Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Национальный менталитет и национальный характер.






Н/м — это исторически сложившаяся устойч. органическая целостность соц.-психолог. качеств и черт, присущих именно этой этнич. общности (народу, нации), составляющим её группам и гражданам, существ. на осознаваемом и неосоз. ур-х, хотя обуславливает единообразный, специф. для каждой общности тип мировосприятия, поведения и самоидентификации. Объект. фактор, воздейств. на формирование менталитета той или иной этнической общности, это природа, среди кот. он вырастает и совершает свою историю. Значительное влияние на особенности нац. менталь-ности оказывают природно-геог. и геопол. условия проживания данной общности. К ним относят величину и место расположение страны, рельеф, границ, климат, наличие полезных ископаемых, флору, фауну, заселенность, геогр.соседство с др. этносами. Рус. этнос формировался на

не защищенной никакими естественными преградами территории с суровыми природно-климатическими. условиями. Готовность русских признавать “Общее” более важным, чем “Частное”, коллективизм. В рус. менталитете это проявилось в сильной ориен-тации на государственную власть. Нац. характер - совокупность наиболее устойчивых для данной наци. общности особенностей эмоционально-чувственного восприятия окруж. мира и форм реакций на него. Выражаясь в эмоциях, чувствах, настроениях, нац. характер проявляется в нац. темпераменте. Характерной чертой западной ментальности является рационализм, упорядоченность, склонность к формальным, четко очерченным, внешне организованным структурам.

40. Проблема соотношения понятий «менталитет» и «национальный характер». Нац. хар-р определяется как `психологические стереотипы поведения народа'. Под нац. хар-ром подразумевается стереотипный набор качеств, приписанных одному народу другими, часто не вполне дружественными.

Национальный характер - совокупность специфических психологических черт, ставших в большей или меньшей степени свойственными той или иной социально-этнической общности в конкр. экономич., культ. и природн. условиях ее развития. Своеобразный национальный колорит чувств и эмоций, образа мыслей и действий, устойчивые и нац. черты привычек и традиций, формирующихся под влиянием условий материальной жизни, особенностей историч. развития данной нации и проявляющихся в специфике ее нац. культуры. Д овольно распространенным является мнение о нац. характере, согласно которому это не совокупность специфических, своеобразных, присущих только данному народу черт, но своеобразный набор универсальных общечеловеческих черт. 2 точки зрения на проблему соотношения социального и биологического в национальном характере: согласно первой нац. хар-р не наследуется от предков, а приобретается в процессе воспитания, согласно второй основу нац. хар-ра составляют психофизиологические особенности нации, обусловленные ее генофондом. Менталитет - уникальный склад различных челов. психич. свойств и качеств, а также особенностей их проявлений. Менталитет определяет умонастроение и жизн. позицию, которые согласуются с системой ценностей, характерных для определенной нации.

Менталитет человека хар-ся целостностью, наличием опред. качественного ядра. Этим «неизменным ядром» в нац. хар-ре являются глубинные слои психики, хар-ные для данного этноса, и являющиеся ничем иным как константной основой нац. хар-ра. «В основе нац. хар-ра лежат привычные нормы взаимодействия людей, обусловленные типом общества, в кот. живет нация. Тогда нац. хар-р предстает как соц. явление». «Н ац. хар-р есть комбинация природного и социального начал».

Н ац. хар-р способен изменяться по мере развития общества: и народы, и нац. хар-ры меняются, как с возрастом люди, при этом сохраняя неизменным свое «ядро». В какой мере хар-р подвержен изменениям и насколько устойчиво этническое «ядро» нац. хар-ра, предстоит еще ответить. С ледует отметить, что понятие «нац. хар-ра» некоторые авторы идентифицируют с понятием «менталитет» и понимают его либо как присущий представителям данной нации набор основных личностных черт (концепция модальной личности), либо систему основных существующих в этносе представлений: установок, верований, ценностей, умонастроений и т.п. (концепция социальной личности). Менталитет и хар-р не синонимы. Отличие менталитета от нац. хар-ра в том, что последний, являясь составной частью ментальности, включает общие психофизиологические черты жизнедеятельности (определяемые принятой нацией системой ценностей). Понятие «менталитет» по содержанию гораздо шире, чем понятие «национальный характер».

41.Определение понятий «менталитет» и «ментальность».

Для носителей разных культур характерны различия в социокультурном восприятии и понимании мира. По мнению Н. Джандильдина, причиной психологических различий представителей разных культур является то, что «исторические судьбы народов не одинаковы, материальные условия их жизни не тождественны, что человеческая психика имеет свойство приспосабливаться к условиям окружающей среды и отражать ее существенные черты и особенности». Данные этнопсихологические различия обусловлены менталитетом, кот. детерминирован к-рой и опытом историч. развития и управляет поведением представителя одной к-ры при взаимодействии с представителем иной к-ры. В понятии «менталитет» следует различать: 1) индивидуальный менталитет - на уровне конкретной личности; 2) обществ. менталитет - на уровне групп, коллективов, сообществ, отличающихся по национально-этническим, классовым, профессиональным, возрастным или иным признакам; 3) менталитет социума или этноса - «на уровне интегрально понимаемого общества, объединяющего все входящие в него сообщества, коллективы и группы, всех индивидов, то есть всего народа, проживающего и жизнетворящего на данной исторически сложившейся территории, в определённой социально-государственной среде и непрерывно воспроизводимого в сменяющих друг друга поколениях». Анализируя понятие «менталитет», мы имеем в виду прежде всего категорию «менталитет социума/этноса», так как именно этнический менталитет воплощает в себе жизненные приоритеты и смыслосозидающие ценности, представляя тем самым традиции и культуру народа. В рос. науке под ментальностью принято понимать «совокупность представлений, воззрений, «чувствований» общности людей определенной эпохи, геогр. области и соц. среды, особый психологич. уклад общества, влияющий на историч. и соц. процессы». Содержание ментальности, как показывает этимология слова, заключается в когнитивной сфере и определяется, прежде всего, знаниями, которыми владеет изучаемая общность. Мы будем придерживаться трактовки менталитета О.А. Корнилова как непрорефлексированного, эмоционально-окрашенного мировидения, которое включает в себя мировосприятие, мироосмысление и мирооценивание. Мирооценивание формирует шкалу ценностей и систему нравственных приоритетов данной культуры, кот. в свою очередь определяют модели поведения всех членов общества по линиям «личность - личность» и «личность - общество». Следовательно, структура этнич. менталитета включает: мировидение (мировосприятие, мироощущение, мирооценку); систему ценностей и шкалу нравственных приоритетов; модели поведения; стратегии поведения.

В целом понятия «менталитет» и «ментальность» можно рассматривать как синонимы. Однако понятие «менталитет» более применим к отдельному субъекту, а «ментальность» характерна для определенной лингвокультурной общности. Ментальные нормы являются эмоционально насыщенными, трудно формулируемыми и, как правило, зафиксированными в передающихся в нормах поведения: обычаях, традициях, верованиях. Ментальные характеристики часто «проговариваются» в пословицах, поговорках, мифах, былинах, преданиях, сказках, анекдотах. Принципиальной особенностью ментальных характеристик является то, что они могут быть определены только через сопоставление с аналогичными характеристиками у других наций и при сопоставлении ментальных характеристик одного и того же народа, но в различное время. Б азовым свойством менталитета является его связь с этносом. В силу того, что нация в основном является полиэтническим образованием, национальный менталитет представляет собой синтез, сплав ментальных характеристик этносов, образовавших нацию. Менталитет нации шире, чем менталитет этноса. Основными факторами формир-ия менталитета являются: природно-климатические условия формирования этноса; геополит-е условия - взаимодействие, взаимообогащение соседних этносов; социокульт. условия, кот. выраж-ся в системе ценностных ориентаций, нормах, стандартах повед-я, привычках, обрядах; психоэнергетич-е особенности типичных представителей этноса: тип высшей нервной деятельности; межэтнич. и межконфессиональное взаимо-е. Н а учете ментальных установок и стереотипов народов основываются так называемые этнические анекдоты о русских, евреях, украинцах, немцах и т.д. Как представители разных этносов реагируют на языковые ошибки собеседника - иностранца: «При ошибках в языке собеседник - француз сразу перестает тебя слушать, англичанин принимает незамечающий вид, немец педантично поправляет каждое слово, а итальянец с радостью начинает ваши ошибки перенимать». Р ассматривая американскую ментальность - характеристики: индивидуализм, независимость и право на частную жизнь; равенство; ориентация на будущее или оптимизм; непринужденность; материализм; соперничество; личное пространство (" personal space"); изменения и динамика действий; рационализм;

американцы верят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.