Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогическое общение






 

Общение — важнейшая среда духовного, общественного и личностного проявления человека, средство достижения взаимопонимания между людьми. Социально-психологическая сущность общения состоит в том, что оно представляет собой живой и никогда не прекращающийся процесс взаимодействия людей, человека с самим собой и с миром. Общение обеспечивает все многообразие жизнедеятельности, отношений, самопроявления и самоутверждения индивидов с помощью языка или сленга, таких способов передачи информации, как мимика, поза, движение тела, жесты, изображение, символы, звуковые сигналы, условные знаки. Потребность в общении закладывается в человеке изначально, генетически, как естественное условие существования человека общественного и разумного. Общение обеспечивает обмен информацией, взаимопонимание, деловое сотрудничество, творчество между людьми, развивает их психику, обогащает сознание.

Общение в жизни общества выполняет ряд важнейших функций. Среди них коммуникативная — обеспечение связи между людьми; информативная — способствование духовному обогащению людей знаниями, умениями и навыками; психотерапевтическая — предоставление возможности одним, одаренным и подготовленным, индивидам оказывать на других оздоровляющее влияние; педагогическая — формирование сознания, организация деятельности и отношений детей и молодежи; гедонистическая — введение человека в процессе общения в состояние духовного удовлетворения, наслаждения; нравственно-эстетическая — умиротворение тревожного чувства совести человека, удовлетворение духа гуманными поступками, переживание чувства красоты; религиозная — обеспечение коллективного и личностного взаимодействия с Богом на основе неограниченной веры в бессмертие, надежды на спасение и потребности любви к ближнему.

В классификации общения по видам вычленяется прежде всего внешнее межличностное, групповое, коллективное, массовое общение. Это либо свободное или обусловленное деловой необходимостью общение между двумя или несколькими индивидами, либо групповое взаимодействие.— общение по интересам в кружке, неформальном объединении, либо коллективное взаимодействие объединенных общей целью личностей в процессе совместного труда, общественно полезной деятельности. В процессе внешнего общения между людьми достигается взаимопонимание, содействие, сочувствие, противодействие, борьба.

Внутреннее общение представляет собой взаимодействие человека с самим собой, внутренний диалог со вторым «Я», а также с воображаемыми образами других людей, созданий искусства, с фантастическими идеальными существами типа добрых и злых богов или дьяволов. Внутренний диалог есть индивидуально-личностный, замкнутый в себе процесс духовной жизни и взрослого человека, и ребенка. Внутренняя духовная деятельность обеспечивает процесс са-. мовоспитания, самосовершенствования, формирования свободной нравственной воли, внутреннего человека, укрепляющего позиции своего духовного самостояния. Развитость внутреннего общения обеспечивает глубокое восприятие искусства, воссоздание в сознании, памяти, воображении его-идей и образов, картин. Внутренний монолог и диалог являются формой осуществления нравственной борьбы мотивов и выбора поведения. Приведение их в активность делает духовную жизнь богатой, возбуждает интерес человека к самому себе, делает занимательным пребывание в своем собственном обществе. Отсутствие у индивида способности внутреннего содержательного духовного общения с собой свидетельствует об убогости духовного мира, о жизни лишь в калейдоскопическом и хаотическом потоке внешних, возникающих и безвозвратно утрачиваемых впечатлений. Такой индивид подвержен конформности, манипуляциям с его сознанием, соблазнам буржуазной массовой культуры, одуряющим действиям табака, алкоголя, токсико- и нарковеществ. Развитие же внутреннего монолога и диалога, столкновение двух «Я», их борьба между собой обеспечивают интенсивное развитие духовности и становление убеждений нравственной личности.

Содержанием внутреннего диалога может быть общение с Богом, воображаемыми людьми, героями произведений искусства, с друзьями, любимыми существами или врагами. Внешнее общение, перенесенное во внутренний мир, становится более глубоким и осмысленным.

Наконец, еще один вид человеческого общения —духовное взаимодействие людей с живой и неживой природой, животными, предметами, вещами. Оно осуществляется на потребностно-практичес-кой и духовно-эстетической основе. Общение с природой составляет фундамент познавательной и трудовой деятельности человека. Он получает нравственное удовлетворение и эстетическое наслаждение от созерцания величия, загадочности и красоты природы, совершен ства и гармонии ее форм, красок, звуков, композиций. Общение с животными, растениями, забота о них делают человека нравственнее, гуманнее и одухотвореннее. Общение с предметами, вещами нередко проявляется в том, что люди фетишизируют их, придают им символическое значение, наделяют особым, таинственным смыслом.

Собственно педагогическим общение становится тогда, когда обусловлено целями, заранее специально осмысливается и программируется воспитателями. Педагогическое общение характеризуется целенаправленностью, сознательной постановкой цели, стремлением педагога решить в процессе и в результате общения определенные учебные, образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Оно становится живой тканью учебно-воспитательного процесса, целенаправленным духовным взаимодействием педагогов и, воспитанников, организованным движением духа. В современных условиях изобилия информации и ее источников общение становится главным механизмом обучения: получения, анализа, отбора, переработки и усвоения знаний и навыков. Педагогическое общение занимает одно из приоритетных мест и среди механизмов воспитания. С его помощью в процессе делового взаимодействия обнаруживаются особенности восприятия ребенком окружающей среды, которые закрепляются в системе отношений и проявляются в свойствах и качествах личности. В целом подвижная, изменчивая, противоречивая, управляемая сфера общения, состоящая из обмена мыслями, чувствами и переживаниями, отношениями, является тем не менее духовно-психологической основой педагогического процесса, той'главной сферой, в которой и через которую реализуются законы и принципы, правила воспитания, активно работают механизмы формирования личности, обучения и образования.

Успех целенаправленного и организованного общения зависит от целого ряда условий. Необходимо глубокое знание учителем-воспитателем особенностей социального, психического, возрастного, индивидуального развития детей, понимание их эмоционально-психологических состояний на момент вовлечения в общение. Содержание общения становится педагогически оправданным, когда обогащает, развивает, одухотворяет детей, возбуждает их интересы, стимулирует их деятельность. Воспитательно эффективный процесс общения соответствует принципам нравственного воспитания, базирующегося на системе форм и методов педагогического воздействия и взаимодействия. Организация общения результативна; если превращает его в область применения педагогического искусства и мастерства.

Педагогическое общение полноценно выполняет свои функции, если ребенок выступает в нем не как пассивный объект воздействия воспитателя, а как его активный творческий субъект, обладающий знаниями, позицией, наделенный способностью самостоятельного мышления и внутренней нравственной волей. Самостоятельная субъектность детей, их общительность постоянно и спонтанно проявляются в повседневных жизненных отношениях как естественная потребность. Одновременно в семье, в детском саду, школе они вовлекаются в педагогически целесообразное и организованное общение — взаимодействие. Сочетание спонтанного и организованного общения образует в детской личности стремление и способность к сознательному самостоятельному взаимодействию с миром, создает основу для формирования в ней культуры общения.

Объем понятия культуры общения включает в себя: образованность, духовное богатство, развитое мышление, способность осмысливать явления в различных областях жизни, разнообразие форм, типов, способов общения и его эмоционально-эстетические модификации: прочную нравственную основу, взаимное доверие субъектов общения; его результаты в виде усвоения истины, стимулирования деятельности, ее четкой организации. Культура общения складывается и совершенствуется как органически взаимосвязанная культура. воспитанников и педагогов.

Основой всякого общения является содержание деятельности и ' взаимодействия, а педагогического общения — содержание учебно-воспитательного процесса. В него входят разнообразные виды общественно ценной и личностно значимой деятельности, копзры, - определяют направленность личности, интерес ребенка к о^щес i -енной и личной жизни, к окружающим людям и самому себе, формируют мышление, характер и тип общения. Такими видами прежде всего являются учебная, трудовая, производительная и иная общественно полезная и общественно- организационная деятельность. Это сфера прямого и непосредственного приобщения ребенка к общественной жизни. В процессе интенсивных организованных педагогических отношений, деятельности, общения мышление приобретает гибкость, постоянную готовность к активной творческой деятельности, к анализу, обобщению, способность к нестандартным решениям.

Другая группа видов деятельности, требующая и создающая своеобразный, отличный от делового тип общения, связана со сферой свободного времени, обеспечивает свободное, Самодеятельное самовыражение детской личности. К этой группе относятся: техническое и художественное творчество, разнообразные физкультурно-спортив-ные занятия, взаимодействия в неформальных группах, коллекционирование и иные увлечения. Общение детей между собой и со взрослыми в этих сферах деятельности носит непринужденный, свободный, раскованный характер. Ребенок чувствует себя раскрепощенным и выступает как самоуправляемая, непосредственно проявляющаяся, адекватная самой себе личность.

В процессе духовно-деятельностного общения в этих видах деятельности де.ти стремятся одновременно к самоуправлению, самовыражению и нравственному самоутверждению. В этой деятельности и отношениях наиболее ярко проявляются и укрепляются интересы, наклонности, зарождающиеся способности ребят.

Еще одна группа видов деятельности относится в основном к интимной сфере человеческой жизни, которая придает общению эмоционально-доверительный характер. Речь идет о деятельности и общении, порождаемых дружбой, заинтересованным, бескорыстным взаимодействием; любовью, симпатией,; эмпатией; родственными отношениями, включающими обмен внугрисемейной, клановой информацией, взаимопомощь, родственно-коллективное мнение и кодекс поведения. В этой сфере общения формируются наиболее тонкие и сложные движения души, человеческого нравственно-эстетического отношения к жизни, что делает ее предметом особого, деликатного педагогического внимания'. Многие современные дети испытывают острый дефицит родственной любви, заботы, доверительности, что способствует очерствлению их души, проникновению в нее безнравственности, цинизма, равнодушия, отчуждению от культуры, накоплению опыта правонарушения.

Было бы ошибкой обойти вниманием такой важнейший вид духовной деятельности, как внутренняя нравственно-эстетическая и творчески-поисковая работа. Ребенок способен разнообразно проявляться вовне, вступать в многообразное общение и отношения. Но усваивает он, превращает в свойства, качества, убеждения собственной личности только то, что проходит через его личный опыт, пропускается сквозь сито сознания, чувств, осмысливается и перерабатывается во внутреннем диалоге. Наедине с самим собой, в своем сознании и воображении ребенок способен совершать творческий поиск, личное переоткрытие мира, познание законов его развития и эстетических свойств, формирование мировоззрения: идеалов, взглядов, убеждений.

Воспитательно-психологически внутренняя духовная деятельность необходима для ребенка как труд души, как нескончаемый диа-- лог с совестью, формирующий нравственную сущность личности, самостоятельность, ответственность, ее свободную нравственную волю. Внутренняя духовная работа детской души педагогически направляема и управляема через внешние виды деятельности. Внутренний духовный диалог может заглохнуть, совесть — умолкнуть под влиянием асоциального окружения и разлагающего воздействия среды. Но питаемый общественными идеалами, достижениями духовной культуры, нравственной ответственностью перед людьми и самим собой, ребенок будет полнокровным, способным к самоанализу, самооценке, самостимулированию.

Наконец, совершенно особое значение, неоценимое для воспитания и обучения детей, имеет их деятельность в природе, общение с лесом, полем, горами, растениями, птицами и особенно с животными. Школьники занимаются в природе общественно полезным трудом, учатся экологической ответственности, ухаживают за растениями и животными. Природа в свою очередь открывает ребятам мир прекрасного, развивает в них человеческую способность, эстетического общения с прекрасными природными явлениями. Одухотворяя природу, дети ощущают себя ее неотъемлемой частью, стремятся к ее наиболее полному и глубокому познанию. Особенно много дает ребятам общение с домашними животными, птицами, декоративными рыбками, цветами. Помимо эстетического наслаждения такое общение формирует совершенно уникальный мир нравственных отношений. Непосредственность животных, их открытость и благодарность в ответ на добро и внимание вызывают в детях чувство любви и радости, побуждают к одушевлению в своем воображении меньших братьев, к заботе о них. Такое общение имеет и целебное, психотерапевтическое свойство, снимает нервное напряжение, ликвидирует последствия стрессов. О состоянии нравственного здоровья ребенка во многом можно судить по его отношению к животным и характеру общения с ними. '

В результате педагогически организованного общения детей во всех сферах жизни и деятельности они познают других людей, отражают в своем сознании проявление свойств и качеств их личности. Одновременно ребята познают самих себя, осмысливая реакции своих товарищей, взрослых людей на свое поведение, формы и способы общения. Это дает им возможность сравнивать собственные представления о самих себе с представлениями о них других людей. Одни ребята на этой почве переосмысливают, меняют к лучшему свое поведение и отношение к миру. Другие, полагая, что именно они всегда правы и что их поведение несправедливо оценивается окружающими, замыкаются в себе, вступают в конфликт с товарищами, коллективом и даже с обществом. Оценку личности ребенка коллективом в процессе общения педагогу следует воспринимать критически и в то же время широко использовать в целях углубления познания детьми самих себя.

Наряду с организованным и духовно богатым содержанием важным элементом культуры педагогического общения является отвечающая воспитательным требованиям форма его проявления. Теоретически допустимо различать педагогическую и психологическую формы общения, которые в действительности существуют в органическом единстве. К внешним педагогическим формам общения и организации детской жизни относятся формы обучения, труда, физкультуры и спорта, отдыха, воспитательной работы, объединений по интересам. В их рамках общение осуществляется с помощью таких способов, как диалог, беседа, дискуссия, обсуждение, обмен информацией компьютеров и других технических средств. Однако воспитательная эффективность общения зависит не столько от внешних педагогических форм и методов взаимодействия детей и взрослых, сколько от внутреннего духовного состояния общающихся, от их психологической совместимости, нравственно-эстетической взаимной притягательности. Как педагогам, так и воспитанникам для расширения диапазона общения и богатства самовыражения личности в нем необходимо овладеть всем многообразием средств и способов духовного взаимодействия: культурой и выразительностью речи, жеста, мимики, позы, движения тела.

Огромное значение имеет форма — психологическое, эстетическое, этическое оформление диалога-общения^ В подлинно воспитательное общение с детьми вступает тот педагог, который умеет создавать атмосферу доверительности, вызывать к себе симпатию, будить потребность обмениваться с собой сокровенной информацией. Поднимает воспитательную эффективность взаимодействия проявление демократизма, создание реального ощущения социального и психологического равенства, товарищества, дружества, соисполни-тельства, сотрудничества, сотворчества. Образование такой обстановки в воспитательном коллективе требует от педагога развития у себя умения проявлять активный интерес к делам и переживаниям ребят, обладания чувством эмпатии.

Принципиальное значение организованного педагогического общения состоит в том, что только через него и с его помощью достигается реализация технологических систем воспитания и обучения, содержания педагогического процесса. Критерием эффективности педагогического общения является в конечном счете качество обу-ченности и воспитанности школьников, их способность к образовательно-воспитательному самодвижению.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.