Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Придаточные определительные отно­сятся к имени существительному (местоимению) глав­ной части сложноподчинённого предложения и отвеча­ют на вопрос определений какой?






К главной части придаточные определительные присоединяются только с помощью союзных слов ко­торый, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда:

к а к ой?

И Таня видит дом пустой, где жил недавно наш ге­рой. (А. Пушкин)

Придаточные определительные имеют строго опре­делённое место в составе сложноподчинённого предло­жения: они стоят всегда после определяемого слова:

^jtajtoe? ^

Детство — это путешествие, которое^ никому

не удалось совершить дважды. (В. Санин)

Союзные слова который, какой, чей с определяе­мым словом только согласуются в роде, числе, а па­дежная форма их зависит от того, каким членом пред­ложения являются эти союзные слова в придаточной части:

к а кие?

X ^^ датТпГ^ Мне нравятся люди, которым небезразлична

х

жизнь страны. Сравните: Мне нравятся люди, с которыми легко общаться. — Мне нравятся х

люди, о которых слагают легенды.

Слово который может стоять не только в начале, но и внутри придаточной части: 1) Около деревни проте­кает река, исток которой находится в лесных пред­горьях. (М. Лермонтов) 2) Точно закованная в цепи, при­молкла, приутихла северная река, шум которой слу­шали деды и прадеды поморов рыбаков. (И. Соколов-Ми- китов)

113. Из теоретической части данного параграфа выпишите примеры, составьте вертикальную графическую схему каждого сложноподчинённого предложения.

©> 114. Используйте данные фразы в качестве главной части сложноподчинённого предложения с придаточным определи­тельным. Используйте разные союзные слова, составляя пред­ложения.

1) Туристы не спеша подошли к мосту,.... 2) К ут­ру мы, наконец, переправились на другую сторону ре­ки,.... 3) Мы живём теперь в доме,.... 4) Я в первый раз в жизни увидел море,.... 5) Многие из людей,..., поддерживали меня в трудную минуту. 6) На столе,..., аккуратно были сложены чертежи и учебники.

Объясните, что объединяет все составленные вами предло­жения. Чем они отличаются? Сделайте вывод.

©> 115. Внимательно рассмотрите запись, расшифруйте её. Придумайте и запишите предложения, соответствующие ука­занным схемам. Сделайте вывод.


 

 


на которой о которой

Волга — моя любимая река,


 

 


®> 116. Преобразуйте данные предложения: на основе двух са­мостоятельных простых составьте одно сложноподчинённое, ис­пользуя союзные слова чей, который.

1) На церемонии последнего школьного звонка вы­пускники с благодарностью говорили о своих учителях. Труд учителей благороден. 2) Я решил обратиться за по­мощью к другу. Преданность и порядочность друга про­верены временем. 3) Волновало расставание с родным го­родом. Далёкие огни города уже растаяли в тумане.

Ш> 117. Закончите предложения, преобразовав их в сложнопод­чинённые с придаточным определительным. Соблюдайте прави­ла пунктуации.

1) Вокруг развернулось такое строительство.... 2) Известие... взволновало многих. 3) Гнездо... опусте-


 

ло. 4) Муссоны — это ветры.... 5) Сложноподчинённое предложение — это.... 6) Биссектриса — это такая прямая....

В каких из этих предложений вы использовали указатель­ные слова?

Ш> 118. Пользуясь толковым словариком учебника, составьте сложноподчинённые предложения с придаточным определи­тельным, давая толкование слов дилер, коммивояжёр, лицен­зия, маркетинг. В чём особенность употребления этих слов в речи?

119. Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Нарисуйте горизонтальную схему каждого предложения.

1)Мы лучше посп..шим на бал куда стр..мглав в ямской к..рете уж мой Онегин поск..кал. 2) Деревня где скучал Евгений была прелес(?)ный уголок. 3) Берёзки которые при нём были только (что) посаже..ы около з..бора выр..сли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. 4) Была та смутная пора когда Россия моло­дая в б..рёньях силы напр..гая мужала с ген..ем Петра. 5) Берестов отв..чал с таким (же) усердием с каковым ц..пной медведь кланяе(т, ть)ся господам по приказа­нию своего в..жатого. 6) Конечно вы (н..) раз в..дали уез(?)ной барышн.. альбом что все подружки измарали (с) конца (с) начала и кругом. 7) Это случилось два дня после вечера описа(н, нн)ого (в) начале этой повеет., и (за) неделю перед той сценой на которой мы останови­лись.

{А. Пушкин)

1. Объясните лексическое значение выделенных слов, про­верьте себя по толковому словарику. Какие из этих слов явля­ются устаревшими?

2. Как вы понимаете значение слова измарали (предложе­ние 6)?

3. Разберите по членам последнее предложение.


 

©> 120. По данному началу напишите небольшой текст, исполь­зуя обособленные определения, выраженные причастными обо­ротами, и сложноподчинённые предложения с придаточным оп­ределительным.

Передо мной старая фотография моей семьи. На ме­ня смотрят...

Возьмите на заметку!

Выделяется группа таких сложноподчинённых пред­ложений с придаточным определительным, в главной части которых обязательно употребляется местоимение. Придаточная же часть конкретизирует значение этого местоимения и отвечает на вопросы кто именно? что именно? Такие предложения некоторые учёные называют местоименно-соотносительными: Он делал то страшные, то ласковые и одобрительные глаза, шипел на тех, кто пел неверно. (А. Куприн)

Указательное и союзное слова образуют в таких предложениях парные сочетания.

Наиболее распространёнными являются следую­щие модели:

[.../пот], (который, кто...).

[...тот, всякий, любой, каждый], (кто...).

[...таков], (каков...).

[...такой], (который, какой...).

[...то, всё], (что...).

В отличие от определительных придаточных, отно­сящихся к существительному, местоименно-определи- тельные придаточные могут стоять и перед определяе­мым словом: Кто ищет, тот всегда найдёт. (В. Лебе- дев-Кумач)

©> 121. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки.

Установите, какие структурные особенности объединяют эти предложения.

1) Кто любит всё тот (н..) любит ровно (н..)чего. (Д. Писарев) 2) Уже проходят к..раваны чрез те скалы


 

где н..сились лишь туманы да цари-орлы. (М. Лермон­тов) 3) Ты запой мне ту песню что прежде нап..вала нам старая мать. (С.Есенин) 4) Удивительный вы человечи­ще и как раз из таких в каких Русь нуждается. (М.Горький) 5) Вечер к..зался таким каким его утро об..щало. (М. Горький) 6) Упрёками и слезами (н..) в..рнёшь того что б..зв..звратно потер..но. (А.Чехов)

7) Тот (н..) писатель кто (н..) пр..бавил к зрению чело­века хотя (бы) (н..) много зоркости. (К. Паустовский)

8) Кто (н..) любит родную пр..роду тот (н..) знает народ­ной души. (Н. Рыленков) 9) Это был тот знаменитый ар­тист которого она видела на сцене в прошлом году. (Ю. Герман)

1. Проведите морфологический разбор слов, которые ис­пользованы в качестве указательных в этих предложениях.

2. Найдите 2—3 слова, в которых больше звуков, чем букв. Чем объясняется это несоответствие?

3. Расскажите, как вы понимаете смысл 7-го предложения.

©> 122. Используя модели (схемы) из рубрики «Возьмите на за­метку!» (см. с. 91), составьте и запишите сложноподчинённые местоименно-соотносительные предложения.

®> 123. Составьте и запишите сложноподчинённые предложе­ния с придаточными определительными. В качестве определяе­мого слова используйте существительные биржа, таможня, контракт (лексическое значение слов уточните по толковому словарику). Присоедините придаточную часть к главной с помо­щью союзного слова где.

©> 124. Выразительно прочитайте текст. Как вы думаете, чем можно объяснить обилие определений в этом тексте? Какие сло­ва в нём выступают ключевыми при создании зрительных и слу­ховых образов? Назовите эти слова.

Выпишите сложноподчинённые предложения с придаточ­ными определительными. Составьте схемы этих предложений, объясните постановку знаков препинания.

Весеннее солнце било тёплыми радостно трепетав­шими лучами. В сочной наливающейся зелёной жизнью траве будто слышался шёпот и шорох ка­кой-то. Там суетливо копошилось, бегало, ползало, ле-


 

тало, прыгало и цеплялось за тончайшие былинки мно­гое множество разной мошки, жучков, паучков и всего этого насекомого люда, который живёт и дышит под солнечными лучами. По зелёному полю желтели мах­ровые, росисто-свежие головки одуванчиков, над кото­рыми реяли золотистые пчёлы. Из рощи порою тянуло смолистым запахом молодой, йзжелта-светло-зелёной берёзы; то вдруг пахнёт откуда-то, с лёгким попутным ветерком, миндальным ароматом цветущей рябины. В воздухе пахнет землёю — тем несколько прелым, сы­роватым запахом, который издаёт по весне земля, наби­рающаяся могучей жизненной силы. И стояла в этом воздухе какая-то звучащая, весенняя тишина. С ого­родов доносились женские голоса и заливчатая песня, а в кладбищенской роще переливалась звонкая пере­кличка иволги, зябликов, пеночек и малиновок.

(По В. Крестовскому)

1. Выпишите предложения с однородными членами. Разбе­рите их по членам. Чем, по вашему мнению, можно объяснить обилие однородных членов в этом тексте?

2. Проведите морфемный и морфологический разбор причас­тий.

3. Разберите по членам последнее предложение.

4. Выберите слово для орфоэпического и фонетического раз­бора и проведите его устно и письменно.

Ш> 125. Объясните, какие нормы русского литературного языка нарушены в данных примерах. Спишите предложения, внося необходимую правку. Сделайте вывод.

1) В полдень на берегу реки можно наблюдать ин­тересную картину, которая протекает вдоль луга. 2) Ко­торые коровы уже подоены, ложатся спокойно спать.

3) Коровы ждут своих доярок, которые пасутся на лугу.

4) Сняв шапку, гость протянул хозяину руку, которая была сильно поношена и забрызгана грязью. 5) Насту­пило странное время. Которое можно было бы назвать ещё и незабываемым.


 

©> 126. Устраните повтор придаточных определительных, за­менив одно из них обособленным определением — причастным оборотом.

1) На автобусной остановке, которая находится неда­леко от нашего дома, я встретил своего товарища, с кото­рым давно не виделся. 2) Вокруг поляны, на которой мы поставили палатки, растут берёзы, которые уже начали желтеть. 3) Туман, который затянул всё вокруг, принёс с собой сырость, которая пропитала нашу одежду.

127. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскры­вая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Укажите, какими синтаксическими конструкциями ослож­нены предложения (однородными членами, обособленными членами, сравнительными оборотами, обращениями, вводны­ми конструкциями и т. п.).

Мы сидели под старым деревом на простой (н..)кра- ше(н, нн)ой серой от времени скамье где (то) позади ва­шей станции, рядом со Святым колодц..м, откуда по же­лезной трубке текла слабая перекрученная струйка род­никовой воды сбегая потом в очень маленький круглый пруд, на четверть заросший осокой.

(Н..) вдалеке стояла сосна совсем (н..) похожая на те мачтовые сосны которые обычно растут в наших лесах стесняя друг друга и безмерно вытягиваясь (в) верх в поисках простора и света а сосна свободная одинокая и прекрасная в своей независимости с толстыми (лиро) подобными развилками (чешуйчато) розовыми и почти чёрной хвоей. И во всём этом п..йзаже было (не) что тонко живописное в игрушечном прудике превращавшемся во время короткого тёплого дождика в картинку кропотливо вышитую бис..ром в четырёх закруче(н, нн)ых облачках которые ползли по голубым линейкам неба как белые улитки на разной высоте и с разной скоростью но в одном направлении.

(В. Катаев)

1. Вслух выразительно прочитайте текст. Следите за интона­цией, характерной для предложений с обособленными и одно­родными членами. Чтобы точнее передать интонацию, предва­рительно обозначьте в тексте паузы, повышение-понижение го­лоса, логическое ударение.


 

2. Попробуйте объяснить, почему этот текст насыщен опреде­лениями разных видов, повторами, осложнёнными конструк­циями.

3. Составьте горизонтальные схемы сложноподчинённых предложений с придаточными определительными. Проведите синтаксический анализ этих предложений.

Ш> 128. 1. Ответьте на вопрос: какие картины К. Ф. Юбна вы знаете? Расскажите о них (устно).

2. Выразительно прочитайте текст. Что нового о художнике вы узнали?

Замечательный русский художник Константин Фё­дорович Юон (1875—1958) во многих своих произведе­ниях воспевает древние русские города, чья неповтори­мая, самобытная архитектура привлекает внимание живописцев.

Особую любовь Юон питал к Сергиеву Посаду, кото­рому посвятил большое количество полотен. Первые работы относятся к 1903 году («К Троице», «Красные санки»). В течение двух десятилетий К. Ф. Юон неод­нократно возвращается к изображению этого полюбив­шегося ему живописного подмосковного города, кото­рый привольно раскинулся среди широкой равнины. Художник пишет его и в ясную, морозную погоду, и в весеннюю распутицу, и в яркие, сверкающие, сол­нечные майские дни, и в летние лунные ночи.

Живописца радует декоративная красочность вели­колепного архитектурного ансамбля Троице-Сергие- вой лавры, что является образцом бессмертного творе­ния русских умельцев.

Среди работ Троице-Сергиевого цикла подлинной жемчужиной пейзажной живописи считается картина «Весенний солнечный день» (1910 г.). Она проникнута каким-то особым ликованием. Ясное, чистое небо, про­плывающие по нему лёгкие облачка, глубокие, синие тени на чистом снегу, весёлая россыпь деревянных до­миков посада на фоне виднеющейся вдалеке лавры. Сверкающие на солнце разноцветные крыши, светя­щиеся в солнечных лучах оранжевые деревянные стены домов, весёлая суета грачей, приветствующих весну...


 

Удивительное ощущение радости бытия, радости приближающейся весны, которое разлито в природе, ещё усиливается весёлыми жанровыми сценками... От этой торопливо снующей разноликой толпы особенно величественными кажутся мощные башни монастыря.

Выпишите из текста сложноподчинённые предложения с определительными придаточными. Составьте горизонтальные схемы этих предложений. Затем перестройте эти предложения в простые с обособленными определениями — причастными обо­ротами. В каком(их) случае(ях) это невозможно сделать?

©> 129. Рассмотрите на цветной вклейке репродукцию картины К. Ф. Юона «Весенний солнечный день» (1910 г.) и ещё раз про­читайте ту часть текста упр. 128, в которой описана картина. Дополните это описание своими наблюдениями, составив и за­писав несколько сложноподчинённых предложений с определи­тельным придаточным.

ЗСП-З. До сих пор (н..) опуще^ая штора. (Н..) опуще^ая штора. Штора до сих пор (н..) опущена.

§ 15. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части сложноподчинённого предложения. Лексическое значе­ние этих слов таково, что они нуждаются в дополнитель­ном разъяснении: подумал — о чём?, жду — чего?,

^одём? ^

вижу — что? и т.п. 1) Ты говоришь, что опять тёплой дождёмся весны. (А. Фет)

j^T о? ^

2) Я считаю, что лес — прекрасное выраже­ние силы природы и самый ясный образчик её со­вершенства. (К. Паустовский)



 

Без придаточного изъяснительного такие предложе­ния были бы неполными, не законченными в смысло­вом и грамматическом отношении: Я считаю. Мы с другом условились. По внешнему виду можно предпо­ложить.

В качестве поясняемых выступают слова разных частей речи, обозначающие мысли, чувства, восприя­тия человека, его речь:

глаголы: сказать, ответить, говорить, сообщить, спросить, думать, видеть, чувствовать, ощущать, гордиться и др.;

прилагательные: рад, доволен, уверен, убеждён и др.;

наречия и слова состояния: надо, жаль, нельзя, же­лательно, страшно, ясно, понятно, известно и др.;

существительные: сообщение, вопрос, мысль, извес­тие, забота, разговор, вера и др.

1) Но читаю в испуганном взоре, что ты пом­нишь и любишь меня. (А. Блок) 2) Он сказал это и по­чувствовал, как у него холодеет лицо. (К. Паустов­ский)

Кроме того, пояснения в предложении требуют и не­которые фразеологизмы: проявить заботу, дать сло­во, высказать предположение, подать знак и др.

Придаточное изъяснительное присоединяется к главной части с помощью:

союзов союзных слов

что что

как как

будто сколько

чтобы где

ли зачем

 

когда куда почему

Придаточная часть чаще всего стоит после главной. Этот порядок иногда нарушается для того, чтобы уси-

4 Русский язык 9 класс

лить внимание к информации, передаваемой придаточ­ной частью:

что?

Что волки жадны, всякий знает. (И. Крылов)

(В> 130. Перескажите текст о сложноподчинённых предложени­ях с придаточным изъяснительным.

©> 131. Закончите предложения придаточными изъяснитель­ными. Обратите внимание на то, как союз или союзное слово оп­ределяют характер смысловых отношений между главной и придаточной частями сложноподчинённого предложения.

где.... куда.... откуда....

Я давно знал, 4 — ---------- что....

что.... как • • • * зачем.. почему чья....

когда.... сколько.... какой....

Ученик наконец-то понял,

@> 132. Составьте и запишите сложноподчинённые предложе­ния с придаточным изъяснительным, употребляя в главной час­ти глаголы волноваться, видеть, замечать, стремиться, пред­полагать, жалеть. Для связи придаточных и главных частей сложного предложения используйте разные союзы и союзные слова. Постройте горизонтальные схемы этих предложений.

133. Составьте несколько сложноподчинённых предложе­ний, которые начинались бы со слов Знаете ли вы, что.... Оп­ределите вид придаточных.

Ш> 134. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.

Установите, слова каких частей речи поясняются придаточ­ными изъяснительными.


 

Определите, что является общим для всех этих предложе­ний и чем они отличаются.

1) Ты догадался мой читатель с кем бился до­блестный Руслан? (А. Пушкин) 2) Хочу что (б) труд мой вдохнове(н, нн)ый когда (нибудь) увидел свет. (М. Лер­монтов) 3) Тогда Никите представилось как на холод­ном, тёмном чердаке нанесло снегу. (А. Толстой) 4) Мы все любили его за (то) что он (н..) похож на всех. (Н.Асе­ев) 5) Я (н..) мог представить что (бы) экваториальное небо бывало хоть когда (нибудь) серым. (К. Паустовский) 6) А мы (н..) удивляемся и помним как величаво входит в каждый день обыде(н, нн)ость похожая на подвиг и подвиг ставший буднич(?)ным трудом. (Р. Рождествен­ский) 7) За чаем видя что отцу (н..) хочется разговари­вать Нина то (же) молчала. (К. Симонов) 8) И она уже ду­мает, как (бы) дожить до Михайлова дня. (Ю. Казаков) 9) Собаки услышав что кто (то) идёт с лаем бросились к нам (на) встречу. (В. Арсеньев)

1. Объясните лексическое значение выделенных слов, про­верьте себя по толковому словарику.

2. Какие правила о слитно-дефисно-раздельном написании слов вы применяли, раскрывая скобки?

3. Подчеркните обособленные члены предложения.

Ш> 135. Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

Проведите синтаксический разбор данных предложений. С помощью какого союза присоединяется придаточная часть к главной?

1)Я пришёл сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь. (А. Пушкин) 2) Задумал я узнать пре­красна ли земля. (М.Лермонтов) 3) Я долго не мог разо­брать есть ли кто-нибудь в хате. (А. Куприн)

Возьмите на заметку!

Многие сложноподчинённые предложения с прида­точным изъяснительным имеют в своём составе указа­тельные слова, которые чаще всего выражены указа­тельными местоимениями тот, то. В некоторых слу­чаях такое местоимение выполняет в предложении осо-


 

бую роль и его нельзя изъять: 1) Важно было то, что его никто не заметил. (М. Горький) 2) Дело тут не в отдельных словах, а в том, что они вместе как нель­зя лучше доносят до нас разговорную, рассыпчатую русскую речь. (С. Маршак)

®> 136. Спишите пословицы, расставляя знаки препинания.

Определите вид придаточного предложения. Объясните, ка­кую синтаксическую роль выполняют местоимения в этих при­мерах.

1) Самым дорогим кажется то во что твой труд вло­жен. 2) Кто другому яму роет тот сам в неё попадёт. 3) Тот хорош у кого родилась рожь. 4) Тот кто ожёгся на молоке дует на холодную воду. 5) Кто землю лелеет того земля жалеет. 6) Дружи с тем кто лучше тебя само­го. 7) Кто не сеет тот и не жнёт. 8) Кто спит весной тот плачет зимой. 9) Каково лето таково и сено. 10) С кем поведёшься от того и наберёшься. 11) Кто знает аз да буки тому и книги в руки. 12) Кто хвалится тот с горы свалится. 13) Кто смешлив тот слезлив. 14) Не ошиба­ется тот кто ничего не делает. 15) Успевает тот кто вре­мя бережёт. 16) Тот кто много читает много знает. 17) Каков привет таков и ответ.

1. Объясните, как вы понимаете смысл одной из пословиц (на выбор). В какой речевой ситуации её уместно употреблять?

2. Проведите морфемный и морфологический разбор всех имён прилагательных.

Возьмите на заметку!

Сложноподчинёнными предложениями с придаточ­ными изъяснительными передаётся косвенная речь: Я им объяснил, что я офицер, еду в действующий отряд по казённой надобности. (М. Лермонтов) Ве­рочка сказала, что не хочет чаю, и ушла в свою ком­нату. (Н. Чернышевский)

Если чужая речь — вопросительное предложение, то при преобразовании её в косвенную используются союзные слова (если вопрос оформлен вопросительным


 

словом) или союз ли (если вопрос не содержит вопроси­тельного слова).

В конце предложения с косвенным вопросом н е ставится вопросительный знак: 1) «Кто этот чело­век?» — спросил я дежурную. (К. Паустовский) — Я спро­сил у дежурной, кто этот человек. 2) Я спрашиваю старика, сидящего у печи: «Это твой внук?» (К. Симонов) — Я спрашиваю у старика, сидящего у пе­чи, его ли это внук.

Ш> 137. Преобразуйте данные высказывания в сложноподчинён­ные предложения с придаточными изъяснительными. Проследи­те, что меняется в предложениях при замене прямой речи косвен­ной.

1) Недаром Лев Николаевич Толстой говорил о нём: «Чехов — это Пушкин в прозе». (Н.Телешов) 2) «Твой отец — добрый малый», — промолвил Базаров. (И. Тур­генев) 3) «Про Аксинью не слышно?» — спросил Григо­рий с деланым равнодушием в голосе. (М. Шолохов) 4) Ко­ля подумал: «Почему это рядом с оленьим следом вьёт­ся ровной цепочкой лисий?» (В. Песков)

138. Рассмотрите на вклейке репродукцию картины Ю. М. Непрйнцева «Отдых после боя» (1951 г.). Художник рас­сказывал: «Сюжет сам возник из живых воспоминаний военных лет: зимний лес, заснеженная поляна, группа бойцов, слушаю­щих весёлого рассказчика в короткий перерыв между боями. Когда я живо представил себе эту много раз виденную сцену, мне сразу вспомнился и всеобщий друг — Василий Тёркин».

Напишите небольшой текст по содержанию этой картины, используя предложения с прямой и косвенной речью.

Составьте схемы сложноподчинённых предложений с при­даточными изъяснительными.

D

©> 139. Преобразуйте каждое сложноподчинённое предложе­ние с изъяснительным придаточным: в бессоюзное предложение;

в простое предложение с распространённым дополнением; в предложение с прямой речью; в предложение с вводной конструкцией.


 

1) Гаврила чувствовал себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой и чувствовал, что он хо­чет видеть скорее хозяина. (М. Горький) 2) Я решил раз­узнать у мальчишек, что это за странный человек. (К. Паустовский) 3) Он уверял меня, что в море бывает две весны. (К. Паустовский) 4) Ты давеча сказал, что у меня лицо не совсем свежо, измято. (И. Гончаров)

Объясните значение выделенного слова. Проверьте себя по толковому словарику.

140. Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препи­нания и раскрывая скобки.

Составьте схему последнего предложения. В чём особен­ность его строения?

Нависшие на ветвях пышные комья снега д..вили их (к) низу предавая им чудес(?)ный праз(?)ничный и холодный вид. По временам срывалась с в..ршины то­ненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось как она падая с лёгким треском задавала за другие ветви. Снег розовел на солнце и с..нел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжестве(н, нн)ого холодного безмолвия и мне к..залось что я чу(?)ствую как время медле(н, нн)о и бе..шумно проходит мимо меня.

(А. Куприн)

1. Проведите морфемный и морфологический разбор при­частий и деепричастий.

2. Сделайте фонетический анализ выделенных слов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.