Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема I. Феномен педагогики






АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра педагогики

 

 

Г.Б. Корнетов

 

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

 

Учебное пособие

 

 

2-е изд., перераб. и доп.

 

 

Допущено Учебно-методическим объединением

по специальностям педагогического образования

в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по педагогическим специальностям

(ОПД.Ф.02 – Педагогика)

 

АСОУ

ББК 74.03

УДК 37.01: 37(09)

К 67

 

Корнетов Г.Б. Общая педагогика: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – АСОУ, 2009. – 296 с.

 

ISBN 978-5-204-01938-3

 

Рассматриваются феномены педагогики, образования, воспитания, обучения, образовательной среды, анализируются деструктивные последствия образования, раскрываются смысл и значение дисциплины и свободы в образовании, особенности педагогики авторитета, манипуляции и поддержки, сущность и пути умственного и нравственного образования, характер и особенности образования человека как индивида, личности и индивидуальности, анализируется феномен демократической педагогики.

Пособие представляет собой учебно-методический комплекс, рассчитанный на 54 часа аудиторных занятий. Структурно содержание разделено на девять тем и 27 занятий. К каждому занятию даются программа, список основных понятий, вопросы, литература, материалы к изучению темы и фрагменты из педагогических текстов.

Студентам, изучающим курс " Педагогика", преподавателям педагогическим дисциплин.

 

ББК 74.03

УДК 37.01: 37(09)

 

 

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Академии социального управления

 

Рецензенты:

д-р пед. наук, чл.-корр. РАО В.Г. Безрогов,

канд. пед. наук, доцент Н.Б. Баранникова

 

 

ISBN 978-5-204-01938-3 © Корнетов Г.Б., 2009

© АСОУ, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие............................................................................................... 5

Тема I. Феномен педагогики

Занятие 1. Лекция " Педагогика как наука об искусстве воспитания и обучения человека" 7

Занятие 2. Лекция " Человек как предмет педагогики"...................................... 14

Занятие 3. Семинар " Как стать педагогом"........................................................ 25

Тема II. Образование, воспитание, обучение

Занятие 4 Лекция " Феномен образования"......................................................... 34

Занятие 5. Лекция " Воспитание и обучение как две подсистемы образования" 45

Занятие 6. Семинар " Главное условие педагогической эффективности образования" 54

Тема III. Образовательная среда

Занятие 7. Лекция " Феномен образовательной среды"..................................... 67

Занятие 8. Лекция " Проектирование образовательной среды".......................... 76

Занятие 9. Семинар " Воспитание и обучение через образовательную среду".. 85

Тема IV. Деструктивные последствия образования

Занятие 10. Лекция " Проблемы и противоречия образования"......................... 95

Занятие 11. Лекция " Образование как принуждение и насилие"........................ 111

Занятие 12. Семинар " Деформация человека в образовании"........................... 123

Тема V. Дисциплина и свобода в образовании

Занятие 13. Лекция " Место и роль дисциплины в образовании"....................... 135

Занятие 14. Лекция " Свобода как ценность, цель, средство и условие образования" 146

Занятие 15. Семинар " Пути и способы поддержания дисциплины и реализация принципа свободы в образовании" 155

Тема VI. Авторитет, манипуляция и поддержка в образовании

Занятие 16. Лекция " Педагогика авторитета"...................................................... 165

Занятие 17. Лекция " Педагогика манипуляции и педагогика поддержки"........ 175

Занятие 18. Семинар " Реализация педагогики авторитета, манипуляции и поддержки в образовании" 186

Тема VII. Умственное и нравственное образование человека

Занятие 19. Лекция " Умственное образование".................................................. 198

Занятие 20. Лекция " Нравственное образование"............................................... 205

Занятие 21. Семинар " Пути и способы умственного и нравственного образования" 214

Тема VIII. Образование человека как индивида,
личности и индивидуальности

Занятие 22. Лекция " Индивидные свойства человека в образовании".............. 229

Занятие 23. Лекция " Образование личности человека"...................................... 239

Занятие 24. Семинар " Образование индивидуальности человека".................... 244

Тема IX. Горизонты демократической педагогики

Занятие 25. Лекция " Сущность и особенности демократической педагогики". 254

Занятие 26. Лекция " Образ демократической школы"....................................... 262

Занятие 27. Семинар " Метод проектов и продуктивное обучение в демократической школе" 274

Литература................................................................................................... 288

Приложения:

1. Примерное планирование занятий............................................................... 290

2. Список имен.................................................................................................. 291

 

 


Предисловие

Образование так же древне, как и само человечество. Оно возникло одновременно с обществом, развивалось и модифицировалось на протяжении всей его истории. Уже в глубокой древности люди пришли к пониманию огромной роли воспитания и обучения как в жизни отдельного человека, так и в жизни социума. Они пытались осмыслить опыт педагогической деятельности, понять причины удач и неудач в деле воспитания и обучения, сформулировать цели образования, определить оптимальные пути, способы и средства их достижения.

В первобытных общинах каменного века взрослые заботились о воспитании каждого ребенка, а подростки могли стать полноправными членами первобытных коллективов только пройдя цикл обрядов посвящения, составной частью которых было обязательное обучение.

" Полезен для тебя будет даже один день в школе", – внушали учащимся в Древнем Египте. " Наставь юношу при начале пути его; он не уклонится от него, когда и состареет", – говорилось в Библии. " Человек может исполнить свой долг перед предками и выполнить свою священную религиозную обязанность, только родив детей и дав им достойное воспитание, учили " Упанишады" последователей индуизма.

Двадцать пять веков назад в Древнем Китае Конфуций утверждал, что первейшая обязанность мудрого правителя – накормить народ и дать ему достойное образование. На другом конце евразийского континента 100 лет спустя " мудрейший из греков" Сократ убеждал афинян, что лишь посредством образования человека можно сделать добродетельным, а общество справедливым. Его ученик, великий Платон, считал образование важнейшей функций государства, без правильного осуществления которой невозможно построить идеальное общество.

Христианство возникло как великий проект перевоспитания человечества…

На протяжении веков и тысячелетий появлялись все новые педагогические проекты, призванные сделать людей совершенными, добродетельными, счастливыми, а государство и общество – идеальными и совершенными. Целая эпоха получила название " Век Просвещения". Ее идеологи видели в просвещении народа важнейшее условие морального совершенствования человечества, распространения знаний, залог прогрессивного развития общества.

И сегодня в перспективе XXI столетия образование рассматривается как важнейшая движущая сила развития постиндустриальной цивилизации – общества, основанного на знаниях.

Человеческая жизнь устроена таким образом, что каждый из нас постоянно оказывается то в позиции ученика-воспитанника, то в позиции учителя-воспитателя. Искать ответы на вопрос, как вести себя в педагогических ситуациях, приходится и профессиональным учителям, и воспитателям, и тем, кто оказывается таковыми в силу различных жизненных обстоятельств.

В настоящем пособии рассматриваются феномены педагогики, образования, воспитания, обучения, образовательной среды, анализируются деструктивные последствия образования, раскрываются смысл и значение дисциплины и свободы в образовании, особенности педагогики авторитета, манипуляции и поддержки, рассматриваются сущности и пути умственного и нравственного воспитания, характер и особенности образования человека как индивида, личности и индивидуальности, анализируется феномен демократической педагогики.

 


Тема I






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.