Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции внутришкольного управления






К основным функциям внутришкольного управления, которые наиболее часто встречаются в педагогической литературе, относятся мотивация, педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация и контроль.

В некоторых пособиях они называются целевыми, организационными.

Функция мотивации. Основная задача мотивационной функции состоит в том, чтобы все участники образовательно-воспитательного процесса вы­полняли работу согласно делегированным им полномочиям. Для включе­ния в действие социальных мотивов рекомендуется создавать условия для общения между участниками образовательного процесса, формировать дух единой команды, периодически проводить совещания, не разрушать не­формальные группы, стимулировать социальную активность учителей вне школы. С целью актуализации мотива самовыражения необходимо созда­вать условия для участия членов образовательно-воспитательного процесса в творческой, исследовательской деятельности, осуществлении инновационных проектов, поощрять инициативу.

Способствует созданию положительных мотивов тактичная помощь ру­ководителя; личный пример компетентности, активности, честности, спра­ведливости; вознаграждение усилий участников образовательно-воспитательного процесса.

Педагогический анализ является основой управленческой деятельности. В структуре управленческого цикла педагогический анализ занимает особое место. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, потому что остальные звенья управленческого цикла (планирование, организация, контроль, регулирование) не получают в своем развитии логического обоснования и завершения. В управленческой деятельности выделяют такие виды анализа, как:

1. аспектный анализ, который направлен на изучение какого-либо одного аспекта образовательной деятельности (например, использование средств наглядности для развития познавательной активности учащихся; изучение системы работы учителя по проверке домашнего задания; изучение особен­ностей групповой работы учащихся на уроке и т. п.);

2. краткий анализ — предполагает общее изучение образовательной дея­тельности;

3. развернутый анализ — направлен на детальное выделение и обсуждение всех компонентов образовательного процесса (например, определение вос­питательных, дидактических, психологических, санитарно-гигиенических требований к уроку и др.);

4. параметрический анализ. Содержанием этого вида анализа является изу­чение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного про­цесса (изучение текущей успеваемости, дисциплины учащихся, посещаемости.

5. тематический – изучение отдельных направлений образовательно-воспитательного процессов (например, системы работы учителей, классных руководителей по воспитанию нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной культуры);

6. итоговый анализ. Проводится по завершению учебной четверти, полуго­дия, учебного года. Итоговый анализ направлен на изучение основных ре­зультатов образовательно-воспитательной деятельности, предпосылок и условий их достижения. Информация складывается из данных параметри­ческого и тематического анализов; четвертных, полугодовых контрольных работ; из данных официальных отчетов, справок, представляемых участниками образовательного процесса. Содержательную основу итогового анализа ра­боты школы за учебный год составляют ведущие направления, например:

· качество преподавания — соответствие профессиональной подготовке;

· выполнение образовательных программ и государственных стан­дартов;

· реализация воспитательного потенциала урока;

· развитие индивидуальных задатков и способностей личности;

· соблюдение норм оценки знаний, умений и навыков учащихся;

· типичные пробелы в знаниях учащихся и причины их появления;

· компьютерная грамотность учащихся,

· степень развития познавательных интересов;

· состояние и качество методической работы в школе;

· эффективность работы с родителями и общественностью;

Проведение объективного, глубокого, итогового анализа служит осно­вой для разработки плана работы школы на новый учебный год.

В последнее время в ряде школ создаются компьютерные базы данных, т. е. вся тематическая информация вносится в память ЭВМ, что позволяет не только хранить ее в компактном виде, но и эффективно работать с нею.

Функция целеполагания заключается в формировании идеального представления о конечном результате деятельности всей системы на пути к этому результату. Общая цель определяется на основе сопоставления результатов проведенного педагогического анализа состояния управляемой системы и требований к ней.

Образ будущего результата становится целью тогда, когда имеются потребности, мотивы, желание достигнуть результата или приблизиться к нему. Таким образом, цель – это осознанный желаемый результат.

Цели управления должны отражать следующие основные положения:

· конкретизировать требуемый конечный результат;

· конкретизировать заданный срок достижения цели;

· цель должна быть понятна всем, кто будет работать для достижения цели;

· цель должна быть реальной и достижимой, но не легкой;

· обеспечивать большую отдачу от затрат времени и ресурсов по сравнению с другими возможными целями;

· быть реализуемой в пределах наличного или ожидаемого бюджета времени;

· соответствовать основным принципам и методам научной организа­ции труда;

· совпадать с интересами исполнителей и не вызывать конфликтов в организации;

· быть согласованной менеджером в личной беседе с подчиненными.

Достижение предусмотренных целей требует от субъекта целеполагания четкого представления о тех задачах, которые он собирается решать.

Следующей функцией внутришкольного управления является планиро­вание. Планирование в управлении школой — это принятие решения на ос­нове данных педагогического анализа. Планирование должно отвечать определенным требованиям:

· единство целевой установки и условий реализации;

· единство долгосрочного и краткосрочного планирования;

· осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал;

· стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов;

· целенаправленность — учет прошлого опыта работы школы, постановка частных целей в деятельности учителей, классных руководителей, общественных организаций;

· перспективность (предусматривает направления деятельности шко­лы на будущее);

· комплексность - использование разнообразных средств, форм, ме­тодов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи;

· объективность — учет условий функционирования школы, возможностей педагогического и ученического коллективов.

Одним из действенных путей совершенствования этого вида деятельно­сти является внедрение комплексно-целевого планирования (или комплексно-целевых программ). Школьная целевая программа составляется под реа­лизацию приоритетных проблем, причем ее ядром служит генеральная цель, трансформированная на задачи, доведенная до каждого школьного подразде­ления и исполнителя.

В практике работы школ распространены следующие виды планирования:

· перспективный план работы школы на 3—5 лет;

· план учебно-воспитательной работы школы (годовой);

· графический план организационной, методической, внеклассной работы (выписка из годового плана, например на четверть);

· план-график внутришкольного контроля;

· планы общественных организаций.

В перспективном плане отражаются следующие разделы:

1. тематика педсоветов и заседаний методических объединений;

2. профсоюзные собрания и производственные совещания;

3. совещания при директоре;

4. перспективы обновления учебно-воспитательного процесса, внедрение педагогических инноваций;

5. потребность школы в педагогических кадрах;

6. повышение квалификации педагогических кадров (курсы, семина­ры, тренинги, курсы на хозрасчетной основе и т. д.);

7. развитие материально-технической базы и учебно-методическое оснащение школы (строительные работы, приобретение средств ЭВТ и инфор­матики, пополнение фондов библиотеки, наглядных пособии, обновление оборудования и оформление кабинетов и др.);

8. социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, усло­вий труда и отдыха.

Годовые планы составляются в мае – июне, утверждаются педагогическими советами в конце августа. Изменение плана в течение года производится в крайних случаях, о каждом изменении ставится в известность педагогический совет. Годовой план охватывает весь учебный год, включая летние каникулы.

Текущий план составляется на учебную четверть, является конкретизаци­ей общешкольного годового плана.

Таким образом, наличие основных видов планов позволяет координи­ровать деятельность педагогического, ученического и родительского коллективов.

Важной функцией внутришкольного управления является функция орга­низации деятельности. Данная функция предполагает выполнение принятых решений конкретными людьми: учителями, детьми, родителями, представителями общественности.

Субъект организационной деятельности (организатор) решает целый ряд вопросов:

· предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности вхождения в коллективное дело;

· отбор содержания, форм и методов предстоящей деятельности; соотнесение их с реальными условиями и возможностями исполнителей;

· мотивация предстоящей деятельности, инструктирование, формиро­вание убежденности в необходимости выполнения конкретного поручения;

· обеспечение единства действий педагогического и ученического коллективов;

· оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы;

· выбор форм стимулирования участников деятельности;

· оценка хода и результатов конкретного дела.

В этой работе особую роль играют личностные качества руководителя — его профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учителей и учащихся, умение ставить задачи и доби­ваться их решения.

Завершающей функцией внутришкольного управления является конт­роль. Внутришкольный контроль представляет собой вид деятельности управляющей подсистемы образовательного учреждения по установлению соответствия результатов работы школы запросам развивающейся личности учащегося и общегосударственным требованиям (нормативам). Он позволяет выявить необходимость принятия управленческого решения в случаях, когда реальное положение дел не соответствует планируемому. В данном случае контроль выполняет функцию обратной связи между управляю­щей системой и объектами управления (подсистемами) школы. В задачи внутришкольного контроля входит также формирование базы данных для оценки работы участников образовательного процесса и повышения каче­ства их деятельности. Кроме того, в процессе реализации контролирующей функции появляется возможность выявления передового опыта педагоги­ческой и управленческой деятельности.

Объектами внутришкольного контроля являются следующие направления:

1. учебный процесс (качество и ход выполнения образовательных про­грамм и Государственных образовательных стандартов; качество знаний, умений и навыков учащихся; состояние преподавания учебных дисциплин; продуктивность работы учителя; работа с одаренными детьми и пр.);

2. воспитательный процесс (уровень воспитанности учащихся; состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы, эффективность совместной деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся; работа с педагогически запущенными детьми и пр.);

3. работа с педагогическими кадрами (исполнение нормативных доку­ментов и принятых решений; методическая работа; повышение квалифика­ции; аттестация учителей; обеспечение благоприятного психологического климата и пр.);

4. условия учебно-воспитательного процесса (охрана труда; НОТ учителя и учащихся; санитарно-гигиеническое состояние школы; обеспеченность учебной, методической справочной литературой, наглядными пособиями, ТСО и пр.).

Рассмотрим наиболее часто используемые в практике школ разновидности внутришкольного контроля:

1. Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо вопроса. Содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, но изучаемые глубоко и целенаправленно.

2. Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельно­сти педагогического коллектива, методического объединения или отдель­ного учителя. При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя, например при проведении ат­тестации, изучаются все направления его работы — учебной, воспитатель­ной, общественно-педагогической, управленческой. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты работы данного об­разовательного учреждения: всеобуч, организация образовательного про­цесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная деятельность и др.

В зависимости от того, кто или что подвергается контролю, выделяются следующие его формы:

· персональный контроль, осуществляется за работой отдельного учите­ля, классного руководителя, воспитателя. Он может быть тематическим или фронтальным. В деятельности учителя персональный контроль важен как сред­ство самоуправления педагога, как стимул в его профессиональном станов­лении;

· классно-обобщающий контроль применим при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном слу­чае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе; система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения; развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся; динамика успевае­мости учащихся по годам или в течение одного года; состояние дисципли­ны и культуры поведения учащихся и др.;

· предметно-обобщающий контроль используется в тех случаях, когда изучаются состояние и качество преподавания отдельного предмета в од­ном классе, в параллели классов или в целом в школе. Для проведения та­кого контроля привлекаются представители как администрации, так и ме­тодических объединений школы;

· тематически-обобщающий контроль имеет своей главной целью изу­чение работы учителей в разных классах, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса. Например: использование краеведческо­го материала в процессе обучения; развитие познавательных интересов уча­щихся; формирование основ эстетической культуры учащихся на уроках
естественного цикла и др.;

· комплексно-обобщающий контроль используется при осуществлении контроля за организацией изучения ряда учебных предметов в одном или не­скольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле.

В процессе внутришкольного контроля используются такие методы, как изучение школьной документации, наблюдение, беседы, устный и пись­менный контроль, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, хронометрирование, диагностические методы, т. е. такие методы, которые позволяют получить необходимую объективную информацию. Вы­бор форм и методов внутришкольного контроля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени.

К внутришкольному контролю предъявляются следующие требования:

· систематичность ( регулярное проведение контроля; создание в школе системы контроля, позволяющей управлять ходом педагогического процесса);

· объективность (проверка деятельности учителя или педагогического коллектива, осуществляемая в соответствии с требованиями государственных стандартов и образовательных программ на основе выработанных критериев);

· действенность (результаты контроля обусловливают позитивные изменения, устранение выявленных недостатков);

· компетентность (знание предмета контроля, владение его методикой; умение увидеть достоинства в работе и возможные недостатки, прогнозировать развитие результатов контроля).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.