Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социологическое исследование.






 

 

Социологическое исследование – система методологических, методических и организационно-технических процедур, проводимая с целью получения объективных данных об изучаемом явлении.

 

Объектом исследования обычно является сфера социальной жизни, социальный процесс определённые общественные отношения, трудовые коллективы и т. п.

 

Предмет исследования – идеи, свойства, характеристики, присущие данному объекту исследования.

 

Основные направления исследования:

 

· теоретическое – изучение научной литературы;

· прикладное – изучение конкретной социальной общности, процесса и т.п.

Этапы социологического исследования:

· подготовка (обдумывание цели, утверждение программы, подготовка инструментария, формирование группы сбора первичной информации, определение сроков и порядка работы, проведение пилотажного исследования);

· сбор первичной информации (необобщённых данных);

· подготовка собранной информации к обработке;

· обработка информации;

· анализ информации, подготовка отчета, формирование выводов и рекомендаций.

Основные виды социологического исследования:

Разведывательное (пилотажное) исследование – цель - получение оперативной информации, (решаемые задачи - ограничены).

Проводится, как правило, для проверки качества подготовленной анкеты. Проводится всегда в виде фиксированного (формализованного) интервью наиболее подготовленным членом группы, все ответы тщательно фиксируются письменно.

 

Описательные исследования – обычно проводится при исследовании крупного объекта. Сбор информации проводится с помощью одного или нескольких методов сбора данных.

 

Аналитическое исследование – описываются не только элементы изучаемого явления, но и проводится анализ причин возникновения данного явления, производится поиск причинно-следственных связей.

 

Панельное исследование – обследованию подвергаются одни и те же респонденты через определённые промежутки времени по одинаковым методикам. Цель – проверка объективности основного исследования или выявление динамики процесса или явления.

Методы социологического исследования:

1. Метод сплошного исследования – исследованию подвергается вся предусмотренная программой исследования совокупность.

 

2. Выборочный метод - применяется при исследовании объекта более 500 человек.Единица опроса (человек, группа) – выбирается с учетом важнейших признаков данного социального сообщества (образование, квалификация и т.п.). Выбранная совокупность должна является микромоделью генеральной совокупности.

Типы выборки:

· механическая: производится выбор группы, затем - выбор единицы отбора - элемента, имеющего типичные для всей группы признаки. Среди единиц отбора выбирают единицы анализа. Соблюдается шаг анализа – промежуток между отбираемыми;

· серийная: генеральная совокупность делится на однородные части (серии); из каждой серии производится отбор респондента пропорционально числу элементов серии;

· гнездовая выборка: в качестве единицы исследования берутся не отдельные респонденты, а целые группы или коллективы;

· целенаправленная выборка:

а) метод стихийной выборки (почта, интерактивный опрос, читатели газет, журналов и т.п.)

б) метод основного массива – опрос 60-80% респондентов, попавших в отобранную совокупность.

в) метод квотовой выборки – респонденты выбираются по определенным признакам – обычно не более четырёх признаков.

 

Методы получения информации:

1. Метод анкетного опроса:

 

· длится не более 35 - 40 минут (примерно 25 – 30 вопросов);

· анкета должна содержать пояснения, как работать с вопросами (если это необходимо);

· если анкета состоит из нескольких блоков вопросов – блоки должны быть логически связаны между собой;

· все вопросы должны быть пронумерованы, ответы – тоже;

· категорически недопустимо разрывать вопросы или переносить часть вопроса на другую страницу;

· первые вопросы должны быть нейтральными (ни дискуссионными, ни настораживающими);

· сложные вопросы в анкете должны следовать за простыми (в целях повышения интереса);

· трудные вопросы помещаются в середину анкеты;

· вопросы должны быть понятны всем респондентам;

· сначала вопросом устанавливают факт (событие), затем – в последующих вопросах – оценка данного факта (события);

· если в анкете новый раздел – необходимо «подвести» к нему респондента с помощью обращения к нему.

 

Содержание анкеты включает в себя три части:

1. Вводная часть – содержит следующую информацию: кто проводит исследование, какова его цель, способ заполнения анкеты (что, где и как писать), подчёркивается анонимный характер анкеты (если анкетирование анонимно), выражается благодарность за участие в работе.

2. Основная часть – собственно содержание анкеты.

3. Демографическая часть – паспортные данные (если анкета именная) или сведения о респонденте: пол, возраст, образование, место жительства, стаж работы, социальное и семейное положение и т. п.

 

Вопросы анкеты различаются:

 

1. По предметному содержанию:

· вопросы о фактах – содержат информацию о социальных явлениях, действиях, поступках, и т. п.;

· вопросы о знании – что знает и что может изложить респондент (экзаменационного типа, могут содержать задания, экспериментальные и игровые ситуации), их цель – проверка информированности респондента;

· вопросы о мнении – могут касаться любых проблем, а так же личности самого респондента – ответ на эти вопросы – оценочные суждения;

· вопросы о мотивах – выявляют субъективные представления человека о мотивах своей деятельности (чаще всего для этого необходим целый комплекс вопросов);

2. По логической природе:

· основные вопросы – на основе ответов на них производятся выводы об изучаемом явлении;

· вопросы – фильтры – служат для отсеивания некомпетентных респондентов или выделения части респондентов по определённому признаку;

· контрольные вопросы – служат для проверки правдивости, устойчивости и непротиворечивости ответов, их искренности и достоверности;

· наводящие вопросы – служат для помощи респонденту в осмыслении основных вопросов, помогают ему дать более точный ответ.

 

3. По психологической функции:

· контактные вопросы – служат для установления контакта с респондентом, их цель – вызвать интерес к исследованию, побудить принять в нём участие. Как правило, это первые вопросы анкеты, простые по форме, настраивающие респондента на заинтересованное участи в анкетировании;

· буферные вопросы – их цель – переключение внимания респондента при переходе от одной части анкеты к другой, от одного тематического блока вопросов к другому;

· прямые вопросы – направлены на выражение отношения респондента по поводу оценки анализируемого события с его личностной позиции;

· косвенные вопросы – на вопросы этой группы респондент отвечает от имени группы, коллектива в безличной форме. Такие вопросы используются, когда не вполне удобно задавать прямые вопросы (частные, интимные стороны жизни, отношение к руководителям и т. п.);

4. По форме:

· шкальные – вопросы в виде шкалы, на которой респондент должен отметить то или иной показатель;

· вопросы – меню – респондент может выбрать любое сочетание вариантов ответа;

· дихотомические (альтернативные) – ответ производится по принципу: «да» или «нет»;

· открытые – свободная форма ответа – слово, предложение, несколько предложений;

· закрытые – выбор одного из предлагаемых вариантов ответа: «нужное подчеркнуть»;

· полузакрытые – предлагают респонденты возможность высказать своё мнение, к перечню ответов добавляется фраза «другие…».

 

Способы анкетирования – раздаточный, почтовый, прессовый, мониторинг.

 

Достоверность анкетирования - обеспечивается контрольными вопросами и панельным опросом, при котором повторно, по тем же анкетам, опрашивается 5 % – 10 % респондентов.

 

Этапы подготовки анкеты:

 

Подготовка проекта анкеты → пилотажное исследование → массовый опрос → панельный опрос.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.