Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятия общества и системы






Современный американский социолог Н. Смелзер опре­деляет общество как «объединение людей, имеющее опре­деленные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культур­ную) идентичность».

При всей тесной взаимосвязи таких важнейших и широ­ко употребимых понятий, как «общество», «страна» и «го­сударство», их необходимо строго разграничивать. Страна — это понятие, отражающее преимущественно географичес­кую характеристику части нашей планеты, определенной границами независимого государства. Государство — поня­тие, отражающее главное в политической системе страны и поэтому выступающее в качестве важнейшей категории, прежде всего, политологии. Общество — понятие, непосред­ственно характеризующее социальную организацию страны и поэтому занимающее центральное место в системе кате­горий СОЦИОЛОГИИ.

Разработка общей теории общества сопровождалась формированием различных концептуальных подходов к определению общества.

Существует, например, «атомистическая» теория, соглас­но которой общество понимается как совокупность действу­ющих личностей или отношений между ними. «Все общество в конце концов, — считает Дж. Дэвис, — можно предста­вить как легкую паутину межличностных чувств или уста­новок. Каждый данный человек может быть представлен си­дящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими другими и косвенно — со всем миром» (Девис Д. Социология установки// Американская социология. М., 1972. С. 62).

 

Крайним выражением этой концепции была теория Г. Зиммеля, который полагал, что общество вообще пред­ставляет собой взаимодействие индивидов. Взаимодействие всегда складывается вследствие определенных влечений или ради определенных целей. Эротические желания, деловой интерес, религиозные импульсы, защита или нападение, игра или предпринимательство, стремление помочь, на­учиться, а также множество иных мотивов побуждают че­ловека к деятельности для другого, с другим, против друго­го, к сочетанию и согласованию внутренних состояний, т. е. к оказыванию воздействий и, в свою очередь, к их восприя­тию. Эти взаимные воздействия означают, что из индивиду­альных носителей побудительных импульсов и целей обра­зуется единство, «общество». (См.: Зиммель Г. Общение: Пример чистой или формальной социологии //Социол. ис-след., 1984. № 2. С. 170—171.)

В современной социологии эта концепция известна как «сетевая» теория (Network theory), основные принципы ко­торой были сформулированы Р. Бертом (Burt R. Toward a Structural Theory of Action. N.Y., 1982). Главный акцент эта теория делает на действующих индивидах, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга. Или в более общей форме: эта теория и ее разновидности в центр внимания объяснительной концепции общества ста­вят личностные атрибуты действующих индивидов.

В теориях «социальных групп» (Social Group Theory) об­щество интерпретировалось как совокупность различных пе­ресекающихся групп людей, которые являются разновидно­стями одной доминирующей группы. В этом смысле, следуя концепции Ф. Знанецкого, можно говорить о народном об­ществе, что обозначает всевозможные группы и совокупно­сти, существующие в пределах одного народа или католи­ческой общественности, подразумевая под этим разнообраз­ные совокупности и группы, существующие в рамках католической церкви {Znaniecki F. Social actions. N.Y., 1936).

Если в «атомистической», или «сетевой», концепции су­щественным компонентом в определении общества являет­ся тип отношений, то в «групповых» теориях — человечес­кие группы. Рассматривая общество как наиболее общую совокупность людей, авторы этой концепции, по существу, отождествляют понятие «общество» с понятием «человече­ство».

Существует группа дефиниций категории «общество», со­гласно которым оно представляет собой систему социальных институтов и организаций. Общество — большая совокуп­ность людей, совместно осуществляющих социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций.

Согласно этой концепции, системное изложение которой дано в трудах Т. Боттомора (Bottomore T. Structure and History//Approaches to the Study of Social Structure/Ed. P. Blau. N.Y., 1975). и С. Липсета (Upset S.M. Social Structure and Social Change //Approaches to the Study of Social Structure/ Ed. P. Blau. N.Y., 1975), именно соци­альные институты и организации гарантируют устойчивость, постоянство отношений между людьми, устанавливают ус­тойчивую структуру всевозможных форм коллективной жиз­ни, и без них невозможно было бы обеспечение потребнос­тей, гарантирование организованного процесса коллектив­ной деятельности, регулирование конфликтов, развитие культуры и т. д. Определения этого рода можно назвать ин­ституциональными, поскольку в факте существования соци­альных институтов они видят характерные черты общества. Такое понимание общества часто встречается в работах эт­нологов.

Функциональная концепция трактует общество как груп­пу человеческих существ, представляющую собой самообес­печивающуюся систему действия {a self-sufficient system of action) (Aberle D.E. The Functional Prerequisites of a Society//Systems, Change and Conflict/ Ed. H. Demerach, R. Peterson. N.Y., 1980).

На основе различных концептуальных определений в со­циологии сложилась еще одна (аналитическая) дефини­ция— общество как относительно самостоятельное или самообеспечивающееся население, характеризуемое «внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями и естественным воспроизводством» (Personality and Society / Ed, N. Smelser, D. Snicker. N.Y., 1964. P. 577). В зависимости от того, какое содержание вкладывается в понятия «самообеспечение», «организация», «культура» и др. и какое место отводится этим понятиям в той или иной теории, эта дефиниция приобретает различный характер.

Социологические категории (более низкого порядка, чем категория «общество», такие как «группа», «объединение»), которые включаются представителями различных социоло­гических школ как в аналитическую, так и концептуальную дефиниции общества, имеют существенное значение для по­нимания его природы и характера.

Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любому по численности объединению (группе) лю­дей, если это объединение отвечает следующим признакам (по Э. Шилзу):

1. объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества);

2. браки заключаются между представителями данного объединения;

3. оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представи­телями;

4. объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;

5. у него есть собственное название и своя история;

6. оно обладает собственной системой управления;

7. объединение существует дольше средней продолжи­тельности жизни отдельного индивида;

8. его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называ­ют культурой.

Нетрудно догадаться, что подобным критериям соответ­ствуют и современные державы, насчитывающие сотни мил­лионов граждан, и древние племена, умещавшиеся на тер­ритории нынешнего городского микрорайона. У тех и дру­гих имеются кровно-родственные системы (заключение браков и рекрутирование новых членов), свои территория, название, культура, история, управление, а самое главное — они не являются частью другого целого.

Марш (1967) также пытался определить условия, при ко­торых социальное объединение следует считать обществом:

постоянная территория — например, Франция в сво­их государственных границах;

пополнение общества главным образом благодаря де­торождению, хотя иммиграция также играет некоторую роль в этом;

развитая культура — модели культуры могут быть достаточно многообразными, чтобы удовлетворить все по­требности общественной жизни;

политическая независимость — общество не являет­ся субсистемой (элементом) какой-то другой системы, это до­пустимо лишь в очень небольшой мере. (В соответствии с данным критерием такие колониальные общества, как бель­гийское Конго, до получения независимости нельзя считать таковыми.) Как отмечал Марш, даже такое обстоятельное
определение общества кажется несколько спорным.

В общем и целом признавая, что общество есть продукт взаимодействия людей, социологи, как в прошлом, так и се­годня нередко по-разному отвечали на вопрос о том, что кон­кретно служит первоосновой объединения людей в общество.

Так, Э. Дюркгейм видел ее в надындивидуальной общности коллективных представлений, чувств, верований, в солидар­ности как «коллективном сознании», противостоящем при­родному эгоизму; М. Вебер — в ориентированных на дру­гих (т. е. социальных) действиях; Т. Парсонс и Р. Мертон — в общности тех фундаментальных норм и ценностей, кото­рыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности; Э. Шилз — в общности центральной власти, территориаль­ной целостности и согласии центра и периферии.

Очевидно, что во всех этих определениях в той или иной степени выражен подход к обществу как к целостной систе­ме элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвя­зи. Такой подход к обществу называется системным.

Основ­ная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу обще­ства в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.


2. Общество как система

Согласно общей теории систем, все во Вселенной орга­низовано в системы, состоящие из взаимосвязанных элемен­тов, которые являются подсистемами более обширных сис­тем. Атом как система, образуемая связанными между со­бой частицами — это всего лишь один из элементов, из которых построена молекула, а она, в свою очередь, взаи­модействуя с другими молекулами, участвует в организа­ции клетки как системы. Специфические клетки образуют системы тканей и органов, которые, координируя свои фун­кции, обеспечивают существование организма как системы, обладающей устойчивостью и равновесием. Сосуществова­ние живых систем поддерживает биосферное равновесие. Человек представляет собой звено этого континуума, и вы­живание его возможно только в группе, принадлежащей к человеческому обществу, которое, в свою очередь, существу­ет в системе биосферы Земли. Поведение человека не мо­жет быть понято в отрыве от других членов группы, к кото­рой он принадлежит, от всего общества или даже вида Homo sapiens в целом.

Задача социологии состоит в том, чтобы исследовать об­щество как систему, его структуру, функции, подсистемы и элементы. Социология исходит из понимания общества как сложноорганизованного системного объекта, используя при этом общенаучную методологию общей теории систем. «Об­щая теория систем, — утверждает Л. фон Берталанфи, — дает нам угол зрения, позволяющий увидеть предметы, ко­торые раньше не замечались или обходились, и в этом со­стоит ее методологическое значение». Общая теория систем представляет собой своего рода «организмический» подход, в котором основное внимание уделяется проблемам целост­ности, организации и направленности развития сложных систем. Однако развитие исследований в этом направлении показало, что совокупность проблем методологии системно­го исследования существенно превосходит рамки задач об­щей теории систем. Для обозначения этой более широкой сферы методологических проблем и применяют термин «сис­темный подход». В философском аспекте системный подход означает формирование системного взгляда на мир, бази­рующегося на идее целостности, сложной организации и са­модвижения исследуемых систем.

Чтобы разъяснить суть системного подхода к обществу, мы должны прежде всего уточнить значение термина «сис­тема».

Система представляет собой целостный комплекс взаи­мосвязанных элементов, находящихся в функциональных от­ношениях и связях друг с другом. Существует целая иерар­хия систем: одна система может быть элементом системы более высокого порядка; элементы любой системы, в свою очередь, выступают как системы более низкого порядка. Система обладает особыми системными качествами: поря­док, организация системы как целого выше, чем ее отдель­ных элементов. Любая система — от атома до общества — всегда представляет собой нечто большее, чем простая сум­ма составляющих ее элементов и подсистем.

Подобная вза­имозависимость частей и целого проявляется в интеграль­ных свойствах системы: механические часы или телевизор, к примеру, обладают особыми свойствами, которые отсут­ствуют у частей (деталей, из которых они состоят). Каждый системный элемент, свойство и отношение зависят от места внутри целого. Важными системными принципами также являются структурность — возможность описания системы через установление ее структуры, т. е. сети связей и отноше­ний системы, обусловленность функционирования элементов системы свойствами ее структуры. Существует взаимозави­симость системы и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой).

Всем этим признакам отвечает человеческое общество, представляющее собой сложноорганизованную систему выс­шего «органического» типа, сулерсистему, или социеталь-ную систему, включающую в себя все виды социальных систем и характеризующуюся структурно-функциональной целостностью, устойчивостью, равновесием, открытостью, динамизмом, самоорганизацией, самовоспроизводством, эволюцией.

В качестве социетальной системы общество обладает структурно-функциональной целостностью, которая реализуется через ряд дифференцированных функций. Дифферен­циация общественных функций сопровождается созданием социальных структур (экономических, политических, рели­гиозных и др. институтов), которые заполняются людьми, об­ладающими необходимыми качествами. Общество включа­ет в себя все многообразие социальных связей и структур, т. е. оно шире рамок любого института, регулирующего от­дельные виды взаимодействий.

Общество обладает высоким уровнем внутренней само­регуляции, обеспечивающим поддержку и постоянное вос­производство сложной системы социальных отношений. Общество постоянно воспроизводит социальное качество своих структур и соответственно социальные качества ин­дивидов и групп индивидов, включенных в их функциониро­вание. Способность к воспроизводству социальных взаимо­действий характерна и для каждого института, организа­ции, общности в отдельности.

Общество обладает внутренними механизмами включе­ния в сложившуюся систему взаимосвязей социальных но­вообразований. Оно подчиняет своей логике вновь возника­ющие институты, организации, общности, заставляет их дей­ствовать в соответствии со сложившимися социальными нормами и правилами. Таким образом, идет процесс адап­тации структурных элементов к формам и способам функ­ционирования социетальной системы.

Общество представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспе­чивающую удовлетворение всех основных потребностей лю­дей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизво­дящуюся.

Социальная система — это упорядоченное целое, вклю­чающее отдельных индивидов, группы, организации, инсти­туты, общности и сообщества, объединенные социальными связями и отношениями. Основными элементами социаль­ной системы являются люди, а также их нормы, связи, отно­шения, взаимодействия. Общество как суперсистема пред­стает как совокупность систем (социальная группа, соци­альный институт, личность). Социальные системы высту­пают в качестве структурных элементов общества. На своем уровне каждая социальная система в той или иной мере детерминирует действия входящих в нее индивидов и групп и в определенных ситуациях выступает как единое целое.

Итак, общество можно представить в виде многоуровне­вой системы. Первый уровень — это социальные роли, за­дающие структуру социальных взаимодействий. Соци­альные роли организованы в различные институты и общ­ности, которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и само­воспроизводящейся.

 

Различия выполняемых функций, про­тивостояние целей социальных групп требуют такого систем­ного уровня организации, который поддерживал бы в об­ществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и вос­производит нормы, апробированные опытом многих поколе­ний, а политическая система законодательными и правовы­ми актами регулирует и укрепляет связи между социальны­ми системами.

Социальная система может рассматриваться в четырех аспектах: 1) как взаимодействие индивидов; 2) как группо­вое взаимодействие; 3) как иерархия социальных статусов (институциональных ролей); 4) как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивидов.

Функционирование общества — это его постоянное само­воспроизводство, устойчивый процесс воссоздания структур, функциональных связей, составляющих организацию социетальной системы. Общество утверждает себя как целостность в постоянном противостоянии окружающей среде. Самосо­хранение, функционирование общества есть не что иное, как его способность противостоять деструктивному влиянию из­вне. Функционировать — значит поддерживать равновесие системы с окружающей средой. Стабильность — состояние системы, при котором она способна функционировать и из­меняться, сохраняя устойчивость своей структуры и функций к сильным воздействиям извне. Одной из системных харак­теристик устойчивости является эквилибриум — способность сохранять структурно-функциональную организацию при самых резких колебаниях внешней среды. В рыночной эконо­мике спонтанный порядок выражается в установлении рав­новесия между спросом и предложением товаров, а в живых системах — в поддержании равновесия всех жизненно важ­ных функций организма. Всякий раз когда система отклоня­ется от положенного равновесия, механизмы ее управления, получив информацию об этом, корректируют поведение сис­темы и возвращают ее в прежнее положение.

В основе социальной системы лежит деятельность, на­правленная на воспроизводство самой системы. Для поддер­жания устойчивости социальных систем в меняющихся усло­виях внешней среды необходимо внутреннее регулирование самых различных процессов, которое приводит к взаимной подстройке этих процессов и их подчинению единому поряд­ку. Все социальные системы способны к саморегуляции и являются самоорганизующимися системами высокой функ­циональной сложности.

Динамика социальных систем. Описание статичного со­стояния системы не дает полного представления о ее под­линной природе. Исследование ее динамики касается моду­са, направления и интенсивности изменения ее специфичес­ких признаков, а также соответствующих тенденций развития. Предметом исследования системной динамики является также вопрос о многообразии систем, линейных и нелинейных динамических системах, диссипативных струк­турах, флуктуациях и бифуркациях, аттракторах, источни­ках и движущих силах развития.

В естествознании под динамической системой понимает­ся любой объект или процесс, для которого возможно опре­делить понятие состояния как некоторого мгновенного опи­сания этой системы, известного в любой момент времени. Состояние системы дает представление о ней в целом в кон­кретный момент времени. Смена состояний выражает изме­нение системы во времени и определяется как внешними воз­действиями, так и самой системой. Из множества состояний системы наиболее важным является стационарное.состоя­ние. Из-за флуктуации система никогда не может находить­ся точно в состоянии равновесия.

Различают линейные и нелинейные динамические систе­мы. Поведение линейной динамической системы (как, напри мер, свободное колебание маятника) происходит вблизи одного стационарного состояния, не зависящего от времени.

 

Подсистемы линейной системы слабо взаимодействуют меж­ду собой и существуют в системе практически независимо друг от друга. Изменения ответа линейной системы на внеш­нее воздействие почти пропорциональны этому воздействию. Линейные системы обладают свойством аддитивности, при котором целая система сводима к сумме составляющих ее частей.

Однако в большинстве случаев условия линейности не выполняются и появляется необходимость изучать общие принципы возникновения и развития сложных динамичес­ких систем, используя нелинейные модели. Система нели­нейна, если в разное время, при разных внешних воздействи­ях ее поведение определяется различными законами.

Нелинейная система имеет устойчивые и неустойчивые стационарные состояния. Причем одно и то же стационар­ное состояние такой системы при одних условиях может быть устойчивым, а при других — неустойчивым. Устойчивые ста­ционарные состояния более присущи самой системе, а неус­тойчивые характеризуют моменты изменений в ней. Изме­няющиеся нелинейные системы отличают множественность стационарных состояний, единство их устойчивости и неус­тойчивости. Это создает феномен сложного и поливариант­ного поведения, не укладывающегося в единственную тео­ретическую схему, и может быть непредсказуемым в опре­деленные периоды времени.

Понятие нелинейности включает в себя многовариант­ность, альтернативность выбора путей эволюции и ее нео­братимость. Нелинейные системы испытывают влияние слу­чайных, незначительных воздействий, порождаемых нерав­новесностью, нестабильностью, выражающихся в накопле­ниях флуктуации, бифуркациях (разветвлениях путей эво­люции), фазовых и самопроизвольных переходах. В таких системах возникают и поддерживаются локализованные процессы (структуры), в которых имеют место интеграция, системное объединение структур, а также вероятностный (хаотический) распад этих структур на этапе нарастания их сложности. Нелинейные процессы невозможно надежно про­гнозировать, ибо развитие совершается через случайность выбора пути в момент бифуркации, а само случайное собы­тие не повторяется вновь.

Открытые нелинейные неравновесные системы называ­ются диссипативными. Они описаны в термодинамике от­крытых нелинейных систем. «Для обозначения открытых систем, в которых при большом отклонении от равновесия возникают упорядоченные состояния, был введен термин диссипативные структуры» (система поддерживается в устойчивом состоянии благодаря диссипации энергии). Су­ществуют аналогичные модели для социальных систем.

Совокупность большого числа нелинейных элементов (ос­цилляторов), образующих систему, способна порождать осо­бые структуры — аттракторы, выступающие как «цели эволюции». Они могут быть как правильными, просто опи­сываемыми структурами, так и хаотичными состояниями. В первом случае аттракторы характеризуются либо одним конечным состоянием (например, точкой равновесия маят­ника), либо циклически повторяющимся процессом (цикли­ческое перераспределение напряжения в электронной труб­ке). В системах детерминированного хаоса аттракторы при­обретают более сложную структуру и становятся «стран­ными аттракторами». Они представляют собой уже не точ­ку и не предельный цикл, а сложно описываемую область, по которой происходят случайные блуждания. Геометричес­ки это множество точек, к которому приближается траекто­рия после затухания переходных процессов, т. е. области притяжения к себе соседних точек.

В теории диссипативных систем аттракторам уделяется особое внимание. Язык аттракторов позволяет осмыслить стохастические процессы, предсказуемые и принципиально непредсказуемые явления как в природных, так и в соци­альных системах.

 

 

Функционируя, общество непрерывно изменяется, возни­кают новые виды взаимодействий, социальные институты и нормы. Социальные процессы есть последовательная смена состояний, движение элементов социальной системы или ее подсистем. Социальную систему можно представить себе как скоррелированную систему структур, участвующих в процессе либо во множестве процессов, в которые вовлечены структуры. Структура и процесс (бесструктурность) — это два взаимно дополняющих аспекта единого социально­го организма, поэтому социальный порядок можно опреде­лить как двойственный порядок структур и процессов. Глав­ным субъектом социальных изменений является человек — существо, одновременно созидающее социальную структу­ру и ее разрушающее. Люди постоянно создают новые виды взаимодействий, преобразуют институциональную ткань со­циальной жизни, меняют ценностно-нормативный (культур­но-религиозный) порядок. Благодаря тому, что действия че­ловека мотивируются сложной комбинацией социальных и психических факторов, возникает постоянный диссонанс между обществом как системой и личностью. Поведение индивидов оказывается сложнее и многообразнее существу­ющей структуры статусно-ролевых отношений. Наибольшей дестабилизирующей силой обладает стремление не улуч­шить условия жизни, не покончить с эксплуатацией и т. п., а освободиться от всех системно-структурных ограничений. Импульсы революционной и инновационной энергии беспре­рывно нарушают равновесие системы. Но система способна воспроизводить свое качество и поддерживать свою целост­ность. Общество гасит колебания системы, чтобы сразу же пережить новую флуктуацию. «Флуктуации обладают свой­ством саморегуляции; чем больше отклонение в одном на­правлении, тем больше вероятность его обращения, т. е. вос­становления равновесия».

Динамика статусно-ролевой системы отношений являет­ся следствием нелинейного взаимодействия индивидуальных ролей миллионов людей. Можно сказать, что роль каждого индивида «функционирует» по принципу нелинейного осцил­лятора, образуя особые структуры — аттракторы — ансам­бли ролей, которые интегрируются в социальный порядок. Так, образуются новые социальные и политические группы, организации, появляются новые виды профессиональной де­ятельности, находят взаимопонимание конфликтующие группировки и т. д. Теорию аттракторов правомерно исполь­зовать для описания функционирования общественного со­знания. Показательным здесь является процесс формиро­вания коллективных предпочтений в мнениях избирателей на выборах. Часто возникают нестабильные, неустойчивые процессы, приводящие к тому, что задуманное и спланиро­ванное развивается совершенно иначе, подчиняясь каким-то своим самоорганизационным началам.

В современной синергетике подчеркивается стохастичес­кий (случайный) характер процессов, вызывающих флукту­ации и установление новой структуры. Переход «порядок— беспорядок» представляет собой спонтанное коллективное явление, вызванное взаимодействием между элементами, образующими социальную систему. Вынужденная эволюция социальной системы от одной новой структуры к другой — это, во-первых, исторический процесс, так как он определя­ется предшествующей ситуацией, а во-вторых — это «неде­терминированный» процесс, ибо он сопровождается рядом флуктуаций. Всякий раз перед социальной системой имеет­ся несколько альтернативных возможностей эволюции. Их выбор непредсказуем, поскольку то, в каком направлении пойдет эволюция после флуктуации, определяется случай­но в момент неустойчивости.

Система, лишенная возможности восстановить свое рав­новесие привычными механизмами, т.е. в рамках сложив­шегося ранее структурно-функционального порядка, утра­чивает определенность и предсказуемость своего развития. Общество может изменяться самым неожиданным образом, ибо регуляторы нормативно-ценностного порядка и воспро­изводства институциональных связей не срабатывают в силу разбалансированности внутренних механизмов системы.

В таком случае оно переживает бифуркацию, т. е. разветвле­ние путей выбора своего качественно нового состояния. Би­фуркация — это всегда непредсказуемость, появление не­ожиданных видов взаимодействий и структур. Бифуркацию невозможно описать, исходя из логики предыдущего разви­тия, ибо она является нарушением этой логики. Общество, находящееся на изломе, представляет собой хаотическую систему, в которой невозможно уловить причинно-следствен­ные связи и отношения.

Главным источником развития общества является инно­вационная энергия, воплощенная в поведении людей, не укладывающемся в рамки статусно-ролевых предписаний.

Она провоцирует изменения в институциональной и куль­турной системах общества, которые осуществляются благо­даря механизмам внутренней саморегуляции и контроля. Диссипативные процессы, затухание действуют на всех уровнях социетальной системы, но если импульс инноваци­онной энергии оказывается достаточно сильным, то механиз­мы социализации, институализации и легитимации не успе­вают ее преобразовать в новые структуры, возникает бифур­кация. Она характеризуется возможным переходом обще­ства в качественно иное состояние, многие параметры кото­рого непредсказуемы.

Куда идут эволюционные процессы в открытых нелиней­ных системах? Они идут к созданию все более сложных орга­низаций и структур путем интеграции различных, развива­ющихся в разном темпе структур в эволюционные целост­ности.

Сложность структуры связана с когерентностью. Под когерентностью понимается согласование темпов жизни структур посредством диссипативных процессов, являющих­ся макроскопическим проявлением хаоса. Для построения сложной организации необходимо когерентно соединить под­структуры внутри нее, синхронизировать темп их эволюции.

Фактором объединения сложных социальных структур и систем является некий аналог хаоса. Хаос (т. е. обменные процессы разного рода) играет конструктивную роль не только в процессах выбора пути развития, но и в процессах построения сложного эволюционного целого. Эффективность самоорганизации в условиях рынка вполне очевидна. Ры­ночный механизм осуществляет обмен товарами именно с помощью процесса самоорганизации производителей и по­купателей, каждый из которых стремится к реализации соб­ственных целей.

Социетальная система как сложная структура является метастабильно устойчивой. Чтобы поддерживать свою це­лостность, периодически преодолевать стадию неустойчиво­сти, она должна существовать в колебательном режиме, позволяющем замедлять процессы и восстанавливать общий темп развития подструктур.

Фундаментальный принцип поведения сложных сис­тем— это периодическое чередование стадий эволюции и инволюции, развертывания и свертывания, взрыва актив­ности, интеграции и дезинтеграции. И здесь можно провес­ти глубокие аналогии с историческими свидетельствами о циклах процветания и гибели древних цивилизаций, с цик­лами Н.Д. Кондратьева, ритмами этногенеза Л.Н. Гумиле­ва. Динамика развития сложных социетальных систем и организаций связана с периодическим чередованием режи­мов ускорения протекания процессов и их замедления, час­тичного распада структур. Возвратное движение во време­ни, частичный возврат к старому, к культурным традициям является, вероятно, необходимым условием существования сложной социетальной системы.

Изучение двадцать одной цивилизации, существовавшей за последние три тысячи лет, проведенное А. Тойнби, дало возможность установить периодические переходы от сред­него прогрессивного к среднему регрессивному развитию, циклы «ухода-и-возврата». «На большом количестве эмпи­рического материала мы убедились, что распад цивилиза­ции, как и рост ее, есть процесс непрерывный и кумулятив­ный; что у этого процесса есть повторяющийся ритм; что за каждым музыкальным тактом идет следующий такт и что основой предыдущего ритма является Вызов-и-Ответ».

 

Сегодня возник целый комплекс глобальных проблем — экологических, технологических, демографических. В гло­бальной системе есть проблемы региональные, отраслевые, связанные с различными секторами сельского хозяйства, массовыми коммуникациями. Так определяются проблемы глобального развития, становящиеся объектом социологи­ческого анализа.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.