Номер раздела, темы
занятия
| Название раздела, темы,
перечень изучаемых вопросов
| Количество аудиторных часов
|
|
|
|
лекции
| практические (семинарские) занятия
| Лабораторные занятия
| Управляемая самостоятельная работа
| Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)
| Литература
| Формы контроля знаний
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 1
| Философия в исторической динамике культуры
|
|
|
|
|
|
|
|
Модуль 0
| Введение в учебную дисциплину «Философия»
1. О понятии и задачах философии.
2. Философия как способ самопознания человека.
3. Образ философии в истории культуры
|
|
|
|
|
| 1-6 доп.; 40
|
|
Модуль 1
| Философия как социокультурный феномен.
1. Понятие мировоззрения.
2. Структура и исторические типы мировоззрения.
3. Генезис и специфика философии как рационально-теоретического мировоззрения.
4. Проблемное поле философии.
5. Взаимосвязь философии и науки искусства, морали, религии.
6. Язык философии.
|
|
|
|
| Сх. 1
| 1-6 доп.; 40
| Опрос
|
Модуль 2
| Исторические типы классической философии.
|
|
| |
|
|
| Опрос. Тесты. Письменное обоснование ответа по тесту. Собеседование.
|
| 1. Философская мысль древнего Востока.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.Древнегреческая философия, ее периодизация и основные проблемы.
|
|
|
|
|
| 5; 6; 15; 47; 42
|
|
| 3. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре.
Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков. Полемика о природе универсалий.
|
|
|
|
|
| 2; 27; 30; 36; 62
|
|
| 4. Философские идеи эпохи Ренессанса
|
|
|
|
|
| 15; 33; 39
|
|
| 5. Проблема самоопределения философии в эпоху Нового Времени. Дилемма эмпиризма и рационализма.
|
|
|
|
|
| 8; 18; 53; 55
|
|
| 6. Социально-исторические и мировоззренческие основания эпохи Просвещения.
|
|
|
|
|
| 53-55
|
|
| 7. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции. Социальная философия марксизма
|
|
|
|
|
| 12; 16; 23; 31;
|
|
Модуль 3
| Становление и основные направления развития неклассической философии.
|
|
| |
|
|
| Опрос.Тест. Письменное обоснование ответа по тесту. Собеседование
|
| 1.Классика и современность: две эпохи в развитии европейской философии.
| |
|
|
|
| 4; 41; 53; 63
|
|
| 2. Становление иррационалистической традиции в неклассической философии (С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше).
| |
|
|
|
|
|
|
| 3. Исторические формы философии позитивизма.Постпозитивизм.
| |
|
|
|
| 3; 10; 28; 48; 58
|
|
| 4. Экзистенциально-феноменологическая стратегия в современной философии.
| |
|
|
|
| 7; 17; 22; 51; 61; 65
|
|
| 5. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры.
| |
|
|
|
| 2; 30; 50; 57
|
|
| 6. Современная философская герменевтика. Философия постмодернизма.
| |
|
|
|
| 11; 20; 26; 59
|
|
Модуль 4
| Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.
|
|
| |
|
|
|
|
| 1. Философия как форма осмысления национальных и культурных традиций.
2. Основные этапы развития белорусской философии.
3. Национальное самосознание и национальная идея белорусов.
|
|
|
|
|
| 1; 13; 14; 37; 38; 45; 46; 52; 56; 60
| Опрос.Тест. Письменное обоснование ответа по тесту. Собеседование
|
Раздел 2
| Основные проблемы современной философии
|
|
| | | | | |
Модуль 5
| Философия бытия
|
|
| –
|
|
|
| Опрос. Тест. Письменное обоснование ответа по тексту. Собеседование.
|
| 1. Онтология как философское учение о бытии. Бытие материальное и идеальное.
|
|
|
|
|
| 2; 12; 15; 19; 24; 26; 82
|
|
| 2. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
|
|
|
|
|
| 24; 30
|
|
| 3. Динамическая организация бытия. Движение и развитие как атрибуты бытия.
|
|
|
|
|
| 24; 25; 30; 47; 47; 56
|
|
| 4. Диалектика, ее сущность и исторические формы. Принципы, законы и категории диалектики.
|
|
|
|
| Сх. 5, 6
| 24; 25; 26; 30; 47; 56
|
|
| 5. Пространственно-временная организация бытия. Основные философские концепции пространства и времени.
|
|
|
|
| Сх. 3, 4
| 30; 47; 66; 91
|
|
| 6.Философия природы
|
|
|
|
|
|
|
|
Модуль 6
| Философская антропология
|
|
| |
| | | Опрос. Тест. Письменное обоснование ответа по тексту. Собеседование.
|
| 1. Учение о человеке в структуре философского знания.
|
|
|
|
|
| 1; 8; 9; 20; 42; 84
|
|
| 2. Концепции антропогенеза в философии и науке. Биосоциальная природа человека.
|
|
|
|
|
| 1; 8; 30; 88
|
|
| 3. Деятельность как сущностная характеристика человека.
|
|
|
|
|
| 1; 4; 8; 25; 42; 47; 84; 88
|
|
| 4. Социализация, образование и коммуникация в становлении личности. Проблема смысла жизни.
|
|
|
|
|
| 1; 4; 8; 25; 42; 47; 84; 88
|
|
| 5. Сознание человека как предмет философского анализа.
|
|
|
|
|
| 33; 40; 41; 46; 58; 63; 65; 81; 89
|
|
| 6. Общественное и индивидуальное сознание.
|
|
|
|
|
| 33; 40; 41; 46; 58; 63; 65; 81; 89
|
|
Модуль 7
| Теория познания и философия науки.
|
|
| |
| | | |
| 1.Основные типы познания и проблема познаваемости мира
| | | | | | 18; 27; 38; 50; 61; 67
| |
| 2.Предмет и основные понятия теории познания.
| | | | | |
| |
| 3.Основные формы чувственного и рационального познания. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе
| | | | | | 27; 35; 67
| |
| 4.Познание и практика.
| | | | | | 27, 35; 55
| |
| 5.Понятие истины и её критерии.
| | | | | | 35; 55;; 57
| |
| 6.Понятие науки и ее основные аспекты. Функции науки в современном обществе.
| | | | | | 7; 35; 38; 44
| |
| 7. Специфика научного познания. Формы теоретического осмысления познавательных действий в науке (теория познания, методология и логика науки).
| | | | | | 35; 38; 44; 71
| |
| 8. Структура научного исследования.
| | | | | | 35; 38; 44
| |
| 9. Генезис, структура и функции основных форм научного знания (факт, проблема, гипотеза, теория).
| | | | | Сх. 7, 8, 9, 10
| 35; 38; 44
| |
| 10.Научные революции.
| | | | | Сх. 10
| 35; 44; 52
| |
| 11. Этика науки и ее роль в становлении современного типа научной рациональности.
| | | | | | 38; 55; 59; 70; 79
| |
| 12.Критерии государственных научно-технических приоритетов и экономика.
| | | | | | 36; 38; 44; 52; 66; 75; 76
| |
Модуль 8
| Социальная философия
|
|
| |
| |
| Опрос, тестирование, собеседование, письменное обоснование ответа по тесту.
|
| 1. Природа социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли.
|
|
| –
| –
|
| 4; 17; 31; 48, 90
|
|
| 2. Общество как система. Социальная структура общества.
|
|
|
|
|
| 4; 17; 31; 48
|
|
| 3. Феномен власти в жизни общества. Политическая организация общества в цивилизационной динамике.
|
|
|
|
|
| 14; 16; 22; 39; 51; 54; 69
|
|
| 4. Роль идеологии в жизни общества.
|
|
|
|
|
| 41; 54; 77
|
|
| 5. Социальные отношения и социальные противоречия. Проблема источников, движущих сил и субъектов социальной динамики.
|
|
|
|
|
| 4; 17; 31; 48
|
|
| 6. Эволюция и революция в общественной динамике. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.
|
|
|
|
|
| 3; 5; 34; 68; 72; 73
|
|
| 7. Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Техника и её роль в истории цивилизаций.
|
|
|
|
|
| 4; 17; 31; 66; 86
|
|
| 8. Понятие культуры. Культура и духовная жизнь общества.
|
|
|
|
|
| 21; 28; 32; 37; 45; 48
|
|
Модуль-резюме
|
| |
|
|
|
|
|
|
| 1. Философия и экологические императивы современной цивилизации.
|
|
|
|
|
| 1-15
|
|
| 2. Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики
|
|
|
|
|
| 10-15
|
|
Модуль контроля
| Тест или контрольная работа
|
|
|
|
|
|
|
|