Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Среднего общего образования
Одно из ведущих противоречий современного мира непосредственно касается образования. С одной стороны, в обществе существует понимание необходимости повышения компетентности, статуса и престижа образованности, того, что самыми необходимыми и выгодными инвестициями являются вложения в человека. Благодаря компетентности кадров становится возможным внедрение достижений научно-технического прогресса в экономику, обеспечивается рост производительности труда и благосостояния общества. Экономически дорогая научно-практическая подготовка специалистов входит как органическая и неотъемлемая часть в стоимость производительных сил. С помощью образования в человека закладывается и духовно-ценностная программа: система мировоззренческих, гражданских, нравственных, правовых, эстетических представлений, составляющих основу его духовной жизни. С другой стороны, противоречие обусловлено и усугубляется тем, что продолжает господствовать приоритет инвестиций в промышлен-но-строительные сферы, школа резко снижает качество общеобразовательной подготовки, падает интерес школьников к знаниям и труду, растет отсев учащихся, множатся ряды малограмотных и социально индифферентных, инфантильных молодых людей. Противоречие обусловлено историческими объективными тенденциями. Образование как общественно-историческое явление возникло из практико-прагматической потребности людей в знаниях, способствующих жизнеобеспечению. По мере их накопления и углубления, роста образованности общества ученые стали размышлять о вселенной, о человеке, о связанности и целостном взаимодействии людей и природы. Эти две тенденции, практическая и философская, определили первоначальные направления развития образования в различных культурах и цивилизациях. Социальные коррективы в характер образования были внесены классовым расслоением общества: господствующие классы присвоили себе монополию на знания. Остальные слои населения получали их лишь по мере необходимости для подготовки производительных сил. Постепенно в сфере образования все более обособлялись друг от друга такие направления, как практико-прагматическое, меркантильное, гуманитарное, духовно-религиозное, философское. В соответствии с ними возникли реальные учебные заведения в виде кастовых, жреческих, цеховых, гильдийских школ, а по мере развития цивилизации — технических и коммерческих училищ, реальных прогимназий и гимназий, технических колледжей и лицеев, профессионально-технических и ремесленных училищ, техникумов и профессиональных курсов, высших специальных учебных заведений. Параллельно получали право на жизнь школы, создаваемые отдельными философами, монастырские церковные школы, гуманитарные лицеи, классические гимназии, колледжи и коллежи, богословские и философские факультеты. Часть учебных заведений сориентированы на внешнее приспособление детей к реальной действительности, на удовлетворение материальных потребностей общества и человека. В этой системе образования внутренний духовный мир, душа ребенка подвержены спонтанному саморазвитию и стихийному воздействию среды. Гуманитарное образование проецируется во внутренний мир личности, формирует ее духовность. Человек раздвоился: одних детей общество предназначило для обслуживания тела, других — для совершенствования духа. Личность утратила свою природную целостность, отдалилась от своего природного предназначения — всестороннего и полноценного раскрытия всех своих природных и духовных задатков. Она стала частичной и ущербной. В эпоху Ренессанса и в XVIII—XIX веках в связи с развитием буржуазных отношений, поисками путей возвращения человека к самому себе, борьбой за свободу, равенство, братство стали возникать концепции формирования целостной личности, предприниматься практические попытки их реализации. Об этом свидетельствует и «Школа радости» В. де Фельтре, в которой ребенку из обеспеченной семьи предоставлялась возможность свободного физического и умственного развития. И теория свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, предлагавшего в развитии ребенка следовать за спонтанными проявлениями его совершенной природы. И идея И.Г. Песталоцци о полном развитии всех сущностных сил формирующегося человека путем вовлечения его в активную жизнедеятельность. Все эти прогрессивные идеи, в снятом виде, были использованы, явились теоретическим обоснованием таких течений в педагогике, как «Новые школы» во Франции, Швейцарии, элитарные школы в США, Германии, Австрии, связывающих образование и воспитание ребенка с природой, свободным развитием, естественными, типа семейных, отношениями между детьми и взрослыми. Так, на социально-классовой основе, в условиях элитарной школы, осуществлялась и осуществляется сегодня идея развития целостной человеческой личности, возвращения человека к самому себе, имеющая общечеловеческий смысл и общечеловеческую ценность. Тенденция развития содержания среднего общего образования в советской школе с самого зарождения определялась партийными решениями и установками, требовавшими, с учетом мирового опыта, создания учебно-воспитательного учреждения по развитию человеческой личности, свободной от классовых предрассудков, способной как к духовному самосовершенствованию, так и к овладению нужными обществу профессиями. И хотя в зависимости от складывающейся в мире и стране экономической, политической, военной конъюнктуры школа реформировалась, кренилась то в направлении преимущественного овладения общеобразовательными знаниями, то в пользу приобретения общетрудовых, политехнических умений и навыков, стратегическая цель общечеловеческого образования оставалась неизменной. С такой ориентировкой среднего образования связаны наивысшие успехи, показанные за всю историю советского общества как в интеллектуальном развитии подрастающего поколения, так и в эффективной отдаче образования в области науки, техники, в производстве. В застойные годы прогрессивные тенденции развития среднего образования стали затухать. В школу проникли метастазы экономического и политического кризиса в виде остаточного финансирования; падения престижа образованности; практической невостребованноcти знаний; распада идеалов, общественной морали и дисциплины; бюрократизации и формализации системы управления. Поэтому и подлинная суть организационно-содержательной перестройки образования состоит прежде всего в возрождении и развитии всех прогрессивных традиций мировой, русской и советской системы образования; в решении фундаментальной проблемы возвращения человека, потерявшегося в административнотбюрократических зависимостях, во всей его целостности и нравственной чистоте к самому себе. Суть перестройки школы в том, чтобы продолжить в новых условиях демократии и гласности движение к формированию духовно богатого, открытого для добра, честного, деятельного, свободного, цельного, гармоничного человека. Человек в современном мире живет и действует в нескольких жизненно важных для него сферах. К первой группе относятся: космическая, производственно-экономическая, экологическая, которые условно объединяются в сферу рационального взаимодействия человека с природой и которые в совокупности В.И. Вернадский обозначил емким словом ноосфера. Узнавая о космосе, его связях с земными процессами, о производственной и природоохранительной деятельности человека, воспитанник постепенно осознает себя в качестве разумного существа вселенной. Как субъект.общественной жизни он стремится обеспечить и продлить существование человеческих поколений, добиться гармонии взаимодействия между космосом, озживаемой человеком планетой и самим собой, достичь экологического равновесия. Вторая группа сфер взаимодействия людей включает в себя все системы общественных отношений — производственных, правовых, нравственных, регулируемых общественным сознанием. Познавая социосферу, ребенок, молодой человек осознает себя в качестве об-шественного существа, ответственного перед людьми, обществом, своей совестью. Он стремится достичь для себя комфортного положения в общественных, экономических, национальных, правовых, нравственных, имущественных, межличностных отношениях. Третья группа сфер образуется в самом человеке. В нее входят: сфера разума, рационального регулирования поведения; сфера подсознательных, интуитивных механизмов мышления; сфера бессознательного, эмоционально-иррационального регулирования поведения, врожденных механизмов реагирования; сфера спонтанного проявления заложенных природой сущностных сил, дарований, способностей, механизмов приспособления к жизни. Эти механизмы внутренней психической деятельности человека можно обобщенно назвать психосферой. Познавая самого себя, ребенок, подросток, юноша осознает свою индивидуальность, личностные особенности, свойства и качества, сущностные силы, таланты и способности. Он мобилизует волю, необходимую для самореализации. Осознание процессов психосферы открывает молодому человеку путь к саморегуляции, достижению гармонии в самом себе. Итак, осмысление подрастающим поколением основ трех областей знания — ноосферы, социосферы и психосферы — дает возможность гармонизировать его отношения с миром планеты Земля и космосом, с обществом и с самим собой. Таким образом, современное среднее общее образование, направленное на воспитание гуманного человека, призвано объединить, интегрировать материал, необходимый для будущей специальной подготовки человека, способного активно действовать в обществе, и одновременно человека, стремящегося к духовной внутренней жизни, к управлению своим поведением. Эту задачу способна решать средняя школа, единая по международному базовому компоненту образования и вместе с тем разнообразная по формам и обогащению индивидуальности. Это должна быть школа обще-всеобщая и дифференцированно-индивидуализированная, общеобразовательная и политехническая, трудовая, обеспечивающая первичные профессиональные навыки в процессе производительного труда, но не профессиональная, духовно-гуманистическая, общечеловеческая и вместе с тем национальная. Общим для всех ее типов является психологическая общедоступность всем детям разных слоев населения основного научного и культурного содержания. Базовый компонент— содержание образования дает каждому ребенку возможность понимания мира, общества и себя, а также выбора и освоения любой профессии, поступления в любой вуз. Школа призвана также обеспечить детям возможность понимания основ духовных ценностей в обществе, выбора мировоззрения, оценки совершающихся событий, усвоения права, морали. Она в одинаковой мере всем дает политехническое обучение, вовлекает в производительный труд, делает возможным компьютерное образование. Всем и каждому гарантируется развитие его личности и индивидуальности, сочетающей свои интересы с интересами коллектива и общества. Школа должна быть стандартизированной по количеству и. качеству материальной обеспеченности, по техническим средствам обучения и оборудованию. Вместе с тем современная школа — та, которая становится все более разнообразной, преображенной. Она приобретает свои индивидуальные черты за счет национальной специфики, усиления внимания к изучению родного языка, литературы, истории культуры, интернациональных связей. Ее своеобразие проявляется в возникновении гимназий и лицеев, школ с углубляющейся дифференциацией, профильностью, в распространении школ — учебно-воспитательных комплексов, школ с углубленным изучением языков или отдельных предметов. Школы отличаются также по содержанию и формам соединения обучения и воспитания с производительным трудом, по видам связи с общественными неформальными организациями, учреждениями науки, культуры и спорта. Важно только не переступить черту, за которой дифференциация и профильность в средней общеобразовательной школе становятся необратимыми, подменяют и вытесняют общее развитие, ведут к однобокости и односторонности содержания образования. Таким образом, в понимании сущности, содержания, назначения современного общего среднего образования четко обнаружилась новая тенденция: от обыденного, практико-прагматического толкования'проблем образования к их гуманистическому осмыслению, формированию детской личности как целостного и гармоничного человеческого существа, в единстве его внутренней духовности и внешнего воплощения.
|