Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гальваническое покрытие - щит от коррозии
Дмитрий СМАГИН, Покрытие стальных деталей цинком - простой, доступный и эффективный способ предохранения их от ржавчины. Можно, нарастив толстый слой этого металла, восстановить размеры изношенной детали. То, что хочу предложить, настолько просто, что этим методом сможет воспользоваться каждый, даже с «двойкой» по химии.
Добыча цинка. Купите в автомагазине немного готового электролита для кислотных аккумуляторов. Соберите у друзей старые батарейки. Цинк, который нам понадобится, лучше взять из дешевых батареек старого типа. Крепким ножом надрежьте цинк и осторожно снимите его, как кожуру с апельсина, хорошенько промойте водой. Налейте в стеклянную банку полстакана электролита и засыпьте в него «кожуру». Тут же начнется реакция, в результате которой образуется раствор сульфата цинка (он-то нам и нужен), а также водород. Газ этот легко воспламеняется, а его смесь с воздухом (так называемый гремучий газ) может взорваться. Так что от греха подальше выставьте банку на улицу и гоните от нее курильщиков! (Если лень возиться с кислотой, попробуйте найти сульфат цинка в магазинах химреактивов.) Чтобы реакция не проходила слишком бурно, засыпайте обрезки небольшими порциями. По мере растворения добавляйте цинк до тех пор, пока он не перестанет реагировать с кислотой (кислоту вы должны израсходовать полностью!). Деталь, на которую собираетесь нанести покрытие, очистите от грязи и ржавчины и тщательно обезжирьте. Если собираетесь получить блестящее декоративное покрытие, отшлифуйте и отполируйте наружные поверхности предмета облагораживания, а не приведете его в порядок - наносимый металл в точности повторит неказистый рельеф. Не удается снять всю ржавчину? Некоторое время подержите деталь в аккумуляторном электролите, соляной кислоте или в уксусе. Но ни в коем случае не в преобразователе ржавчины или, как могут посоветовать «знатоки», чистой ортофосфорной кислоте! К образовавшейся пленке из фосфатов цинк никогда в жизни не пристанет.
Поверхность после оцинковки. Гальваника без ванны. Раствор сульфата цинка налейте в кислотостойкий сосуд. Лучше стеклянный, но подойдет и корыто, вырезанное из полиэтиленовой канистры.
В качестве источника питания лучше всего использовать зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов, в котором есть регулятор тока и амперметр: по ним удобно контролировать силу тока. Подключите к его отрицательному выводу провод и соедините его с деталью - это будет катод. Для изготовления анода выберите кусочек цинка побольше и соедините его проводом с плюсовой клеммой зарядного устройства. Во время гальванического процесса металл анода (кусочек цинка) переносится на катод (деталь). Анод растворяется, и его приходится периодически менять. Следите, чтобы в электролит был погружен только цинк, но не провод, к которому он прикреплен - иначе раствор загрязнится медью, и коррозионная стойкость покрытия может резко ухудшиться. Большие детали можно защитить от коррозии так. Сделайте анод: обмотайте пластину цинка ватой или марлей, смоченной в полученном нами растворе, и подключите его к «плюсу» зарядного устройства, «минус» - к детали. Если участок невелик и работать будете недолго, можно воспользоваться аккумулятором. При оптимальной величине тока получается покрытие серого цвета. Получилась рыхлая черная поверхность - убавьте ток, светлая - увеличьте. Обычно хватает тока силой 0, 5-1 А. Готовую деталь хорошо промойте водой, а если изготовили раствор сульфата цинка с помощью серной кислоты, предварительно ополосните раствором питьевой соды. При желании покрытие можно отполировать.
Электрическая схема гальванического процесса. Точно так же восстанавливаются размеры изношенной детали. Например, разболталось отверстие в картере под подшипник. Само отверстие, конечно же, покрыть цинком не удастся - алюминий вообще не так-то просто чем-либо покрыть. Зато можно оцинковать наружную обойму подшипника. Чтобы рабочий раствор не попал внутрь, к шарикам и сепаратору, закройте подшипник с двух сторон резиновыми прокладками, а поверх них пластинами из диэлектрика, например из текстолита. Металлические пластины использовать для этой цели не стоит. На них тоже будет осаждаться цинк, и вам не хватит бэушных батареек для пополнения его запасов. Весь этот «бутерброд» стяните болтом и подведите к подшипнику «минус». Таким же образом можно покрывать детали медью. Как декоративное или антикоррозионное это покрытие использовать, конечно же, нельзя, но для наращивания размера - несомненно. Во-первых, не понадобится возиться с кислотой. Медный купорос (он же сульфат меди, из которого приготавливается раствор) продается в хозяйственных магазинах. А во-вторых, не понадобится никаких поисков и расковыривания батареек для анода. Используйте медную пластину или пучок медных проводов. Растворите максимальное количество медного купороса в воде. Силу тока подбирайте так же, как и при цинковании. Как видите, ничего сложного. Лично мне это занятие так понравилось, что я покрыл цинком все, что может поржаветь: гайки, болты, шайбы, инструмент, некоторые детали мотоцикла.
Источник материала: журнал " МОТО"
|