Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Социологическое исследование.






     

     

    Социологическое исследование – система методологических, методических и организационно-технических процедур, проводимая с целью получения объективных данных об изучаемом явлении.

     

    Объектом исследования обычно является сфера социальной жизни, социальный процесс определённые общественные отношения, трудовые коллективы и т. п.

     

    Предмет исследования – идеи, свойства, характеристики, присущие данному объекту исследования.

     

    Основные направления исследования:

     

    · теоретическое – изучение научной литературы;

    · прикладное – изучение конкретной социальной общности, процесса и т.п.

    Этапы социологического исследования:

    · подготовка (обдумывание цели, утверждение программы, подготовка инструментария, формирование группы сбора первичной информации, определение сроков и порядка работы, проведение пилотажного исследования);

    · сбор первичной информации (необобщённых данных);

    · подготовка собранной информации к обработке;

    · обработка информации;

    · анализ информации, подготовка отчета, формирование выводов и рекомендаций.

    Основные виды социологического исследования:

    Разведывательное (пилотажное) исследование – цель - получение оперативной информации, (решаемые задачи - ограничены).

    Проводится, как правило, для проверки качества подготовленной анкеты. Проводится всегда в виде фиксированного (формализованного) интервью наиболее подготовленным членом группы, все ответы тщательно фиксируются письменно.

     

    Описательные исследования – обычно проводится при исследовании крупного объекта. Сбор информации проводится с помощью одного или нескольких методов сбора данных.

     

    Аналитическое исследование – описываются не только элементы изучаемого явления, но и проводится анализ причин возникновения данного явления, производится поиск причинно-следственных связей.

     

    Панельное исследование – обследованию подвергаются одни и те же респонденты через определённые промежутки времени по одинаковым методикам. Цель – проверка объективности основного исследования или выявление динамики процесса или явления.

    Методы социологического исследования:

    1. Метод сплошного исследования – исследованию подвергается вся предусмотренная программой исследования совокупность.

     

    2. Выборочный метод - применяется при исследовании объекта более 500 человек.Единица опроса (человек, группа) – выбирается с учетом важнейших признаков данного социального сообщества (образование, квалификация и т.п.). Выбранная совокупность должна является микромоделью генеральной совокупности.

    Типы выборки:

    · механическая: производится выбор группы, затем - выбор единицы отбора - элемента, имеющего типичные для всей группы признаки. Среди единиц отбора выбирают единицы анализа. Соблюдается шаг анализа – промежуток между отбираемыми;

    · серийная: генеральная совокупность делится на однородные части (серии); из каждой серии производится отбор респондента пропорционально числу элементов серии;

    · гнездовая выборка: в качестве единицы исследования берутся не отдельные респонденты, а целые группы или коллективы;

    · целенаправленная выборка:

    а) метод стихийной выборки (почта, интерактивный опрос, читатели газет, журналов и т.п.)

    б) метод основного массива – опрос 60-80% респондентов, попавших в отобранную совокупность.

    в) метод квотовой выборки – респонденты выбираются по определенным признакам – обычно не более четырёх признаков.

     

    Методы получения информации:

    1. Метод анкетного опроса:

     

    · длится не более 35 - 40 минут (примерно 25 – 30 вопросов);

    · анкета должна содержать пояснения, как работать с вопросами (если это необходимо);

    · если анкета состоит из нескольких блоков вопросов – блоки должны быть логически связаны между собой;

    · все вопросы должны быть пронумерованы, ответы – тоже;

    · категорически недопустимо разрывать вопросы или переносить часть вопроса на другую страницу;

    · первые вопросы должны быть нейтральными (ни дискуссионными, ни настораживающими);

    · сложные вопросы в анкете должны следовать за простыми (в целях повышения интереса);

    · трудные вопросы помещаются в середину анкеты;

    · вопросы должны быть понятны всем респондентам;

    · сначала вопросом устанавливают факт (событие), затем – в последующих вопросах – оценка данного факта (события);

    · если в анкете новый раздел – необходимо «подвести» к нему респондента с помощью обращения к нему.

     

    Содержание анкеты включает в себя три части:

    1. Вводная часть – содержит следующую информацию: кто проводит исследование, какова его цель, способ заполнения анкеты (что, где и как писать), подчёркивается анонимный характер анкеты (если анкетирование анонимно), выражается благодарность за участие в работе.

    2. Основная часть – собственно содержание анкеты.

    3. Демографическая часть – паспортные данные (если анкета именная) или сведения о респонденте: пол, возраст, образование, место жительства, стаж работы, социальное и семейное положение и т. п.

     

    Вопросы анкеты различаются:

     

    1. По предметному содержанию:

    · вопросы о фактах – содержат информацию о социальных явлениях, действиях, поступках, и т. п.;

    · вопросы о знании – что знает и что может изложить респондент (экзаменационного типа, могут содержать задания, экспериментальные и игровые ситуации), их цель – проверка информированности респондента;

    · вопросы о мнении – могут касаться любых проблем, а так же личности самого респондента – ответ на эти вопросы – оценочные суждения;

    · вопросы о мотивах – выявляют субъективные представления человека о мотивах своей деятельности (чаще всего для этого необходим целый комплекс вопросов);

    2. По логической природе:

    · основные вопросы – на основе ответов на них производятся выводы об изучаемом явлении;

    · вопросы – фильтры – служат для отсеивания некомпетентных респондентов или выделения части респондентов по определённому признаку;

    · контрольные вопросы – служат для проверки правдивости, устойчивости и непротиворечивости ответов, их искренности и достоверности;

    · наводящие вопросы – служат для помощи респонденту в осмыслении основных вопросов, помогают ему дать более точный ответ.

     

    3. По психологической функции:

    · контактные вопросы – служат для установления контакта с респондентом, их цель – вызвать интерес к исследованию, побудить принять в нём участие. Как правило, это первые вопросы анкеты, простые по форме, настраивающие респондента на заинтересованное участи в анкетировании;

    · буферные вопросы – их цель – переключение внимания респондента при переходе от одной части анкеты к другой, от одного тематического блока вопросов к другому;

    · прямые вопросы – направлены на выражение отношения респондента по поводу оценки анализируемого события с его личностной позиции;

    · косвенные вопросы – на вопросы этой группы респондент отвечает от имени группы, коллектива в безличной форме. Такие вопросы используются, когда не вполне удобно задавать прямые вопросы (частные, интимные стороны жизни, отношение к руководителям и т. п.);

    4. По форме:

    · шкальные – вопросы в виде шкалы, на которой респондент должен отметить то или иной показатель;

    · вопросы – меню – респондент может выбрать любое сочетание вариантов ответа;

    · дихотомические (альтернативные) – ответ производится по принципу: «да» или «нет»;

    · открытые – свободная форма ответа – слово, предложение, несколько предложений;

    · закрытые – выбор одного из предлагаемых вариантов ответа: «нужное подчеркнуть»;

    · полузакрытые – предлагают респонденты возможность высказать своё мнение, к перечню ответов добавляется фраза «другие…».

     

    Способы анкетирования – раздаточный, почтовый, прессовый, мониторинг.

     

    Достоверность анкетирования - обеспечивается контрольными вопросами и панельным опросом, при котором повторно, по тем же анкетам, опрашивается 5 % – 10 % респондентов.

     

    Этапы подготовки анкеты:

     

    Подготовка проекта анкеты → пилотажное исследование → массовый опрос → панельный опрос.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.