Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность как продукт и носитель лингвокультуры.






Языковая личность. Виноградов - выработал два пути изучения языковой личности - личность автора и личность персонажа. Центральным звеном коммуникативного процесса является яз. личность. Изучение языка позволяет заглянуть в сущность языковой личности. ЯЛ в МК представляет собой национально-специфический тип коммуниканта, обладающий культурно обусловленной ментальностью, картиной мира и системой ценностей, придерживающийся языковых, поведенческих и коммуникативных норм. Исходные тезисы, суммирующие хар-р участия яз. личности в МКО: 1) Личность привносит в коммуникацию багаж своего менталитета. 2) Характер коммуникативной деят-сти ЯЛ определ-ся типичными национально-культурными чертами. 3) Личность воспринимает окружающий мир через призму языковой картины мира. 4) Коммуниканты «дорисовывают» в своем сознании портрет партнера по общению. 5) При вступлении в контакт с иной к-рой возникает диссонанс менталитетов, картин мира, ценностных ориентиров, вызывающий кризис идентичности ЯЛ и культурный шок. Соображения целесообразности, безопасности и комфортности заставляют личность корректировать различные аспекты своего КП. Структура ЯЛ.(Караулов) на 3-х уровнях: вербально-семантическом, кот. соотносится с нормальным владением естественным языком; лингвокогнитивном (понятия, идеи, концепты складываются у ЯЛ в картину мира, отражающую иерархию ценностей), прагматическом (цели, мотивы, интересы). На 1-м уровне - вербально-семантическом - отдельные слова, грамматические конструкции, семантические, синтаксические и ассоциативные связи объединяются в единую вербальную сеть. Стереотипы представлены лексико-грамматическими формулами и клише. На 2-м уровне - тезаурусном - происходит обобщение понятий и концептов, кот. иерархически выстраиваются в соответствии с внутр. миром личности. Этот уровень представляет начальную стадию формирования ЯЛ, когда, каждый человек осуществляет выбор афоризмов, пословиц адекватных собств. мировоззрению. На 3-м - мотивационном - уровне единицы должны быть прагматическими. Реализуется коммуникативно-деятельностная потребность личности. ЯЛ соединяет в себе психологич., соц., этич. и многие др. компоненты. В содержание яз. личности обычно включаются компоненты: 1) ценностный, мировоззренческий. Язык обеспечивает первоначальный и глубинный взгляд на мир. 2) культурологический компонент, т.е. уровень освоения к-ры как эффективного средства повышения интереса к языку. 3) личностный компонент, т.е. то индивидуальное, глубинное, что есть в каждом чел-ке. ЯЛ реализует себя посредством коммуникации, выбирая и осуществляя одну из возможных тактик, стратегий и способов общения. Учитывая неразрывную связь языка и к-ры, можно утверждать, ЯЛ обладает национально- культ. чертами на всех уровнях. Язык личности состоит в большей степени из общего языка и в меньшей - из индивидуальных языковых особенностей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.