Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды сложноподчинённых предложений






По значению и строению сложноподчинённые пред­ложения делятся на три основные группы, которые со­относятся с тремя группами второстепенных членов предложения: определительные, изъяснительные, об­стоятельственные.

Определительные придаточные поясняют (опреде­ляют) имя существительное (или местоимение) главной части и отвечают на вопросы определения: какой? к о т о р ы й? ч е й?:

к& у. а^я?

Первая и самая большая роскошь, которую я себе позволяю, это доверие к людям. (М. Пришвин)

Изъяснительные придаточные поясняют слово (чаще всего сказуемое) главной части и отвечают на падежные вопросы, как и дополнения. Иногда изъяснительные придаточные и называют дополнительными:

Для большей ясности романа здесь объ- о чём? что?

явить мне вам пора, что страстно влюблена в улана была одна её сестра. (М. Лермонтов)

Обстоятельственные придаточные обозначают место, время, цель, причину, образ действия, условие и т. д. то­го, о чём сообщается в главной части сложноподчинён­ного предложения. Они отвечают на вопросы обсто­ятельств:

когда? в^сдко_е^вр е м я?

Как солнце зимнее прекрасно, когда, бродя меж серых туч, на белые снега напрасно оно кидает сла­бый луч! (М. Лермонтов)

©> 95. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

Проанализируйте сложноподчинённые предложения: выде­лите грамматические основы, определите главную и придаточ­ную часть. По вопросу и союзу (или союзному слову) определите вид придаточного.

1) Ветры дуют (н..)так, как хотят к..рабли. 2) Чем больше кошку глад..шь, тем больше она горб поды­мает. 3) На то и щука, чтоб к..рась (н..) др..мал. 4) Что (бы) сохранить тайну от вр..гов, сохрани её от друзей. 5) Если за день (н..) чему (н..) науч..шься, зна­чит, весь день шёл (на) зад. 6) (Н..) стыдно молчать, ко­ли (не) чего сказать. 7) Как аукнется, так и откликнет­ся. 8) Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.

(Пословицы)

Объясните, как вы понимаете смысл данных пословиц. В какой речевой ситуации уместно использование каждой из них?

Разберите как части речи те слова, которые используются в роли указательных слов в приведённых предложениях.

®> 96. Воспользовавшись данной схемой, составьте сложнопод­чинённые предложения, определите смысловые отношения между частями сложного предложения и вид придаточного в каждом примере.


 

 


будто бы (нереальность действия) что (сообщение) почему (причина) куда (место) зачем (цель)

Незнакомка сказала,

кто (лицо, совершившее действие) чья (принадлежность) 'как (характер действия)


 

 


Ш> 97. Попробуйте самостоятельно составить задание по анало­гии с предыдущим упражнением.

Вспомните!

Подчинительные союзы делятся на две группы: изъяснительные (что, чтобы, будто, как будто) и об­стоятельственные, обозначающие время (прежде чем), причину (так как), цель (для того чтобы), сравнение (словно), условие (если), уступку (несмотря на то что), следствие (так что).

©> 98. Продолжите перечень обстоятельственных подчинитель­ных союзов, распределяя их на следующие группы:

время: когда,... цель: чтобы,... причина: потому что,... сравнение: как будто,... условие: если,... уступка: хоть,... следствие: так что,...

Составьте по одному предложению с союзом каждой группы. Что общего между всеми этими предложениями и чем они раз­личаются? Сделайте вывод.


 

®> 99. Внимательно изучите таблицу. Пользуясь данной ин­формацией, расскажите о видах сложноподчинённых предло­жений. Приведите по одному примеру на каждый вид прида­точного в составе сложного предложения.

Виды придаточных предложений

Вид Вопросы Союзы Союзные слова Указа­тельные слова
Опреде­литель­ные какой? чей?   какой, который, каков, чей, кто, что, где тот, такой, таков, все, каждый, всякий, любой
Изъяс­нитель­ные вопросы косвенных падежей что, чтобы, как, будто, как будто, словно кто, что, чей, как, отчего, зачем, почему, где, ког­да, куда, сколько то, тот
Обсто­ятельст­венные:        
места где? куда? откуда?   где, куда, откуда там, туда, оттуда, везде, всюду
време­ни когда? как ДОЛГО? с каких пор? до каких пор? на сколь­ко вре­мени? когда, пока, как только, лишь только, едва, в то время как, покамест, прежде чем, до того как, после того как   тогда, до тех пор

 


 

 

Окончание табл.

Вид Вопросы Союзы Союзные слова Указа­тельные слова
сравне­ как? как, будто, так.
ния насколь­ как будто,   настоль­
  ко? словно,   ко
    точно.    
    подобно    
    тому как,    
    чем — тем    
образа как? что, как, на­ так,
дейст­ каким чтобы, как, сколько такой,
вия и образом? как будто,   таким
степени в какой словно,   образом.
  мере? точно   настоль­
  до какой     ко
  степени?      
цели зачем? чтобы, для для того,
  с какой того чтобы,   затем,
  цель ю? с тем что­   с тем
  для чего? бы, дабы    
условия при если, когда, в том
  каком кабы, ежели,   случае,
  условии? коли (коль)   тогда
причи­ почему? потому что. потому.
ны отчего? оттого что.   оттого.
  по какой так как.   ввиду
  причине? ибо, затем   того.
  что,   вслед­
    благодаря   ствие
    тому что.   того
    ввиду того    
    что    
следст­ что из так что
вия этого      
  следует?      
уступ­ несмотря хотя,
ки на что? несмотря    
  вопреки на то что.    
  чему? пусть.    
    пускай,    
    даром что    

 


 

©> 100. Используя таблицу упр. 99, уточните, какие виды при­даточных присоединяются к главной части только союзными словами. Приведите примеры подобных предложений.

Проведите морфологический разбор частей речи, которые выполняют в этих предложениях роль союзных слов.

©> 101. Определите виды сложноподчинённых предложений. Установите, в чём их сходство и в чём различие. При выполне­нии этой работы пользуйтесь таблицей упр. 99.

1) Во-первых, он уж был неправ, что над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно. (А. Пуш­кин) 2) Ветер, дуя на свободе, был так силён, что в чет­верть часа высушил меня совершенно. (А. Пушкин) 3) Ма­ло-помалу мне начинает казаться, что обо мне тоже вспо­минают. (А. Чехов) 4) Есть горы, что остались до сих пор как крепости невзятой высоты. (Л.Мартынов) 5)Между тем луна вошла в такую силу, что свет её лился на дно ов­рага, как бы рассеивая туман. (В. Солоухин)

1. Сделайте вывод об особенностях употребления союза что и союзного слова (местоимения) что в составе сложноподчинён­ного предложения.

2. Объясните лексическое значение выделенного слова, про­верьте себя по толковому словарику.

©> 102. Используя таблицу упр. 99, назовите подчинительные союзы-синонимы. Какие из них употребляются во всех стилях речи, какие используются в книжной речи, какие имеют разго­ворную окраску?

Составьте и запишите шесть сложных предложений с подчи­нительными союзами, учитывая их стилистическую принад­лежность.

103. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.

Установите, к какому виду сложноподчинённых предложе­ний они относятся.

Какие союзы-синонимы используются для связи частей сложноподчинённых предложений? Какие из этих союзов упот­ребляются в разговорной речи? Как вы думаете, в каких предло­жениях возможна замена одного подчинительного союза дру­гим (союзом-синонимом).

Составьте горизонтальные схемы данных предложений.

1) Когда на море вздымается волна то слышен (н..) шум пр..боя а хрустенье льда и шорох ос..дающего снега. (К. Паустовский) 2) Покамест слуги управлялись и возились г..сподин отправился в общую залу. (Н. Гоголь) 3) В то время как она вых..дила из гости..ой в передней послышался звонок. (Л. Толстой) 4) Лягу спать и ш..пчу стихи закрыв глаза пока не засну. (М. Горький) 5) Перед тем как изложить на бумаге свои воспом..нания Репин ра(с, сс)казывал их нескольким людям — мне моей семье случайным г..стям. (К.Чуковский) 6) Дверь была з..крыта но отв..рилась легко едва он нажал. (К. Федин)

1. Проведите морфемный и морфологический разбор глаго­лов 2-го предложения.

2. Определите, в чём сходство и в чём отличие слов отво­рить и отварить. Какое из них употреблено в последнем предло­жении и почему?

3. Найдите в предложениях устаревшие слова и формы. Объ­ясните их.

©> 104. Составьте и запишите сложноподчинённые предложе­ния, используя данную схему. Определите вид придаточного в каждом случае.


 

 


Учитель предложил съездить всем классом на экскурсию в Санкт-Петербург, который...

потому что...

несмотря на то что...

когда...

если...

чтобы...


 

 


105. Приведите примеры предложений, соответствующих данной синтаксической модели. Что является общим для всех этих предложений? Сделайте вывод.

зачем? с какой цель ю?

 


 

Возьмите на заметку!

В русском языке выделяется группа сложноподчи­нённых предложений, придаточные части которых нельзя назвать ни определительными, ни изъяснитель­ными, ни обстоятельственными. Это сложноподчинён­ные предложения с придаточными присоединитель­ными. Такие придаточные содержат дополнитель­ное, попутное, добавочное сообщение к со­держанию главной части сложноподчинённого предло­жения. В этом смысле такие придаточные часто при­ближаются по значению к вставным конструкциям.

Средством связи в них служат союзные слова что, отчего, зачем, почему, вследствие чего и др., которые как бы повторяют в обобщённой форме содержание главной части: 1) Враги его, друзья его, что, может быть, одно и то же, его честйли так и сяк. (А. Пушкин) 2) Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить наш путь тремя вёрс­тами. (А. Пушкин)

К присоединительным придаточным нельзя поста­вить вопрос, так как в главной части сложноподчинён­ного предложения нет слова, словосочетания, которые бы требовали наличия придаточной части.

D

®> 106. Проанализируйте сложноподчинённые предложения с придаточным присоединительным, обозначьте грамматические основы и союзные слова. Какими членами предложения явля­ются союзные слова?

1)Обе девицы надели жёлтые и красные башмаки, что бывало у них только в торжественные случаи. СА. Пушкин.) 2) Его не было дома, почему я и оставил записку. (А. Пушкин) 3) Фелисата Герасимовна, вероятно, к нам больше не придёт, чему я очень рад. (А. Островский)

4) Гусь взял в клюв другую верёвочку и потянул её, отче­го тут же раздался оглушительный выстрел. (А. Чехов)

5) На эту баржу нужно было взбегать по узкой, шаткой и длинной доске, чего я смертельно боялся. (К. Чуковский)

6) Присел Илька возле стола в последний раз, как это делают при разлуке все порядочные люди. (В. Астафьев)

§@

Схема разбора

сложноподчинённого предложения

1. Определить вид предложения по цели высказыва­ния; если оно восклицательное, отметить это.

2. Выделить грамматические основы предложения, указать главную и придаточную части предложения.

3. Определить вид придаточной части, указать союз (союзное слово) и указательное слово (если есть).

4. Составить графическую схему предложения (вер­тикальную или горизонтальную). Объяснить знаки препинания.

5. Главную и придаточную части разобрать как простые предложения.

Образец разбора






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.