![]() Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции внутришкольного управления ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
К основным функциям внутришкольного управления, которые наиболее часто встречаются в педагогической литературе, относятся мотивация, педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация и контроль. В некоторых пособиях они называются целевыми, организационными. Функция мотивации. Основная задача мотивационной функции состоит в том, чтобы все участники образовательно-воспитательного процесса выполняли работу согласно делегированным им полномочиям. Для включения в действие социальных мотивов рекомендуется создавать условия для общения между участниками образовательного процесса, формировать дух единой команды, периодически проводить совещания, не разрушать неформальные группы, стимулировать социальную активность учителей вне школы. С целью актуализации мотива самовыражения необходимо создавать условия для участия членов образовательно-воспитательного процесса в творческой, исследовательской деятельности, осуществлении инновационных проектов, поощрять инициативу. Способствует созданию положительных мотивов тактичная помощь руководителя; личный пример компетентности, активности, честности, справедливости; вознаграждение усилий участников образовательно-воспитательного процесса. Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок. — Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта. — Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы). — SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание. SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение Педагогический анализ является основой управленческой деятельности. В структуре управленческого цикла педагогический анализ занимает особое место. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, потому что остальные звенья управленческого цикла (планирование, организация, контроль, регулирование) не получают в своем развитии логического обоснования и завершения. В управленческой деятельности выделяют такие виды анализа, как: 1. аспектный анализ, который направлен на изучение какого-либо одного аспекта образовательной деятельности (например, использование средств наглядности для развития познавательной активности учащихся; изучение системы работы учителя по проверке домашнего задания; изучение особенностей групповой работы учащихся на уроке и т. п.); 2. краткий анализ — предполагает общее изучение образовательной деятельности; 3. развернутый анализ — направлен на детальное выделение и обсуждение всех компонентов образовательного процесса (например, определение воспитательных, дидактических, психологических, санитарно-гигиенических требований к уроку и др.); 4. параметрический анализ. Содержанием этого вида анализа является изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса (изучение текущей успеваемости, дисциплины учащихся, посещаемости. 5. тематический – изучение отдельных направлений образовательно-воспитательного процессов (например, системы работы учителей, классных руководителей по воспитанию нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной культуры); Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Попробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:— Разгрузит мастера, специалиста или компанию; — Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой; — Разошлет оповещения о новых услугах или акциях; — Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет; — Позволит записываться на групповые и персональные посещения; — Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам; — Включает в себя сервис чаевых. Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Зарегистрироваться в сервисе 6. итоговый анализ. Проводится по завершению учебной четверти, полугодия, учебного года. Итоговый анализ направлен на изучение основных результатов образовательно-воспитательной деятельности, предпосылок и условий их достижения. Информация складывается из данных параметрического и тематического анализов; четвертных, полугодовых контрольных работ; из данных официальных отчетов, справок, представляемых участниками образовательного процесса. Содержательную основу итогового анализа работы школы за учебный год составляют ведущие направления, например: · качество преподавания — соответствие профессиональной подготовке; · выполнение образовательных программ и государственных стандартов; · реализация воспитательного потенциала урока; · развитие индивидуальных задатков и способностей личности; · соблюдение норм оценки знаний, умений и навыков учащихся; · типичные пробелы в знаниях учащихся и причины их появления; · компьютерная грамотность учащихся, · степень развития познавательных интересов; · состояние и качество методической работы в школе; · эффективность работы с родителями и общественностью; Проведение объективного, глубокого, итогового анализа служит основой для разработки плана работы школы на новый учебный год. В последнее время в ряде школ создаются компьютерные базы данных, т. е. вся тематическая информация вносится в память ЭВМ, что позволяет не только хранить ее в компактном виде, но и эффективно работать с нею. Функция целеполагания заключается в формировании идеального представления о конечном результате деятельности всей системы на пути к этому результату. Общая цель определяется на основе сопоставления результатов проведенного педагогического анализа состояния управляемой системы и требований к ней. Образ будущего результата становится целью тогда, когда имеются потребности, мотивы, желание достигнуть результата или приблизиться к нему. Таким образом, цель – это осознанный желаемый результат. Цели управления должны отражать следующие основные положения: · конкретизировать требуемый конечный результат; · конкретизировать заданный срок достижения цели; · цель должна быть понятна всем, кто будет работать для достижения цели; · цель должна быть реальной и достижимой, но не легкой; · обеспечивать большую отдачу от затрат времени и ресурсов по сравнению с другими возможными целями; · быть реализуемой в пределах наличного или ожидаемого бюджета времени; · соответствовать основным принципам и методам научной организации труда; · совпадать с интересами исполнителей и не вызывать конфликтов в организации; · быть согласованной менеджером в личной беседе с подчиненными. Достижение предусмотренных целей требует от субъекта целеполагания четкого представления о тех задачах, которые он собирается решать. Следующей функцией внутришкольного управления является планирование. Планирование в управлении школой — это принятие решения на основе данных педагогического анализа. Планирование должно отвечать определенным требованиям: · единство целевой установки и условий реализации; · единство долгосрочного и краткосрочного планирования; · осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал; · стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов; · целенаправленность — учет прошлого опыта работы школы, постановка частных целей в деятельности учителей, классных руководителей, общественных организаций; · перспективность (предусматривает направления деятельности школы на будущее); · комплексность - использование разнообразных средств, форм, методов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи; · объективность — учет условий функционирования школы, возможностей педагогического и ученического коллективов. Одним из действенных путей совершенствования этого вида деятельности является внедрение комплексно-целевого планирования (или комплексно-целевых программ). Школьная целевая программа составляется под реализацию приоритетных проблем, причем ее ядром служит генеральная цель, трансформированная на задачи, доведенная до каждого школьного подразделения и исполнителя. В практике работы школ распространены следующие виды планирования: · перспективный план работы школы на 3—5 лет; · план учебно-воспитательной работы школы (годовой); · графический план организационной, методической, внеклассной работы (выписка из годового плана, например на четверть); · план-график внутришкольного контроля; · планы общественных организаций. В перспективном плане отражаются следующие разделы: 1. тематика педсоветов и заседаний методических объединений; 2. профсоюзные собрания и производственные совещания; 3. совещания при директоре; 4. перспективы обновления учебно-воспитательного процесса, внедрение педагогических инноваций; 5. потребность школы в педагогических кадрах; 6. повышение квалификации педагогических кадров (курсы, семинары, тренинги, курсы на хозрасчетной основе и т. д.); 7. развитие материально-технической базы и учебно-методическое оснащение школы (строительные работы, приобретение средств ЭВТ и информатики, пополнение фондов библиотеки, наглядных пособии, обновление оборудования и оформление кабинетов и др.); 8. социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий труда и отдыха. Годовые планы составляются в мае – июне, утверждаются педагогическими советами в конце августа. Изменение плана в течение года производится в крайних случаях, о каждом изменении ставится в известность педагогический совет. Годовой план охватывает весь учебный год, включая летние каникулы. Текущий план составляется на учебную четверть, является конкретизацией общешкольного годового плана. Таким образом, наличие основных видов планов позволяет координировать деятельность педагогического, ученического и родительского коллективов. Важной функцией внутришкольного управления является функция организации деятельности. Данная функция предполагает выполнение принятых решений конкретными людьми: учителями, детьми, родителями, представителями общественности. Субъект организационной деятельности (организатор) решает целый ряд вопросов: · предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности вхождения в коллективное дело; · отбор содержания, форм и методов предстоящей деятельности; соотнесение их с реальными условиями и возможностями исполнителей; · мотивация предстоящей деятельности, инструктирование, формирование убежденности в необходимости выполнения конкретного поручения; · обеспечение единства действий педагогического и ученического коллективов; · оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы; · выбор форм стимулирования участников деятельности; · оценка хода и результатов конкретного дела. В этой работе особую роль играют личностные качества руководителя — его профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учителей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения. Завершающей функцией внутришкольного управления является контроль. Внутришкольный контроль представляет собой вид деятельности управляющей подсистемы образовательного учреждения по установлению соответствия результатов работы школы запросам развивающейся личности учащегося и общегосударственным требованиям (нормативам). Он позволяет выявить необходимость принятия управленческого решения в случаях, когда реальное положение дел не соответствует планируемому. В данном случае контроль выполняет функцию обратной связи между управляющей системой и объектами управления (подсистемами) школы. В задачи внутришкольного контроля входит также формирование базы данных для оценки работы участников образовательного процесса и повышения качества их деятельности. Кроме того, в процессе реализации контролирующей функции появляется возможность выявления передового опыта педагогической и управленческой деятельности. Объектами внутришкольного контроля являются следующие направления: 1. учебный процесс (качество и ход выполнения образовательных программ и Государственных образовательных стандартов; качество знаний, умений и навыков учащихся; состояние преподавания учебных дисциплин; продуктивность работы учителя; работа с одаренными детьми и пр.); 2. воспитательный процесс (уровень воспитанности учащихся; состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы, эффективность совместной деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся; работа с педагогически запущенными детьми и пр.); 3. работа с педагогическими кадрами (исполнение нормативных документов и принятых решений; методическая работа; повышение квалификации; аттестация учителей; обеспечение благоприятного психологического климата и пр.); 4. условия учебно-воспитательного процесса (охрана труда; НОТ учителя и учащихся; санитарно-гигиеническое состояние школы; обеспеченность учебной, методической справочной литературой, наглядными пособиями, ТСО и пр.). Рассмотрим наиболее часто используемые в практике школ разновидности внутришкольного контроля: 1. Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо вопроса. Содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, но изучаемые глубоко и целенаправленно. 2. Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя, например при проведении аттестации, изучаются все направления его работы — учебной, воспитательной, общественно-педагогической, управленческой. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты работы данного образовательного учреждения: всеобуч, организация образовательного процесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная деятельность и др. В зависимости от того, кто или что подвергается контролю, выделяются следующие его формы: · персональный контроль, осуществляется за работой отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя. Он может быть тематическим или фронтальным. В деятельности учителя персональный контроль важен как средство самоуправления педагога, как стимул в его профессиональном становлении; · классно-обобщающий контроль применим при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе; система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения; развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся; динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года; состояние дисциплины и культуры поведения учащихся и др.; · предметно-обобщающий контроль используется в тех случаях, когда изучаются состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, в параллели классов или в целом в школе. Для проведения такого контроля привлекаются представители как администрации, так и методических объединений школы; · тематически-обобщающий контроль имеет своей главной целью изучение работы учителей в разных классах, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса. Например: использование краеведческого материала в процессе обучения; развитие познавательных интересов учащихся; формирование основ эстетической культуры учащихся на уроках · комплексно-обобщающий контроль используется при осуществлении контроля за организацией изучения ряда учебных предметов в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле. В процессе внутришкольного контроля используются такие методы, как изучение школьной документации, наблюдение, беседы, устный и письменный контроль, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, хронометрирование, диагностические методы, т. е. такие методы, которые позволяют получить необходимую объективную информацию. Выбор форм и методов внутришкольного контроля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени. К внутришкольному контролю предъявляются следующие требования: · систематичность ( регулярное проведение контроля; создание в школе системы контроля, позволяющей управлять ходом педагогического процесса); · объективность (проверка деятельности учителя или педагогического коллектива, осуществляемая в соответствии с требованиями государственных стандартов и образовательных программ на основе выработанных критериев); · действенность (результаты контроля обусловливают позитивные изменения, устранение выявленных недостатков); · компетентность (знание предмета контроля, владение его методикой; умение увидеть достоинства в работе и возможные недостатки, прогнозировать развитие результатов контроля).
|