Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешнее управление осуществляют учредители, основным из которых выступает государство в лице органов управления образованием субъекта РФ (области, города, района), через






Основы управления образовательным учреждением

Тот, кто не может управлять собой, не может управлять другими.

Платон

Внешнее и внутреннее управление образовательным учреждением

Образовательное учреждение, как и любая социальная организация, является сложной целостной системой открытого типа, открыто взаимодействующей со своим социальным окружением. Связь образовательного учреждения с окружением – двусторонняя: оно испытывает влияние социума и само оказывает на него воздействие.

Различают внешнее и внутреннее управление образовательным учреждением как социальной организацией, которые представляют собой две взаимосвязанные стороны.



Внешнее управление осуществляют учредители, основным из которых выступает государство в лице органов управления образованием субъекта РФ (области, города, района), через

· его создание,

· придание статуса,

· правовую регламентацию жизнедеятельности,

· регистрацию,

· лицензирование,

· аттестацию,

· аккредитацию.

· проведение экспертизы подведомственных им учреждений.

Учредителями образовательных учреждений согласно Закону РФ «Об образовании» (ст.11) могут являться:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления;

2) отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);

3) отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

4) общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;

5) граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

Учредители образовательных учреждений наделены широкими правами и полномочиями. В случае реорганизации органов государственной власти, органов управления образованием и (или) органов местного самоуправле­ния права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам.

Органы местного самоуправления (ст. 31) ответственны за реализацию права граждан на получение установленного настоящим Законом обяза­тельного основного общего образования; ежегодную публикацию средне­статистических показателей о соответствии федеральным и местным требо­ваниям условий осуществления образовательного процесса в образователь­ных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.

Автономность образовательных учреждений, становление их как юри­дических лиц, расширение их компетенции и ответственности существенно изменили соотношение между внутренним и внешним управлением школ в пользу внутреннего. Однако это не означает полной автономии школы и ее «независимости» от внешнего управления и от социума в целом.

Компетенция и ответственность образовательного учреждении (ст. 32) со­стоят в том, что оно самостоятельно в осуществлении образовательного про­цесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, Типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и Уставом образовательного учреждения.

Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется на основе Закона РФ «Об образовании» и Устава соответствующего образовательного учреждения. Внутреннее управление строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются

1. совет образовательного учреждения – коллегиальный орган управления, представляющий общественные интересы, состав, структура и регламент работы которого определяется Уставом образовательного учреждения.

2. попечительский совет,

3. педагогический совет – постоянно действующий совещательный орган, создаваемый в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении,

4. совещание при директоре или при его заместителе,

5. оперативные информационные совещания по реальной ситуации,

6. педагогические консилиумы

7. ученические советы.

Наряду с традиционными органами общешкольного управления (пед­совет, родительский комитет, ученический совет) в настоящее время по­явились: Совет школы, Попечительский совет, Орган разработки стратеги­ческого развитая школы, Совет учредителей, Инновационный совет, Экспертный совет, Приемная комиссия (отборочная), Научно-методиче­ский совет, Совет лицеистов, Совет гимназистов, Школьный парламент и др. Состав этих органов в разных типах школ и масштаб их деятельности неодинаков, степень участия членов и органов школьной организации так­же неравнозначна. Но именно этими управленческими звеньями разрабатывается стратегия развития школы.

Развивающие школы, реализуя стратегические планы, перестраивают структуру управления на основе поиска «золотой середины» между центра­лизацией и децентрализацией управления. В развивающих школах введены группы нововведений, проектные группы, группы разработчиков, эксперт­ные группы. Внедрение в школе элементов менеджмента содействует про­цессу демократизации и гуманизации школьной жизни, эффективному управлению школой, педагогическим и ученическим коллективом.

Непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель соответствующего образовательного учреждения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.