Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности социальной и культурной антропологии, этнологии и этнографии






В мировой практике не сложилось единого взгляда на социальную антропологию. В Британии эту область знаний традиционно называют социальной антропологией, в США – культурной антропологией, во Франции – этнологией, а в России – социальной антропологией и этнографией.

У истоковсоциальной антропологии как социально-гуманитарной науки стоял профессор сэр Джеймс Дж. Фрэзер (1854-1941). Он считал область науки, в которой работал, ответвлением социологии, занимающимся изучением примитивных народов.

Начиная с 1920-х гг., социальная антропология стала в большей степени ассоциироваться с вкладом А.Р. Рэдклифф-Брауна (1881-1955). В 1923 г. он сформулировал отличие этой дисциплины как «стремление сформулировать общие законы в основе феномена культуры» от этнологии как «попытки реконструировать историю культуры». При этом к этнологии им были отнесены работы американского исследователя Ф. Боаса (1858-1942) и его последователей, хотя сам Ф. Боас называл свою область научных интересов просто «антропология». Рэдклифф-Браун большое значение придавал созданию типологий, что стало характерным для работ многих социальных антропологов.

Термины «этнография» и «этнология» появились в конце восемнадцатого века. Впервые термин «этнография» упоминается в работе немецкого историка А.Л. Шлезера «Общая Северная история», который использовал это выражение как синоним термину «Volkerkunde», то есть описательное и историческое изучение стран и народов.

Первое употребление термина «этнология» немецкий историограф Г. Вермойленотносит к работе словацкого историка А.Ф. Коллара 1783 г. Оба термина очень быстро были приняты европейскими учеными, хотя их более широкое распространение в английском и французском стало заметно лишь с 1820-1830-х гг. С тех пор, однако, смыслы слов «этнология» и «этнография» несколько раз существенно менялись теми, кто принимал их на вооружение. Так, британский ученый Дж. Причард в работе «Исследование физической истории человечества» 1813 г., задачей этнологии определил «поиск истории человеческих племен и рас от древнейших периодов, которые возможно подвергнуть изучению, раскрытие их взаимосвязей, формулирование точных или вероятных выводов в отношении их близости или различий в происхождении».

Идея Причарда оставалась на повестке дня вплоть до начала двадцатого века, однако, уже с 1860-х термин «этнология» приобрел новый смысл благодаря подъему эволюционистов, в частности Э. Тэйлора и других ученых, для которых единство рода человеческого уже не представляло сомнений, и которых более всего интересовало прогрессивное развитие человеческого общества. Тогда же развиваются классификационные схемы расовых различий. И хотя слово «антропология» принималось всеми как наиболее общий термин для обозначения дисциплины, «этнология» некоторое время считалась более научным, теоретическим ее крылом.

«Этнография» (гр. ethnos – народ) с момента проникновения этого термина в англоязычную среду была понята в двух смыслах. Во-первых, так называлось наблюдение – от разрозненных заметок до крупномасштабных исследований племен, наций и народов, – осуществляемое кем-либо, кто записывает увиденное или услышанное подобно Геродоту, Марко Поло или миссионерам, солдатам и другим разнообразным путешественникам. Во-вторых, этнография означала систематический сбор данных в соответствии с принятыми процедурами – фактов о языках, обычаях, искусстве, достижениях. Этнография стала рассматриваться как база для антропологии, как основа для теоретических выводов и аргументации.

Понятие «социальная антропология» доминировало в британской антропологии, соответствуя тому акценту в исследованиях, который делали ученые на понятиях общества, социальной структуры и социальной организации. Преобладание «социального» связано с интеллектуальным вкладом в антропологию таких представителей структурного функционализма, как А.Р. Рэдклифф-Браун и М. Фортес (1906-1983), которые наряду с другими британскими антропологами того времени во многом основывались в их изысканиях на теории социальных фактов, созданной Э. Дюркгеймом (1858-1917), и трактовали социальное как нечто автономное от культуры.

В североамериканской антропологии того же периода наблюдалось одновременное развитие понятия «культура», которое концептуально противопоставлялось британскому «социальному детерминизму». Последователи Ф. Боаса–К. Уисслер (1870-1947), А. Кребер (1876-1960), Р. Лоуи (1883-1957), П. Рэдин (1883-1939), Э. Сэпир (1884-1939) –добавили прилагательное «культурная» к развиваемой ими дисциплине, поскольку посчитали необходимым отмежеваться от физической антропологии, археологии и лингвистики. Вместе с тем, многие из них продолжали употреблять в своих работах и лекциях сочетание «социальная антропология».

Термин «культурная антропология» прижился лишь к концу 1930-х гг., однако, и по сей день он понимается двояко: в широком смысле включает археологию, физическую антропологию и лингвистическую антропологию, а также изучение культур различных обществ, тогда как в узком смысле предполагает изучение какой-либо конкретной культуры и сравнительно-исторический анализ культур.

Долгое время американские и британские антропологи продолжали критиковать друг друга за игнорирование социальных отношений и социальной структуры, с одной стороны, или недооценку истории и психологии, с другой стороны. Современные антропологи понимают, что стремление искусственным образом изолировать «культуру» от «общества» в качестве предмета исследования ведет к заблуждениям. Однако, названия ≪ социальная≫ или «культурная» антропология остались. Культурная антропология продолжает доминировать в США, а социальная антропология – в Великобритании и странах Содружества. Конечно, нельзя сказать, что границы этих двух традиций в точности соответствуют границам указанных стран. Так, труды британского антрополога Э. Тэйлора (1832-1917) являются ключевыми источниками культурной антропологии, тогда как американский антрополог Л.Г. Морган (1818-1881) стал центральной фигурой британской социальной антропологии.

И хотя культурная и социальная антропология некоторыми считаются как совершенно разные традиции социальной мысли, многие современные авторы, в то же время, предпочитают применять термин «социокультурная система» или «социокультурная антропология», чтобы избежать недостатков социального либо культурного детерминизма. В США существуют кафедры и факультеты социокультурной антропологии.

Связь антропологии с этическими и политэкономическими учениями девятнадцатого века лучше всего объясняет отличительную особенность интеллектуального проекта социальной антропологии: стремление раскрыть природу социальных образований на всех уровнях, вплоть до общества в целом, изучить институты, посредством которых социальные образования воспроизводятся, разнообразятся и влияют на создание всего общественного порядка.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Сформулируйте предмет и объект социальной антропологии.

2. Какова связь социальной антропологии с другими науками?

3. Какие отрасли можно выделить в антропологической науке?

4. В чем особенность социальной и культурной антропологии? Каковы ихтеоретические истоки?

5. Изучением чего занимаются этнография и этнология?

6. Где и когда появился термин «социальная антропология»?

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.