Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Библиотеки






Библиотека: в переводе с латинского - библио- книга, тека- накопление, т.е. книгохранилище.

 

Первые библиотеки появились более 2 тысяч лет назад, но в России развитие получили лишь в 15 веке с началом книгопечатания. Впервые начал собирать библиотеку царь Иван Грозный. В его личной библиотеке были книги, привезенные из Византии и других зарубежных стран. Большая личная библиотека была у Петра 1. В 1825 году она была преобразована в Библиотеку Российской Академии.

Публичная библиотека в России возникла в первой половине 19 века. Она создавалась образованными слоями населения на общественных началах как институт «внешкольного образования» Библиотека была платной, поскольку у нее не было каких-либо иных источников финансирования кроме вступительных и ежегодных взносов, а также платы за пользование библиотекой.

С конца 20 века в России стала формироваться общедоступная публичная библиотека, поддерживающая «непрерывное образование» и обеспечивающая населению свободный доступ к информации и знаниям. В первые годы революции (1920) вышел декрет Совнаркома «О централизации библиотечного дела в стране». С этого момента библиотечное дела стало делом государственным.

В Законе «О библиотечном деле» от 1994 года определено понятие современной библиотеки.

Библиотека - информационное, культурно-образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющих их во временное пользование физическим и юридическим лицам.

Социальная функция библиотек состоит в реализации конституционных прав каждого гражданина на образование, пользование достижениями культуры и отдых. Эта функция осуществляется посредством индивидуальной работы читателя с предоставляемыми библиотекой книжными, журнальными, газетными фондами, а также путем других видов культурных услуг.

По составу книжных фондов, методам их обработки, хранения и использования, библиотеки подразделяются на массовые (публичные) с универсальным книжным фондом и специальные – с фондом книг по определенным видам научной, учебной, производственной деятельности (медицинская, техническая, научная, педагогическая)

Библиотечная сеть:

  1. Сеть министерства культуры РФ (все наши библиотеки)
  2. Научно-технические библиотеки
  3. Школьные библиотеки
  4. Профсоюзные библиотеки
  5. Военные библиотеки
  6. Научные библиотеки

В последнее время появилось такое понятие, как Интернет-библиотеки.

Библиотеки характеризуются по административному признаку:

  1. Российские библиотеки. (Российская государственная библиотека в Москве)
  2. Республиканские библиотеки
  3. Краевые и областные библиотеки (Нижегородская государственная областная научная библиотека им. В.И. Ленина)
  4. Районные и городские библиотеки
  5. Поселковые и сельские библиотеки.
  6. Передвижные библиотеки

Структура библиотеки. Зависит от масштабности.

Районная библиотека: Абонемент (работа с читателями)

Читальный зал (место для работы с книгой в стенах библиотеки),

Информационно-библиографический отдел (каталоги и справочники)

Центр правовой информатики (работа с документами, законами, постановлениями правительства)

Отдел комплектования и обработки (приобретают, ставят инвентарный номер, указывают раздел)

Методический отдел (осуществляют методическое руководство сельскими библиотеками, проводит учебу кадров, оказывает методическую и практическую помощь, разрабатывает методические рекомендации и сценарии библиотечных мероприятий)

В последнее время в районных библиотеках создаются Центры правовой информации, а в сельских библиотеках – информационные центры.(СИЦ)

Библиотеки проводят большую массовую работу с читателями и являются одним из главных социальных партнеров клубного учреждения.

Формы библиотечной работы:

  1. Книжные выставки. (тематическая выставка «На мамаевом кургане тишина»
  2. Обзоры литературы по теме или новинок («Внимание: сахарный диабет!»)
  3. Часы информаций («Создай свой живой уголок»)
  4. Библиотечные уроки (как пользоваться библиотечными каталогами)
  5. Беседы, диспуты, дискуссии, часы откровенного разговора
  6. Литературно-музыкальные композиции, вечера поэзии, часы истории
  7. Встречи с поэтами и писателями
  8. Презентации новых книг
  9. Клубные объединения и клубы по интересам
  10. Литературные гостиные

 

(привести примеры совместной работы библиотеки и клубного учреждения)

 

 

Музеи

Музей - это научно-просветительное учреждение, занимающееся комплектованием, хранением и экспонированием произведений искусства, предметов истории, науки, быта, материалов из жизни выдающихся людей и т.д., расположенной по определенной системе и снабженных необходимыми пояснениями.

Музей - это исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественно-научных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных предметов, которые используются в научных, образовательно-воспитательных и пропагандистских целях.

Первый музей в России создал Петр 1 в 1714 году – Кунсткамера

Все музеи делятся на государственны е (в ведении министерства культуры РФ), общественные (на предприятиях, в школах), частные музеи, передвижные.

Различают музеи комплексные (много отделов: краеведческие), отраслевые, мемориальные

Отраслевые музеи подразделяются по направлениям:

Исторические (Исторический музей в Москве, историческо-архитектурный комплекс в Н.Новгороде)

Промышленно-технические (политехнический музей в Москве, музей фотографии в Н.Новгороде)

Естественно-научные (Дарвинский музей в Москве)

Художественно-искусствоведческие (Эрмитаж, Третьяковская галерея, театральный им. Бахрушина, художественный музей в Н.Новгороде)

Этнографические (Истории культуры и быта - Щелковский хутор, Кижи)

Мемориальные музеи (Мамаев курган, Пискаревское кладбище, Нижегородский Кремль)

Практически для всех типов и видов музеев присуще: поисковая, научная, исследовательская, собирательная и пропагандистская деятельность.

Посещая музеи, люди имеют реальную возможность приобщиться к общественно-полезной работе, принять личное участие в сборе экспонатов, подготовке экскурсий.

Формы музейной работы:

  1. Выставки
  2. Экскурсии
  3. Познавательные программы
  4. Презентации
  5. Встречи с коллекционерами и интересными людьми

Зависят от направленности музея: литературные вечера и фестивали (Дом-музей П.И. Чайковского в Клину), театральные встречи, декабрьские вечера в музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве, интерактивные спектакли из жизни Н.Добролюбова в музее им. Добролюбова в Н.Новгороде.

 

Музеи Нижнего Новгорода:

1.Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник «Нижегородский Кремль» (Нижегородский Кремль- Дмитриевская башня, Музей истории художественных промыслов, Музей Нижегородской интеллигенции, Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья- Щелковский хутор)

2. Государственный литературный музей им. М.Горького

3. Государственный русский музей фотографии (Карелин, Дмитриев)

4. Художественный музей

5. Музей-квартира Сахарова

6. Музей Максима Горького «Домик Каширина» (где прошло детство Алеши Пешкова)

7. Музей Добролюбова

(привести примеры работы музея вашего района)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.