Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольные задания, задачи, тексты для анализа к теме 2.






1. Лао цзы. «Дао дэ цзин» 1.

 

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ Путь

ПЕРВЫЙ ЧЖАН

Постоянный Путь составляется из возможности выбора Пути и

невозможности выбора Пути.

Постоянное имя составляется из возможности выбора имени и

невозможности выбора имени.

Отсутствием именуется начальное действие Неба-Земли.

Наличием именуется рождение-материнство мириад сущностей.

Причинность:

Стремление к постоянному отсутствию осуществляет созерцание

тончайшей тайны.

Стремление к постоянному наличию осуществляет созерцание его

внешнего проявления.

Эта пара представляет собой общность исхода при различии

наименования.

Если определить вместе, то это будет непостижимая тайна.

Пытаясь проникнуть в эту тайну, придешь только к тайне.

Это врата для появления множества тончайших начал.

ВТОРОЙ ЧЖАН

В Поднебесной всегда, узнав красоте, начинают осуществлять красивое.

И вот — уже безобразное.

Всегда, узнав о совершенствовании, начинают осуществлять

совершенствование.

И вот — уже не-совершенствование.

Причинность:

В контакте наличия и отсутствия происходит рождение.

В контакте трудного и легкого происходит становление-завершение.

В контакте длинного и короткого появляется форма.

В контакте высокого и низкого происходит потеря равновесия.

В контакте звука и голоса осуществляется согласие.

В контакте переднего и заднего появляется следование.

Это дает:

Человек мудрости пребывает в осуществлении отсутствия.

Таково его дело.

Совершает действия без пояснений словами.

Таково его учение.

Ведь мириады сущностей совершают работу,

а нет оформления в словах.

Происходит рождение,

а нет обладания.

В осуществлении нет отождествления.

При успешном завершении нет пребывания в этом.

А коли нет пребывания в этом,

то нет и исчезновения.

ТРЕТИЙ ЧЖАН

Если не восхвалять умелость, тогда народ не соперничает.

Если не придавать ценности трудно достающимся товарам,

тогда в народе не будет воровства.

Если не смотреть не то, что может вызвать стремление,

тогда в сердце-сознании народа не будет смуты.

Это дает:

Человек мудрости, упорядочивая —

Поддерживает состояние пустоты в своем сердце-сознании.

Поддерживает ощущение полноты в своем животе.

Делает слабыми свои волеустремления.

Делает сильными свои кости.

Постоянство позволяет народу пребывать в отсутствии знания и

отсутствии стремления.

Это приводит к тому, что даже знающий не осмеливается осуществлять-

действовать.

Когда осуществляется осуществление отсутствия,

тогда отсутствует беспорядок.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЧЖАН

В срединной пульсации происходит функционирование Пути.

Невозможно, чтобы случилось заполнение.

В бездонности своей он —

будто бы прародитель мириад сущностей.

Затупляет их остроту.

Разрубает их путы.

Смягчает их сияние.

Объединяет их прах.

В прозрачности своей он —

будто бы возможность существования.

 

Сущность моя не знает, чье это порождение.

Предшествует первопредку всех образов.

 

***

Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао.

Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное

есть начало неба и земли, обладающее именем — мать всех вещей...

 

***

Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он

существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа его

любить и возвышать. Еще хуже те правители, которых народ боится, и

хуже всех те правители, которых народ презирает. Поэтому, кто не

заслуживает доверия, не пользуется доверием [у людей]. Кто вдумчив и

сдержан в словах, успешно совершает дела, и народ говорит, что он

следует естественности.

 

***

Знающий людей благоразумен. Знающий себя просвещен.

Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя могуществен.

Знающий достаток богат. Кто действует с упорством, обладает волей. Кто

не теряет свою природу, долговечен. Кто умер, но не забыт, тот

бессмертен.

 

2. Конфуций. «Лунь юй» 1

ГЛАВА ПЕРВАЯ. «СЮЭ ЭР»

1. Учитель сказал: «Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно? Встретить друга, прибывшего издалека, разве это не

радостно? Человек остается в неизвестности и не испытывает обиды, разве

это не благородный муж?».

2. Ю-цзы сказал: «Мало людей, которые, будучи почтительными к

родителям и уважительными к старшим братьям, любят выступать против

вышестоящих. Совсем нет людей, которые не любят выступать против

вышестоящих, но любят сеять смуту. Благородный муж стремится к

основе. Когда он достигает основы, перед ним открывается правильный

путь. Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям

— это основа человеколюбия».

3. Учитель сказал: «У людей с красивыми словами и притворными

манерами мало человеколюбия».

4. Цзэн-цзы сказал: «Я ежедневно проверяю себя в трех отношениях: преданно ли служу людям, искренен ли в отношениях с друзьями,

повторяю ли заповеди учителя?».

5. Учитель сказал: «Управляя царством, имеющим тысячу боевых

колесниц, следует серьезно относиться к делу и опираться на доверие, соблюдать

экономию в расходах и заботиться о людях; использовать народ в

соответствующее время».

6. Учитель сказал: «Молодые люди должны дома проявлять

почтительность к родителям, а вне его — уважительность к старшим,

серьезно и честно относиться к делу, безгранично любить народ и

сближаться с человеколюбивыми людьми. Если после осуществления

всего этого у них останутся силы, их можно тратить на чтение книг».

7. Цзы-ся сказал: «Если кто-либо вместо любви к прекрасному избирает

уважение к мудрости, отдает все свои силы служению родителям, не

щадит своей жизни, служа государю, правдив в отношениях с друзьями, то, хотя о нем и говорят, что он не обладает ученостью, я обязательно

назову его ученым человеком».

8. Учитель сказал: «Если благородный муж не ведет себя с достоинством, он не имеет авторитета, и, хотя он и учится, его знания не прочны.

Стремись к преданности и искренности; не имей друзей, которые бы

уступали тебе [в моральном отношении]; совершив ошибку, не бойся ее

исправить».

9. Цзэн-цзы сказал: «Если должным образом относиться к похоронам

родителей и чтить память предков, то мораль в народе будет все более

укрепляться».

10. Цзы-цинь спросил Цзы-гуна: «Когда учитель прибывал в какое-нибудь

царство, он обязательно хотел услышать, как оно управляется. Он сам

спрашивал об этом или же ему рассказывали?». Цзы-гун ответил:

«Учитель был мягок, доброжелателен, учтив, бережлив, уступчив и

благодаря этому узнавал [об управлении]. Он добивался этого не так, как

другие».

11. Учитель сказал: «Если при жизни отца следовать его воле, а после его

смерти следовать его поступкам и в течение трех лет не изменять

порядков, заведенных отцом, то это можно назвать сыновней

почтительностью».

Учитель сказал: В пятнадцать лет я ощутил стремление учиться; в

тридцатилетнем возрасте я утвердился; достигнув сорока, освободился от

сомнений; в пятьдесят познал веление Неба; в шестьдесят мой слух обрел

проникновенность; с семидесяти лет я следую желаниям сердца, не

нарушая меры

- Не печалься о своем несовершенстве; Не печалься, что тебя никто не

знает, Но стремись к тому, чтоб заслужить известность.

- Учитель сказал: Благородный муж постигает справедливость. Малый

человек постигает выгоду.

- Учитель сказал: Встретив достойного человека, стремитесь с ним

сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя.

- Учитель сказал: Кто не меняет путь отца три года после его смерти, тот

может называться почитающим родителей.

- Учитель сказал: Древние предпочитали промолчать, стыдясь, что могут

не поспеть за словом.

- Кто-то сказал: Юн человечен, но лишен красноречивости.

Учитель ответил:

– Зачем ему красноречивость? Кто ищет в бойком языке свою защиту, тот

часто будет ненавидим. Не знаю, обладает ли он человечностью, но зачем

ему красноречивость?

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.