Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поэзия в «непоэтическую эпоху». «Русские второстепенные поэты».




Я.П. Полонский как «летописец времени». Антропоцентизм мировоззрения. Проблема «человек и мир», специфика ее решения: «непреодолимая черта». Метаморфозы мира и метафоры души. Включение «другой точки зрения» как прием и его функции. Прием раздвоенного субъекта и его функции. Двоение и единство мира (комический и трагический лики) в театрализованной истории. Жанры (стихотворные новеллы, фантазии, сны и т.д.). «Сон» и «театр» как структурообразующие начала лирики. Женский характер и поэтическое исследование закономерностей бытия: «исторический» пласт (триптих «Весталка», «Кассандра», «У Аспазии»), «современный» («Затворница», «Натурщица», «Наивная жалоба») и «фантазийный» («Холодеющая ночь», «Зимняя невеста», «Царь-девица»).

А.Н. Майков. Эстетическая программа поэта-живописца. Антологический жанр и его поэтическая интерпретация: принцип пластики и принцип субъективности, реализующиеся в форме дум, видений, снов, грез. Скульптурность и декоративность как черты античности Майкова. Живописность пейзажей (игра пространственными планами, раздвижение пространства, цвет, музыка, символика замкнутого пространства и т.д.) как игра со зрителем, ее античные корни. Игра на соотношении иллюзии и реальности как принцип организации лирического сюжета. Оппозиция мужского/женского в поэтической картине мира.

Ап. Григорьевкак «последний романтик». Юношеская лирика и тенденция к циклизации. Концепция бытия и любви в «коршевском цикле». Цикл как «лирический дневник» («двоение» героини, редуцированный диалог и т.д.). «Слово» и «молчание» в поэзии Ап. Григорьева. Молитвенное слово. «Диалогичное слово» в поэзии петербургского периода. Искусство как посредник в «диалоге душ». Преодоление риторики. Тенденция к романизации. «Москвитянский период»: трансформация жанров (послания, подражания, сатира). Исповедальность и эпичность «Дневника любви и молитвы». Цикл «Борьба». Поздняя лирика.

А.К. Толстой. «Искатель всеединства Культуры». Триада Истина – Добро – Красота как основа романтической эстетики и поэтического мира. Поэт-философ и проблема искусства. Концепция Слова. Усадебная поэзия и лирический пейзаж. Пантеизм. Поэтика времен года. Параллелизм человека и природы. Мотивы. История и поэзия (Баллады и др. жанры). «Миллеровский цикл» как лирический дневник и история любви. Философия любви. Фольклоризм (песня как жанр и т.д.). «Прямолинейный поэт» (точность и ясность без недоговоренности, чистота линий и цвета и т.д.).

Козьма Прутков как литературная мистификация. Пародия как жанр и художественный принцип.

Пародийное творчество поэтов-«искровцев». Вторичность поэтического мира: «отражение отражения». Маски, однолинейность и одноплановость пародируемых литературных фактов и явлений, жанровых форм и творческих манер.



Женская поэзия. Е. Ростопчина.Женщина-литератор: парадокс существования между полюсами«поэт без имени» и «чужим» именем («Коринна»). Лермонтовские мотивы. «Светская муза» Ростопчиной и поэзия как лирический дневник («молчание» и «разговор»). Романтическое изображение души: автобиографический подтекст, исповедальность, небрежность рифм, энергия выражения. Метафора жизнь-бал и ее структурообразующая роль. Бал как кульминация женской судьбы и сакральное пространство обретения значимости женской сущности. «Блеск» и «шум» в эстетике бала. Мотивы похищения, соперничества, очарования, забвения. Бал и стихия инфернального. «Московский» и «петербургский» тексты Ростопчиной. Итальянская тема.

К. Павлова. Маргинальность позиции: между западниками и славянофилами, принадлежность к мужскому творческому союзу и «сестричеству», драматизм метаний между женщиной и поэтом. Эзотеризм жизненной философии и поэтической концепции истории. Жанровая пестрота ранней поэзии Поэтическая риторика в историософских поэтических опытах. Метафора жизнь-бал в семантическом поле жизни: мотивы соперничества с судьбой и поединка воль. Романтический мотивы поэта и толпы, враждебности судьбы. «Утинский цикл»: любовь как «поединок роковой». Поэзия исследования и самопознания, развертывающая жизнь души. Аналитизм, мистический психологизм, сдержанная закрытость как черты поэтики.

·

· И.С. Тургенев (1818-1883)

Русский дворянин и «гражданин мира». Романтизм и «натуральная школа» в художественной системе раннего Тургенева (лирика, поэмы, повести).



«Записки охотника» как «физиология» русской деревни и русской усадьбы 40-х годов. Замысел и его поэтапная реализация. Преодоление влияния «натуральной школы» в изображении народа (общечеловеческие типы, их соотнесенность с архетипами).

Человек и природа в цикле. «Записки охотника» как художественное целое, принципы циклизации. Автора и рассказчик в цикле. Сквозные мотивы, типы, хронотоп. Сюжетно-композиционные принципы. Лиризм. «Лес и степь» как завершение цикла, его мощный музыкальный аккорд.

Повести Тургенева. Творческий эксперимент в повестях 40-х гг. «Андрей Колосов»: характеры и ситуации, проблема осмысления человеческого поведения. Типология повестей. Повести 50-х годов («Фауст», «Дневник лишнего человека», «Первая любовь», «Ася») и их отличие от социальной повести «натуральной школы». Традиции дневниково-эпистолярной формы. Тип «лишнего человека» и «русский Гамлет». Концепция счастья и долга («Фауст»). Диалог критика с автором повести «Ася» (Чернышевский «Русский человек на rendez-vous»).

Таинственные повести Тургенева. «Таинственное» в повестях 50-х гг., его мотивировки («Три встречи» и др.). Повести 60-70-х гг. («Призраки», «Сон», «Песнь торжествующей любви» и др.). Концепция таинственного у Тургенева. «Таинственное» как структурообразующий принцип повестей. Двойная мотивировка таинственного в авторском повествовании. Сфера подсознательного и ее художественное исследование (функция снов, видений и т.д.). Автор и рассказчик, субъективация авторского повествования. «Странный» Тургенев и «мистическое» в повестях.

Романное творчество. Типологические черты тургеневского романа (романы-эскизы, монороманы, «испытание любовью», герой и героиня, эстетическая функция пейзажа, композиционные принципы: функции предысторий, мотив странничества, трагические финалы). Тургеневская концепция человека («Гамлет и Дон Кихот») и ее художественная реализация. Специфика психологизма (мастерство «тайной психологии»).

«Рудин». Смысл названия. Концепция героя времени и образ Рудина. «Гамлетовское» и «донкихотское» в Рудине. Соотношение «гениальности» и «натуры» в личности Рудина, метафизика натуры в понимании Тургенева. «Тургеневская девушка» (Наталья Ласунская) в художественной системе романа. Испытание любовью как кульминация романа. Система персонажей в романе: Рудин в меняющемся зеркале персонажей. «Чужое слово» о Рудине: его истина и ложь, мотивировка полярных оценок. Сюжетная и внесюжетная истории Рудина, их соотношение. Мотив дороги и его семантика. Неоднозначность трактовки «бездомности», «неприкаянности», «неуживчивости» Рудина: эмпирический и метафизический планы (вариации романтического конфликта одаренной личности с «толпой», проявление высокой духовности). Историческая несостоятельность героя и его человеческая трагедия. «Объективная» манера Тургенева и авторская позиция. Проблема финала.

«Дворянское гнездо». Поэтика названия и реализация смыслов заглавия в художественной структуре текста («птичья семантика» и ее метафорические метаморфозы). Историческая и социальная предопределенность трагической коллизии романа. Герой в свете авторской концепции личности. Лиза как «сознательно-героическая натура». Проблема счастья и долга, философское обоснование трагической судьбы героев. Музыка в романе и образ Лемма. Значение эпилога.

«Накануне». Семантика заглавия. Полисемия «кануна» в сюжетном строении и в философском содержании. Новая концепция героя: Инсаров в ряду тургеневских героев (донкихотское и гамлетовское начало в нем). Система персонажей, соперничество как элемент сюжета, «двойная» оценка Инсарова. Тургеневская героиня. Психологизм (роль дневников, снов и т.д.). Автор и герой. «Закрытость» персонажа и ее мотивировки. Семантика болезни героя и ее функция. Функция запахов в романе как выявление подсознательного. Проблема счастья и долга и авторская концепция трагического в романе. «Мистическое» в романе. Проблема финала. Диалог Тургенева с критиком (авторская концепция и истолкование романа Н. Добролюбовым).

«Отцы и дети». Место романа в творческой эволюции. Смысл заглавия. Диалогичность конфликта. Художественная структура и диалогичность авторской концепции. Новая концепция характера: трагическое в Базарове («самоломанный» герой). Базаров и нигилизм. Гамлетовские и донкихотские черты в облике Базарова. Базаров на rendez-vous. «Поединок роковой» и наказание любовью. «Испытание героя»: идеологический и метафизический уровни сюжета. Базаров как победитель и побежденный. Автор и герой.

Одинцова в галерее женских характеров Тургенева.

Противоречие догмы и «живой жизни» в жизненных позициях Базарова и Павла Петровича Кирсанова, соотнесенность внесюжетной истории Павла Петровича и сюжетной Базарова (человек перед вечными законами бытия).

Композиционные принципы: функции предысторий, элементы драматизации в структуре, прием субъективации авторского повествования, два круга путешествий, трансформация ситуации дуэли, функция снов, функции пейзажа, эпилог и символический смысл картины кладбища. Критика о романе.

«Дым» в ряду тургеневских романов. Новые черты романной поэтики: соотношение сюжетной и внесюжетной историй Литвинова и Ирины. Трагическая концепция любви и ее реализация, двугеройность романа, тип героя (снижение «красивого» героя), автор и Потугин в идеологическом конфликте романа, новый тип героини - «инфернальницы». Мотивика и мифологический уровень сюжета. Сатирическая и публицистическая тенденция в романе. Эпилог. Семантика заглавия.

«Новь». Эволюция тургеневского героя. Художественная интерпретация «хождения в народ»: трагическое и комическое. Герои в свете авторской концепции «Гамлета» и «Дон Кихота». Предопределенность трагического финала Нежданова. Марианна в ряду тургеневских героинь. Поэтика заглавия.

Стихотворения в прозе. Жанр «стихотворений в прозе» в русской и зарубежной литературе. «Стихотворения в прозе» – итог философских раздумий Тургенева и итог творчества. Самораскрытие авторского сознания. Лиризм. Тематическое, биографическое и структурное единство цикла. Фрагментарность и эстетическая целостность жанра. Лирический герой цикла. Судьба художника и судьба Родины. Лиро-эпическая целостность «стихотворений». Поэтический язык и ритмизация прозы.

Тургенев и русская культура XX в.

Е годы

· Демократическая проза 60-х гг.

Шестидесятые годы как историческая эпоха, сформировавшая принципы демократической прозы. Роль материалистической эстетики Чернышевского, Добролюбова и Писарева в развитии демократической литературы. Жизненный и творческий путь писателей-разночинцев (Н.Г. Помяловский, В.А. Слепцов, Ф.М. Решетников, Н. Успенский, Левитов и др.). Трагизм судьбы.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал