восхождение».

Каждая культура формирует определенные представле­ния о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного. Напри­мер, согласно христианской космологии, мир создан Богом из ничего, и имеется немало заповедей об отношении Бога к людям.

3. Ценности. Ценности — это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В христи­анской морали, например, десять заповедей, помимо дру­гих требований, предусматривают сохранение человеческой жизни («не убий»), супружескую верность («не прелюбодей­ствуй») и уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»).

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творче­ству, аскетизму), и каждый общественный строй устанав­ливает, что является ценностью, а что не является.

4. Правила. Эти элементы (в том числе и социальные нор­мы) регулируют поведение людей в соответствии с ценнос­тями определенной культуры. Гуденау объединил все этиэлементы следующим образом: «Культура содержит образ­цы, помогающие решить, что существует (представления и понятия об окружающем мире), что может быть (взаимосвя­зи), как относиться к тому, что есть и что может быть (цен­ности), что с этим делать и как это делать (нормы)». На­званные элементы культуры связаны между собой. Напри­мер, законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. У нас существуют десятки законов, запрещающих при­своение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности.

Социальные нормы могут представлять собой стандарты поведения. Социальные наказания или поощрения, способ­ствующие соблюдению норм, называются санкциями. Нака­зания, сдерживающие людей от определенных поступков, на­зываются негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др.

 

Позитивными санциями (например, денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называются поощрения за соблюдение норм. Санкции обретают законность на основе норм.

Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Привычки — это установившиеся схемы (стереотип) поведения в определен­ных ситуациях. Большинство привычек не встречают со сто­роны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но есть так называемые вредные привычки (громко разговаривать, чи­тать за обедом, грызть ногти), которые свидетельствуют о плохих манерах.

Манеры — внешние формы поведения человека, получа­ющие положительную или отрицательную оценку окружа­ющих. Они основаны на привычках. Манеры отличают вос­питанных от невоспитанных, аристократов и светских лю­дей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать.

Манеры чрезвычайно разнообразны, одни относятся к светским, другие — к повседневным. Ходить опрятно оде­тым, не чавкать за едой, не читать газету за обедом — по­вседневные манеры воспитанного человека. Целовать руку даме, говорить ей изысканные комплименты или здоровать­ся, приподнимая шляпу — светские манеры, присущие не­большой группе людей.

По отдельности манеры составляют элементы, или чер­ты, культуры, а вместе — особый культурный комплекс, на­зываемый этикетом. Этикет — принятая в особых соци­альных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Особый этикет существовал при королевских дворах, в светских салонах, дипломатических кругах. Эти­кет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к об­ласти элитарной культуры.

В отличие от манер, обычаи присущи широким массам людей. Обычай — традиционно установившийся порядок по­ведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Обычай — воспринятая из прошлого форма социальной регуляции де­ятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздни­ки, производственные навыки и т.д. Обычаи — неписаные правила поведения.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиции — эле­менты социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного вре­мени. Традиции функционируют во всех социальных систе­мах и являются необходимым условием их жизнедеятельно­сти. Пренебрежительное отношение к традиции приводит к нарушению преемственности в развитии общества и куль­туры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни. Традиция — все то, что унас­ледовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало «предание». В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, обще­ственные установления, вкусы, взгляды. Традиционными могут стать встречи бывших одноклассников, однополчан, подъем национального или корабельного флага. Одни тра­диции выполняются в обыденной, а другие — в празднич­ной, приподнятой обстановке. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объеди­няющим началом. Традиционная культура — это, прежде всего культура, основанная на священном тексте. Механизм ее воспроизводства и трансляции состоит в почитании и рецитации (повторении) священного текста. Разновидностью традиции является ритуал.

 

 

Ритуал — это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вы­зывающих определенные коллективные чувства. В них вы­ражаются какие-то религиозные представления или быто­вые традиции. Ритуалы не ограничиваются одной социаль­ной группой, а относятся ко всем слоям населения. Ритуалы сопровождают важные моменты человеческой жизни. Сила ритуала — в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В ритуале происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопе­реживание их участниками ритуального действия.

Выполнение ритуалов, или церемониальных актов, пред­писываемых религиозной традицией, составляет специфи­ческий тип поведения, который можно проследить в любом известном науке обществе. Поэтому ритуал можно рассмат­ривать как информацию, позволяющую дать определение и описание человеческой реальности.

Иногда человека представляют и описывают как суще­ство преимущественно рациональное, экономическое, поли­тическое или играющее. Но можно интерпретировать его и как существо ритуальное и проследить четкую параллель между его ритуальным и вербальным поведением. Точно так же как язык является символической системой, пост­роенной по определенным правилам, так и ритуал пред­ставляет собой систему символических актов, которая тоже строится на основе определенных правил.

Сложный, но явный параллелизм между ритуалом и язы­ком можно увидеть, рассматривая исторические попытки объяснения ритуального поведения. В большинстве таких объяснений язык выступает как важнейший фактор, связан­ный с сущностью ритуала. Имеется в виду, прежде всего конкретная форма языка — язык мифа.

Миф присутствует во всех обществах, в том числе и в со­временном. Миф — это не просто древняя форма выраже­ния человеческого сознания, но и универсальная структур­ная форма сознания как такового. Хотя его наиболее пол­ное выражение мы находим в культурах прошлого, миф продолжает фрагментарное существование и в современных обществах. Несмотря на то, что важнейшие теоретические и практические формы деятельности современного общества связаны с немифологическим, рациональным, техническим языком, миф существует как скрытое, глубинное поле зна­чений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.