Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Мастерства
Воплощение педагогического искусства в жизнь невозможно без овладения воспитателем педагогическим мастерством, техникой и технологией педагогического действия. Мастерство материализуется в умениях и навыках, через овладение способами и приемами педагогического труда. Они становятся неотъемлемой частью привычного педагогического сознания, отработанными, привычными действиями, гарантирующими положительный результат в воспитании и обучении детей. Стремясь к мастерству, педагог практически отрабатывает навыки организации, общения, отношения и взаимодействия с детьми. Совершенствование мастерства требует от воспитателя сознательного контроля за своими психическими состояниями, поступками, тщательного анализа событий, развития педагогической интуиции, умения быстро оценивать ситуацию, чувствовать состояние ребенка, принимать оперативные решения. Педагог в процессе воспитания детей проявляете реализует себя по крайней мере в трех сферах педагогической деятельности: в организационной, в сфере общения и взаимодействия с детьми и в воздействии на них. Поскольку каждый из этих видов педагогической деятельности имеет свою специфику, педагогическое мастерство приобретает определенное своеобразие. Рассмотрим прежде всего особенные черты мастерства организации детской жизни. В деятельности учителя, директора школы, классного руководителя, организатора внешкольной и внеклассной воспитательной работы приходится постоянно сталкиваться с организационными проблемами. Для того чтобы содержание совместной, педагогов и детей, деятельности воплотилось в жизнь и были достигнуты эффективные результаты, необходима четкая организация урока, классного часа, производительного труда, экскурсий, собраний, походов. Педагогическая организация начинается с общего замысла, общего представления о целях, содержании, путях исполнения задуманного дела и его предполагаемых результатах. Учитель в своем воображении заранее «проигрывает», «прокручивает» сценарий урока; классный руководитель предвидит основные события, прогнозирует неожиданные повороты во время классных часов, собраний, исполнения трудовых дел. Словом, для того чтобы педагогическая организация содержания детской деятельности была успешной, педагогу заранее необходимо иметь в своем сознании образ, своеобразную идеальную модель ее реализации. Модель вбирает в себя всю совокупность представлений и понятий о цели, содержании, форме, методах и приемах организации, о самодеятельности и самоорганизации детей, их возможных реакциях, действиях и противодействиях. Реальный этап педагогической организации начинается с постановки толковой и реальной цели, деловых задач, увлекательных перспектив, создания эмоционально-волевого настроя у детей и обсуждения планов выполнения дела. Уже сама постановка целей является средством-стимулирования детей, возбуждения у них интересов, целеустремленности, ожидания завтрашней радости. Задачи-перспективы бывают деловыми и психологическими. Деловые перспективы раскрывают перед детьми социальную ценность предстоящей деятельности, значительность и общественную важность намеченных дел. Психологические перспективы вооружают школьников индивидуальными целями, определяют место каждого в общей работе. Деловые и нравственно-психологические индивидуальные задачи формируют стремления детей, определяют направленность чувств и воли. Индивидуальная задача, которую ему доверено решить, пробуждает в ребенке самолюбие, чувство'долга и чести, ответственность, радость предстоящего творчества. Цели-перспективы рождают целеустремленность, воодушевляют рббят, помогают преодолеть отрицательные эмоции и создают положительный эмоциональный настрой. Возбудить у учащихся в процессе работы стимулирующие их деятельность чувства — важная задача педагога-мастера. После того как перспектива овладела коллективным и индивидуальным сознанием ребят, предстоит широкое, демократичное обсуждение проектов, планов выполнения задуманного дела. На этом этапе важно всеми средствами поддержать творчество детей, их собственные самодеятельные идеи и предложения по поводу лучшей организации работы, расстановки исполнителей. В ходе обсуждения естественно возникают горячие споры по поводу противоречивых предложений, происходит столкновение непримиримых мнений. В некоторых случаях, когда в отношениях ребят возникает острая экстремальная, тупиковая ситуация, педагог-мастер на время прерывает обсуждение и предлагает всем прекратить дискуссию. Оставшись наедине, дети и взрослые, постепенно освобождаясь от воздействия накаленных" страстей, субъективных мнений, вновь продумы вают все происшедшее и более трезво оценивают свое поведение в сложившейся ситуации. В результате одни находят новый, более приемлемый для всех вариант решения вопроса; другие раскаиваются в своей запальчивости и готовы уступить в споре; третьи все видят вдруг в новом свете, а четвертые, продолжая упорствовать в своей неправоте, нередко обнаруживают неспособность к объективным суждениям и утрачивают влияние на своих товарищей. Следующий элемент мастерства педагогической организации — умение, с учетом их мнений и пожеланий, расставить ребят по рабочим местам, распределить поручения, подобрать каждому дело по душе. В целях воспитания в ребенке творческого отношения к делу, достижения наибольшей эффективности труда важно предоставлять ему возможность заниматься желанной, любимой работой. Вдохновение, сопутствующее творчеству, —явление капризное и тонкое, рождающееся прежде всего в привлекательном, доставляющем радость труде. Однако для воспитания в ребенке упорства и воли, умения преодолевать внешние и внутренние трудности в интересах коллектива, умения вдохновляться совершением общественного блага ему необходимо поручать трудные, внешне не привлекательные, но нужные другим людям дела. Духовная потребность в труде и вдохновение родятся сами.в процессе работы, как результат благодеяния, упорства и целеустремленности. Мало только распределить поручения, нужно четко и по-деловому проинструктировать каждого ребенка. Дети часто не справляются с заданиями, как в учебе, так и в жизни, ^из-за незнания, что и как надо делать. Любому делу детей надо учить. Когда ребята приступили к работе, для педагога-мастера наступает один из сложнейших моментов педагогической организации. Он держит в поле зрения всех ребят и постоянно контролирует ход выполнения ими порученной работы. Для одних он повторяет инструктаж уже на практическом примере; других подбадривает и стимулирует; третьих, которые могут, но не очень хотят работать, он побуждает поощрением и осуждением. Важным составным элементом мастерства педагога является широкое использование игры, игрового оформления разнообразных дел, начиная от урока и кончая организацией порядка в школе. Это не значит, что все нужно превращать в игру. Она вступает в свои права как способ организации деятельности детей в педагогическом процессе, когда способна выполнить роль дополнительного стимула, вспомогательного средства преодоления трудностей, особенно при исполнении необходимых, но однообразных и утомительных занятий. Игра, используемая в сложных трудовых делах, позволяет переключить внимание и сознание детей с однообразия действий на развлекательное их оформление. Введение элементов игры в урок дает возможность учащиме-Яотвлечься от напряжения, трудностей, неудач и вновь мобилизовать свои силы для рабочего взлета. Игра как форма деловых отношений помогает ребенку легче понять и принять отношения руководства и ответственной зависимости, долга и дисциплины. Игровой стиль отношений облегчает и упрощает взаимоотношения ребят в процессе педагогической организации их жизни. Понимание игровой условности происходящих событий позволяет школьникам осуществлять взаимодействия в предполагаемых, возможных самых сложных нравственных жизненных ситуациях. Наконец, в процессе игры легко осуществляется выражение детьми разнообразных чувств по поводу происходящих событий: радости и гнева, восторга и осуждения, негодования и сострадания. Это развивает и обогащает их эмоциональную сферу. Педагог-мастер хорошо понимает огромное воспитательное значение его непосредственного участия вместе с детьми в общественно-трудовых делах. Расставив детей по рабочим местам, он находит себе место среди трудящихся-школьников, предупреждая собственным примером возможность нерадивого отношения к делу. Он хорошо знает, что каждое трудовое задание детям должно быть успешным. Значение успеха не только в самом практическом результате, в выполнении задания. В педагогическом отношении гораздо более ценен психологический эффект делового успеха. Создание вокруг него положительного общественного мнения вселяет в детей уверенность в своих силах, способствует закреплению умений и навыков, утверждает жизненный оптимизм. Мастерство педагогической организации в завершающей стадии характеризуется анализом, размышлением, критическим разбором, деловым обсуждением проделанной работы. Человек, тем более ребенок, никогда не может все сразу сделать совершенно, без каких-либо просчетов и недостатков. Это диктует необходимость воспитания в учащихся критического чувства нового, неудовлетворенности, постоянного стремления к совершенствованию. В школе, за исключением отдельных мастеров педагогического труда, почти никогда не анализируют урок вместе с детьми. Считается, что это не их дело, хотя они — главные участники учебного 'процесса. В привлечении детей к анализу урока, всех других дел и мероприятий заложен огромный резерв совершенствования, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Педагоги-мастера привлекают учащихся к анализу всех совместных дел прежде всего в целях самосознания детьми своих достижений, промахов и ошибок. Учитель-мастер не боится, что в ходе такого разбора могут быть сделаны критические замечания и в его адрес. Наоборот, он с благодарностью принимает их, доказывая и показывая, что. и сам учится у ребят, чем еще более укрепит свой человеческий авторитет. Вместе с тем создаются широкие возможности для самокритики и взаимной критики среди ребят, для воспитания у них спокойного, делового отношения к критике^ Она воспринимается не как нечто обидное, против чего надо спорить и протестовать, а как деловая помощь, к которой следует прислушаться, осмыслить и использовать. Учитель-мастер в таких ситуациях занимает позицию прямоты и откровенности, проявляет умение анализировать ситуацию, убеждать ребят в своей правоте и отступать, признавать свои промахи, делать выводы и обобщения. Он проявляет умение, с учетом педагогических задач и характера детей справедливо оценивает их деятельность, поощряет одни тенденции в их поведении и тормозит другие. Таковы основные черты организаторского мастерства педагога. Другой важной сферой педагогического мастерства, подлинной воспитательной культуры является мастерство общения. Деятельность детей и их общение: — главные рычаги воспитания. Общение представляет собой основной канал содержательного взаимодействия детей между собой и со взрослыми. Педагогическое общение существует как органическое единство содержания и его формы. Общение, чтобы быть воспитательно полезным и действенным, должно быть содержательным. Содержательность всегда есть главное в общении. Педагогическое общение может быть деловым, осуществляющимся в ходе учебно-воспитательного процесса. Его содержание определяется учебными программами, программами внеклассных и внешкольных кружков, секций, мероприятий. Более сложным является общение свободное. В период обновления общества перед школой стоит задача ломки старых и вновь образующихся вредных традиций свободного общения, основанного на удовлетворении примитивных потребностей и инстинктов с помощью вина, секса, нарко- и токсикомании, пошлого пения и одуряющего танца. Существует острая необходимость создания новых традиций, базирующихся на основе приобщения детей к подлинным духовным ценностям, к высокому искусству, техническому творчеству и художественной самодеятельности. Мастерство свободного общения с детьми требует от педагога-мастера высокой духовной культуры, умения дать оценку сложным явлениям политики, культуры, морали, искусства, возбудить духовный интерес к человеку и его проблемам. Потребность ребят в свободном общении безгранична. Содержательная, главная сторона общения не должна обесценивать для педагога сторону формальную. Единство глубокого содержания и оптимальной формы' повышает эффективность воспитательного влияния общения. К элементам педагогической формы общения относятся такие явления, как умелое соотнесение педагогом содержания общения с педагогической целью; завоевание симпатий и доверия ребят открытостью, простотой, заинтересованностью; стремление к духовному обогащению; умение терпеливо выслушивать и не навязывать своих решений; совершенное владение речью, такими формами общения, как рассказ, беседа, объяснение, аргументированное разъяснение; оказание в ходе дискуссии реальной моральной помощи и поддержки отстаивающему истину; создание нравственной красоты в отношениях на основе требований культуры поведения. Теперь подробнее о каждом элементе. Всякое общение с детьми педагог-мастер соотносит с педагогическими целями. Для него не существует разделения общения с детьми на собственно педагогическое в школе и обыденное, житейское, бытовое вне ее. Педагогическое мастерство в том, чтобы поднимать всю совокупность взаимоотношений и взаимодействий с детьми, где бы они ни осуществлялись, до уровня высоких педагогических требований к себе и детям. Педагог не идет по линии наименьшего сопротивления, а преодолевает трудности на пути к культуре общения. В общении педагог-мастер стремится к завоеванию уважения, доверия, симпатии своих воспитанников. Вначале, пока педагоги и дети не знают Друг друга, авторитет воспитателя существует в виде некоего аванса, который предстоит оправдать реальной жизнью, деятельностью, преданностью детям. Здесь на первый план выступает целый ряд важных требований к педагогу: быть доступным, демократичным, справедливым и общительным. Каждый ребенок должен быть уверен, что может обратиться к своему наставнику с любым вопросом или за помощью. Нужно уметь выслушивать ребят и говорить с ними о том, что их волнует, интересует. Нередко ребенку только и надо, чтобы его выслушали, чтобы он мог «облегчить душу» перед старшим, более опытным товарищем и убедиться, что с ним и в его жизни не произошло ничего ужасного. В свободном и деловом общении педагог-мастер никогда не принимает решений, касающихся жизни ребят, без них самих. Тем более он не навязывает силой своего авторитета решение, которое кажется школьникам неаерным. Однако это не значит, что все решения принимаются только с одобрения ребят, а педагог лишь следует им. Чтобы развивать детскую самодеятельность, воспитатель-мастер широко привлекает детей к обсуждению самых различных вопросов и проблем школьной жизни, тщательно готовится сам к этим обсуждениям, стремится быть во всеоружии доводов и доказательств, активно убеждает и защищает свою позицию. В открытом обсуждении, принимая в отдельных случаях точку зрения педагога, ребенок знает, что это общее.решение и общее мнение. Для педагога-мастера в общении с детьми особое значение приобретает ораторское искусство. Огромным-уважением и любовью детей пользуется учитель, воспитатель, способный на уроке или классном часе, в походе или во время отдыха выразительно прочитать стихотворение или рассказ, особенно наизусть. Неизмеримо повышается эффективность урока, когда на нем осуществляется драматизация, когда учитель делает особый упор на художественную выразительность общения. Таковы основные черты мастерства общения. Третьей важнейшей сферой педагогического мастерства и культуры является мастерство воздействия, взаимодействия, стимулирования и торможения детской деятельности. Практически всем своим поведением учитель воспитательно воздействует на детей. Но когда педагог сознательно направляет и корректирует их поведение, стимулирует или тормозит деятельность с помощью методов и приемов, в отношения включается целенаправленное Педагогическое воздействие, требующее огромного внимания, тонкости, культуры и подлинного мастерства. Педагогическое воздействие на детей осуществляется тремя основными путями, каждым из которых в совершенстве владеет педагог-мастер. Главный путь воздействия — аргументированное убеждение, прямое и непосредственное обращение педагога к сознанию ребенка в целях формирования его мировоззрения, направленности личности и корректирования поведения. Мастерство убеждения основывается на вере в ребенка, его способности к размышлению, анализу и оценке своего поведения, страданиям совести и продуманным волевым действиям. Мастерство педагогического воздействия убеждением направлено на формирование в сознании ребенка убежденности в правде, истинности излагаемого учителем, на возбуждение стремления ребенка действовать в соответствии с принятыми взглядами. Другой, вспомогательный, путь —воздействие развитием интереса, увлечением, обращением к непосредственному чувству ребенка, возбуждением интереса с целью вовлечения в деятельность, стимулирования активности. Психологической основой для мастерского воздействия в этом случае является эмоциональность ребенка, его стремление к удовлетворению потребностей и удовольствию. Третий, также вспомогательный путь — требование, проявление целенаправленной и педагогически обоснованной воли педагога. Мастерство воздействия требованием предполагает оказание ребенку помощи в преодолении внутренних и внешних трудностей, препятствий, в выработке воли, черт мужественного характера, самостоятельности и ответственности, инициативы и исполнительности. Педагог-мастер овладевает тонким искусством такого предъявления требований, которое не встречает со стороны детей протеста и сопротивления.. Каждый из названных трех путей воздействия имеет множестве нюансов и разновидностей способов и приемов, о которых шла речь в главе «Методы воспитания». Например, приемом мастерства убеждения является педагогическое увещевание — опосредованное, косвенное обращение к сознанию ребенка в целях изменения образа мыслей, мотивов поведения путем воздействия на чувство совести, возбуждения чувств ответственности, вины, жалости, отвращения, достоинства, чести. Или прием педагогического наставления — доброжелательный, заинтересованный рассказ детям о жизненном опыте, нравственных правилах, мудрых советах, жизненных наблюдениях, помогающих в затруднительных для них положениях, ситуациях, случаях. Или педагогическое поучение — монологическое, типа проповеди, изложение детям системы нравственных идей, направляющих поведение и деятельность в определенное русло. Или педагогическое привлечение — воздействие на насущные потребности детей в пище, одежде, красоте, материальных и духовных ценностях в целях побуждения их к жизненно необходимым делам, поступкам. Названные технические способы и приемы мастерства воздействия убеждением дают возможность понять всю многогранность мастерства педагога, недопустимость однообразия и формализации приемов стимулирования или торможения детской деятельности и поведения. Овладение педагогической культурой, искусством применения методов, форм воспитания, умением мастерского воздействия на детей в самых разнообразных жизненных случаях и ситуациях требует от педагога развития в себе способности быстрого, глубокого и точного анализа возникшей ситуации. Воздействие становится эффективным, когда осуществляется с учетом сложившейся обстановки, обстоятельств и адекватно этим обстоятельствам. Важно также учитывать собственное психическое состояние, состояние детей, уметь выразить разнообразные чувства: радость, гнев, удивление, возмущение, осуждение, восхищение, восторг, а также проявить подлинную широту и гибкость мышления. Ребята всегда достаточно точно прогнозируют, как поведет себя педагог в той или иной ситуации, как он будет действовать и какими средствами воздействовать. Поэтому для успеха любого начинания педагог-мастер проявляет находчивость, творчество, неожиданность и парадоксальность решений и действий. В арсенале педагога-мастера не только умелое сочетание убеждения с требованием, привлечения с наставлением, но и острое слово, ирония и сарказм, юмор и сатира. Он знает, что нередко короткий общий смех над плохим поступком ученика действует гораздо более сильно и полезно для всех, чем многочисленные поучения, наставления и наказания. Если педагогу-мастеру неясна ситуация, а ее первичный анализ не привел к точному выбору средств воздействия, он предпочитает «не заметить» проступка или показывает, что его обсуждение откладывается. Опытный воспитатель никогда не сосредоточивает слишком много внимания на конфликтах и ссорах, драках и детективных расследованиях, не принимает решений сгоряча и не наказывает под горячую руку. Завоевывая доверие детей, он умеет вести доверительные беседы, привлекает их к оценке собственного поведения и, что особенно важно, умеет хранить детские тайны, оправдывать их самое высокое доверие. Когда педагог в человеческих отношениях может стоять вровень с детьми, с их миропониманием и чувствованием и вместе с тем умеет педагогически осмысливать, быть постоянно выше этого мира, тогда он правильно выбирает метод, способ воздействия и добивается наибольшего жизненного и педагогического эффекта. Таким образом, педагогическое искусство есть важная область педагогической науки, аккумулирующая энергию самой педагогики и смежных с ней наук о ребенке. Педагогическая культура и мастерство есть та область практической деятельности, ради которой и существует педагогика, в которой накопленная научная энергия получает эффективную, полезную для воспитания подрастающего поколения разрядку.
Вопросы и задания:
1. Что такое педагогическое искусство и педагогическое мастерство? Какое значение имеют понятия «педагогическая техника» и «педагогическая технология»? 2. В чем заключается сущность мастерства педагогической, организации детской жизни, педагогического общения и воздействия? 3. Расскажите об одном из мастеров педагогического труда, известного вам по печати, телевидению, о методах, приемах и результатах его деятельности. 4. Проанализируйте систему деятельности одного-двух учителей школы и определите уровень их педагогического мастерства.
Литература для самостоятельной работы:
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985. 2. Ардаширова Э.Т- Основы культуры и этики учителя. М., 1997. 3. Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. Т. 2, 6. М.-, 1983. 4. Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. 2-е изд. М., 1972. 5. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1975. 6. Шацкий С.Т. Избр. пед. соч. Т. 1. М., 1980.
|