Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пределы надзора за исполнением законов




• относительно круга объектов надзора,

• относительно актов, надзор за исполнением которых осуществляют прокуроры,

• характер прокурорского надзора и характер мероприятий, рекомендуемых прокурорами в целях устранения нарушений закона, их причин и способствующих им условий и др.

3.Цели прокурорского надзора – это обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты охраняемых законом интересов общества и государства. Задачи прокурорского надзора: своевременное выявление нарушений закона; своевременное устранение нарушений закона; предупреждение нарушений закона. Осн.направления деятельности прокуратуры - пути реализации надзорной и др.функций прокуратуры, не получившие в данный период законодательного закрепления, в целях решения стоящих перед государством, обществом и органами прокуратуры задач, определяемых степенью их актуальности и особенностями конкретно-исторической ситуации. Перечень:

o надзор за соответствием Конституции РФ и федеральному законодательству правовых актов законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации, органов МСУ и ведомственных нормативных актов;

o защита закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина в области трудовых, жилищных, экологических, избирательных и иных правоотношений в социальной сфере;

o соблюдение бюджетного, налогового законодательства, законов о государственной и муниципальной собственности, предупреждение нарушений в кредитно-финансовой сфере;

o противодействие коррупции и нарушениям законодательства о государственной и муниципальной службе;

o пресечение и предупреждение нарушений законов о борьбе с экстремизмом и терроризмом, о безопасности на транспорте, предприятиях оборонно-промышленного комплекса и объектах повышенной опасности, использующих радиационные, взрыво- и пожароопасные материалы, сильнодействующие, отравляющие и ядовитые вещества;

o обеспечение противодействия распространению наркоугрозы;

o соблюдение в Вооруженных силах РФ, других воинских формированиях законодательства об обороне, о целевом использовании бюджетных средств, выделенных, в том числе в рамках Государственного оборонного заказа, на закупку техники и военного имущества, о сохранности оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, защита социальных прав и гарантий военнослужащих;

o взаимодействие со средствами массовой информации.

4.Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов:

• полномочия по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий;

• полномочия по устранению нарушений закона;



• полномочия по предупреждению нарушений закона.

Полномочия по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий

• путем непосредственного обнаружения прокурором фактов противоправных действий (бездействия),

• путем истребования и изучения необходимых документов,

• путем получения информации от физических лиц,

• путем использования помощи специалистов.

Полномочия по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий

• право прокурора по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, надзор за исполнением законов которыми осуществляет прокурор.

• прокурор вправе иметь доступ к документам и материалам.

• прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных выше органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

• право прокурора вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона.

• прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.

• прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

• прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов проведения ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

• прокурор вправе проводить проверки исполнения законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушений законов.



Полномочия прокурора по устранению нарушений закона

• право прокурора или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждать производство об административном правонарушении;

• право прокурора или его заместителя требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности (дисциплинарной, материальной);

• право прокурора или его заместителя в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего ФЗ, освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

• право прокурора или его заместителя в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего ФЗ, опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

• право прокурора или его заместителя в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего ФЗ, вносить представление об устранении нарушений закона.

 

5.Прокурорские проверки исполнения законов — это основное правовое средство выявления, пресечения правонарушений и установления обстоятельств, им способствующих. Виды прокурорских проверок

Первичные: целевые (проверяется исполнение законов, регулирующих однородные общественные отношения), комплексные (проверяется исполнение законов, регулирующих разнородные общественные отношения) , сквозные (проверяется исполнение законов на всех уровнях, во всех или многих органах данной отрасли, министерства), совместные (проводятся во взаимодействии с другими органами власти или контроля), одновременные (проводятся параллельно в разных органах) . Вторичные (контрольные) проверки: повторные (устанавливает, какое влияние оказала первичная проверка), результативности актов прокурорского надзора (реагирования) или фактического устранения нарушений законов, показательные.

Требования к проведению проверок:своевременность иполнота
Этапы проведения проверки:

• подготовительный этап;

• этап проведения проверки;

• анализ полученных в ходе проверки данных о нарушениях закона;

• реагирование прокурора на выявленные нарушения закона;

• оценка результативности проверки и мер реагирования.

6.В процессе проверок законности актов, изданных любым органом, прокурор, как правило, выясняет такиевопросы:
– правомочен ли был орган издавать акт по данному вопросу, и не входит ли решение этого вопроса в компетенцию другого органа. Иными словами, не нарушена ли органом его законная компетенция, не вышел ли он за ее пределы;
– не допущено ли в акте нарушение материального закона по существу, т.е. тех законов, которые применены при издании акта;
– не ограничивает ли акт права и свободы граждан, законные интересы юридических лиц;
– не устанавливаются ли актом обязанности граждан, не предусмотренные Конституцией и законамиРФ, а также конституциями, уставами и законами республик и других субъектов федерации;
– не содержит ли акт разрешения запрещенных законом действий;
– не содержится ли в акте сведений о совершении преступлений и других правонарушений;
–соответствует ли содержание акта фактическим обстоятельствам (жизненной ситуации). Дело в том, что внешне акт может выглядеть вполне законным, хотя в действительности он не соответствует фактическим обстоятельствам;
– содержат ли акты, в особенности изданные представительными и исполнительными органами и органами местного самоуправления, указания на финансовые, материально-технические и организационные средства, необходимые для обеспеченияихвыполнения;
– не противоречит ли правовой акт ранее принятым тем же органом актам;
– соблюден ли порядок принятия или издания акта, закрепленный в регламенте органа;
– содержитли акт необходимые реквизиты:номер, дату принятия издания, подписи и другие, и указан ли срок вступленияегов силу;
– каковы причины издания незаконных актов и условия, способствующие этому.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал