Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дисциплины. Воспитание сознательной дисциплины происходит в целостном учебно-воспитательном процессе, в организации буквально всех видов детской деятельности: учебной






 

Воспитание сознательной дисциплины происходит в целостном учебно-воспитательном процессе, в организации буквально всех видов детской деятельности: учебной, трудовой, общественной, физкультурной, игровой, творческой. Вместе с тем процесс дисципли-нирования детей, его педагогическая инструментовка имеют свою специфику и особенности. А.С. Макаренко подчеркивал, что, поскольку развитое гражданско-правовое, нравственное, эстетическое сознание является целью и результатом воспитания и его становление происходит постепенно, по мере накопления знаний, умений и навыков, овладения привычными формами социально значимого поведения, оно не может явиться основанием, духовной базой формирования сознательной дисциплины. Понимание значения дисциплины не может вырастать из не сформированного, не окрепшего, не обогащенного социальным опытом детского сознания, не имеющего возможности критически переработать всю поступающую информацию, контролировать собственные спонтанные побуждения и осознанно направлять поведение. Реально действительным основанием развития сознательной дисциплины у детей является педагогическое руководство, осуществляемое в форме разумного, инструментованного, предъявляемого с учетом возраста и интересов ребенка требования. Это, конечно, не командно-административный нажим педагога, не стремление к бездумному и беспрекословному подчинению детей воле воспитателя. Дисциплинирующее педагогическое требование в разнообразных формах выражает необходимость разумного, осмысленного и жизненно оправданного действия, поведения. Оно мобилизует мысли, чувства, волю детей в нужном, педагогически целесообразном направлении. Важно добиваться того, чтобы требование как выражение жизненной необходимости не только предъявлялось педагогом и исполнялось детьми, но по ходу дела глубоко осознавалось и принималось внутренне, становилось личным внутренним стимулом деятельности.

Требование как жизненная необходимость и стимул целесообразного действия используется во всей системе детской деятельности, отношений, общения, предъявляется педагогами к детям, детьми друг к другу, коллективом к личности и к педагогу. Система дисциплинирующих требований касается буквально всех сторон жизни школьников: отношения к учебе, труду, общественной работе, товарищу, коллективу, самому себе, общественному достоянию, учителям и родителям, поведению в быту. Дисциплинирующие требования стимулируют, организуют детскую деятельность, всемерно способствуют развитию многообразных интересов, постепенному формированию духовных потребностей, проявлению и укреплению воли. Роль расширяющегося, углубляющегося детского сознания в процессе дис-.циплинирования школьников любого возраста заключается в том, что оно обеспечивает им возможность понимания справедливости и разумности предъявляемых педагогических требований, восприятия их не как насилия, произвола взрослых, а как жизненной неизбежности, как стимула приятной или неприятной, но необходимой и полезной для них деятельности. Сплошь и рядом возникают ситуации, когда ребенок не хочет рано вставать, учить уроки, трудиться. Только под влиянием неукоснительных требований семьи, школы, коллектива он вынужден поступать именно так, а не иначе. Он может протестовать, оказывать сопротивление, надеясь на послабление требований, и все же, при правильной педагогической инструментовке, будет включаться в работу, понимая ее как жизненную необходимость, подчиняясь неизбежности выраженных педагогом требований. Сознание школьника может быть ленивым, поддерживающим деморализованное состояние организма, чувств, воли, может быть формально развитым, но оторванным от практики, не являющимся стимулом для чувств и волевого действия. И в том, и в другом случае между сознанием и поведением образуется разрыв, противоречие, которое разрешается с помощью именно педагогического требования четкой организации деятельности. Исходя из этого, А.С: Макаренко делал вывод о том, что основанием дисциплины является требование, его выполнение, сопровождающееся пониманием детьми его полезности, необходимости, жизненной неизбежности. За счет этого понимания и происходит развитие, расширение, углубление детского сознания, формирование сознательной дисциплины, превращение ее в стимул самостоятельного, волевого, целеустремленного, дисциплинированного действия.

Развитие сознания и сознательной дисциплинированности не совершается само по себе, как накопление эмпирического опыта и его проявления. Сознательная дисциплина эффективно формируется, когда наряду с накоплением опыта, в органической связи с ним ведется специальная, систематическая просветительная работа по углублению и расширению гражданского и эстетического сознания детей. В этом случае осознание личного опыта сливается с освоением требований общественного сознания, с формирующимися гражданско-правовыми убеждениями.

Духовно-нравственное просвещение в целях углубления сознательной дисциплины осуществляется в двух направлениях. Во-первых, необходимо широкое духовно-ценностное просвещение по осмыслению нового общества, его основных задач и вовлечение школьников в носильное и доступное их решение. Речь идет о понимании проблем демократизации и гласности, построения правового демократического государства, его политических целей и первоочередных задач; о развитии у учащихся нравственного и правового сознания, знаний правовой основы общественной жизни: о долге, ответственности, дисциплине, добросовестности в труде и формировании национальной гордости, высоких патриотических, интернационалистических чувств. Всем этим обосновывается в сознании ребят высшая жизненная необходимость и неизбежность сознательной дисциплины.

Во-вторых, специальная просветительная работа организуется в целях осознания детьми духовных ценностей, порождаемых самой сознательной дисциплиной. А.С. Макаренко, исходя из своего опыта, выдвинул ряд идей относительно полезности дисциплины, которые нужно внушать детям. Эти идеи развиваются и обогащаются в опыте современного воспитания. На первое место А.С. Макаренко выдвигал мысль о том, что детям необходимо четко осознать цель своей многообразной деятельности, что поддержание дисциплины самими детьми есть лучший способ решения любых задач. Всякая безалаберность и неорганизованность отдаляют цель, делают ее достижение нереальным. Этим достигается понимание школьниками необходимости и важности организованности, целеустремленности, четкого взаимодействия, дисциплины, требуемых воспитателем. Для учащихся большое значение имеет и то, что выполнение всеми ими требований и правил поведения, подчинение воле коллектива ставит всех в равноправное и защищенное положение. Моральная сила общественного мнения коллектива уравновешивает физические силы ребят, дает реальную возможность каждому участвовать в демократическом решении всех вопросов, пользоваться гласностью, добиваться справедливости. Следующая аксиома А.С. Макаренко состоит в важности осознания каждым ребенком на основе практического опыта того очевидного факта, что интересы коллектива по принципиальным вопросам стоят впереди интересов отдельной личности и не потому, что коллективная жизнь требует каких-то жертв, а потому, что, только укрепляясь и развиваясь, духовно и материально обогащаясь, он становится способным создать условия для удовлетворения потребностей и интересов, для всестороннего развития каждого своего члена. Как в обществе, для того, чтобы добиться социальной справедливости, лучше жить духовно и материально, надо лучше работать, так и в детском воспитательном коллективе, чтобы иметь возможность полноценно пользоваться общественными благами духовного общения и материальной обеспеченности, надо учиться отдавать свои силы и творческие способности общему делу. Огромное воспитательное значение придавал А.С. Макаренко показу детям красоты сознательной дисциплины. Он стремился к развитию в детском сознании не только нравственно-политического, но и эстетического отношения к ней. Всякая расхлябанность, распущенность, бескультурье порождают дисгармонию, хаос и безобразие в общественной и личной жизни. Глубокое профессиональное знание дела, исполнительское мастерство, культура общения, подтянутость, собранность, ритмичность в работе, чистота и опрятность в одежде — все это не только внешне украшает жизнь, но и делает ее по существу прекрасной. Дети прочно усваивают мысль, что дисциплина ведет к красоте жизни, а красота повышает жизненный тонус, стимулирует продуктивную деятельность. А.С. Макаренко настойчиво предлагал обращать внимание детей на то, что приятное для себя дело каждый может выполнить без всякой дисциплины. Дисциплина начинается там и тогда, где и когда приятное или неприятное для себя, но важное, необходимое для коллектива дело ребенок делает с удовольствием, получая морально-эстетическое удовлетворение от сознания его полезности и нужности другим людям. Осуществление перемен в нашем обществе требует подчеркнуть и ту очевидную аксиому, что высокое качество работы, сознательная дисциплина в труде, учебе, спорте для молодежи есть форма выражения своего отношения к происходящим переменам, своей реальной общественной ответственности, гражданской сознательности. Дисциплинарная ответственность ближе всего подводит старшеклассника как к нравственной, так и к правовой гражданской ответственности. Сознательная дисциплина, сделавшись качеством личности, дает ей возможность сосредоточить сознательные волевые усилия на развитии собственных способностей, своей индивидуальности. Наконец, для всех детей важно сделать абсолютно понятной мысль о том, что обладание сознательной дисциплиной позволяет молодому человеку безболезненно включаться в систему разнообразных общественных отношений, в жизнь любого трудового коллектива, становиться его полноправным, свободным, активным членом.

Таким образом, сознательная дисциплина венчает усилия всего учебно-воспитательного процесса, является его результатом, представляет собой организационное воплощение нравственного духовного богатства человека. Она позволяет добиваться в борьбе за перемены в обществе, за обновление всех сторон жизни нашего общества, органического единства слова и дела, реального и качественного достижения намеченных целей.

 

Вопросы и задания:

 

1. Какую роль играет сознательная дисциплина трудящихся в стабилизации социально-экономического положения в стране?

2. Охарактеризуйте сущность сознательной дисциплины и объясните, почему она является результатом воспитательного процесса.

3. Что является основанием воспитания сознательной дисциплины? Как взаимодействуют между собой методы педагогического требования и убеждения?

4. В ходе педагогической практики установите уровень сознательной дисциплинированности учащихся класса, в котором вы работаете.

5. Напишите реферат на тему: «Идеи А.С. Макаренко о воспитании сознательной дисциплины в современной школе».

 

Литература для самостоятельной работы:

 

1. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., 1995. Гл. XIII.

2. Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. Т. 4. М., 1984.

 

 

Часть 2 ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА)

 

Лекция 22. Содержание среднего






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.