Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности системы оценки достижения требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ






Место, роль и функции системы оценки достижения требований к образовательным результатам, ее особенности определяются основными подходами к пониманию и формированию стандартов общего образования.

Предметом стандартизации в образовательных стандартах первого поколения выступали обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников. Это определяло и основное направление системы оценки — оценку уровня освоения выпускниками обязательного минимума.

Новые стандарты устанавливают в качестве своего ведущего компонента Требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые определяются на основе общественного договора между личностью, обществом и государством и подразумевают тем самым распределение ответственности за достигаемые результаты между всеми участниками договора. Иными словами, новые стандарты устанавливают:

а) ориентиры развития системы образования, определяющие основные направления образовательной политики, ответственность за реализацию которой несет, главным образом, система образования (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях);

б) рамочные требования к содержанию и организации образовательного процесса, ответственность за выполнение которых несут, главным образом, образовательные учреждения;

в) общее описание ожидаемых индивидуальных достижений школьников, в том числе — подлежащих и не подлежащих итоговой оценке.

Поэтому основным направлением оценки при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ:

• общероссийской, региональной и муниципальной систем образования;

• образовательных учреждений и педагогов;

• обучающихся.

Выделение этих направлений оценки предполагает, прежде всего, расширение спектра регламентированных оценочных процедур. К существующим процедурам, направленным на оценку образовательных достижений учащихся (процедуры итоговой оценки и аттестации выпускников), и процедурам, направленным на оценку эффективности деятельности образовательных учреждений (процедуры аккредитации и аттестации работников образования) должны быть добавлены также процедуры, направленные на оценку состояния и тенденций развития системы образования. Понятно, что все эти направления оценочной деятельности могут быть реализованы только посредством изучения образовательных результатов, демонстрируемых обучающимися. Однако разделение ответственности между субъектами образовательного процесса предполагает регламентацию как содержания оценки в каждой из вышеназванных процедур, так и степени открытости информационных потоков о результатах оценки. В частности, предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся[1] с четко регламентированным инструментарием. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимся образовательных результатах[2].

Для правильной интерпретации получаемых результатов необходима также оценка контекстной информации об условиях и особенностях деятельности субъектов образовательного процесса. Разумеется, для каждого из направлений оценочной деятельности должен быть разработан инструментарий, предложены формы и способы оценки, адекватные поставленным задачам.

Из концептуального положения новых стандартов о приоритете результатов образования, вытекают и другие следствия, определяющие особенности новой системы оценки.

Прежде всего, необходимо отметить, что образовательные результаты, являющиеся предметом диалога не только внутри системы образования, но и между обществом и государством, не могут определяться только на основе академической успешности или неуспешности. Они требуют более широкой основы. Новые стандарты предлагают такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности ш кольников (умения учиться). Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные), выделяя при этом основные образовательные результаты для каждой ступени обучения. Так, к основным результатам начального общего образования стандарт относит:

• формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

• воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Подобная общность описания основных результатов образования, обусловленная особенностями и назначением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, порождает необходимость в таком документе, который бы конкретизировал и уточнял требования стандартов к образовательным результатам для профессионального педагогического сообщества и других пользователей. В соответствии с Концепцией и материалами стандартов этим документом являются планируемые результаты освоения основных образовательных программ. Таким образом, оценка достижения требований стандарта может быть сведена к оценке достижения планируемых результатов (естественно, при условии, что планируемые результаты адекватно передают требования стандартов).

Подводя предварительный итог сказанному, следует отметить, что нормативной основой при определении объекта, содержания и методов оценки достижения требований стандартов к результатам начального образования служат:

• совокупность требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, устанавливаемых федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и направленных на:

✔ оценку состояния и тенденций развития системы образования;

✔ оценку эффективности деятельности образовательных учреждений;

✔ индивидуальную оценку образовательных достижений школьника;

планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального образования.

Даже краткое описание некоторых особенностей предлагаемой системы оценки: регламентация мониторинговых процедур наряду с аттестационными; введение оценки контекстной информации; использование планируемых результатов в качестве содержательной и критериальной основы оценки — указывает на значительные отличия новой системы.

Однако сущностные, важнейшие особенности предлагаемой системы оценки связаны с новым пониманием образовательных результатов.

Смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на системно-деятельностную предопределяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями, становятся универсальные, или метапредметные, умения (и стоящие за ними компетенции). Таким образом, новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение «обязательного минимума содержания образования», а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

Так, в частности, Концепция и требования стандарта в явном виде указывают, что «к результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач [3] на основании:

— системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

— умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенных способов деятельности;

— коммуникативных и информационных умений.»

Такая переориентация не только отвечает потребностям всех участников образовательного процесса и внутренним закономерностям развития системы образования, но и коренным образом меняет место и роль системы оценки в системе вариативного образования.

Система оценки перерастает узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования. Она становится одним из регулирующих (управляющих) элементов системы образования, в значительной мере способствующих поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. К традиционной функции обратной связи добавляется функция ориентации образовательного процесса на реализацию и достижение планируемых результатов, т. е. та функция, которая традиционно выполняется учебными планами, программами, учебниками, методическими разработками и т. п.

Основной механизм обеспечения качества образования посредством системы оценки состоит, по сути дела, в уточнении и распространении общего понимания содержательной и критериальной базы оценки. Поэтому предлагаемая система оценки должна с необходимостью включать в себя как внешнюю оценку [4], так и внутреннюю оценку [5], построенные на одной и той же содержательной и критериальной основе. При этом именно внешняя оценка задает общее понимание того, что подлежит оценке; как (в каких форматах, с помощью каких заданий) наиболее целесообразно вести оценку; какие ответы следует (или допустимо) считать верными и т. д. Но тогда это означает, в частности, что внутренняя оценка не может остаться произвольно формируемой каждым педагогом или школой. Это, конечно, ужесточает требования к внутренней оценке. Вместе с тем, соблюдение общих требований к внутренней оценке педагогами и образовательными учреждениями позволяет сделать ее более надежной, повышает доверие к внутренней оценке, что способствует упрощению различных аттестационных процедур. В частности становится возможным использовать накопленную в ходе текущего образовательного процесса оценку, представленную например, в форме портфолио, для итоговой оценки выпускников, для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений учащихся.

Через вовлечение педагогов в осознанную текущую оценочную деятельность, согласованную с внешней оценкой, система оценки и выполняет свою миссию ориентации образовательного процесса на достижение значимых для личности, общества и государства результатов образования.

Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки не только дают возможность учащимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты. В этом смысле можно говорить о такой особенности предлагаемой системы оценки как ее естественная встроенность в образовательный процесс.

Еще одна особенность предлагаемой системы оценки — уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчета принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочеты формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта. Оценку индивидуальных образовательных достижений предлагается вести «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.

Реализация уровневого подхода к разработке инструментария и представлению результатов связана также с принятыми в теории и практике педагогических измерений требованиями к построению шкал оценивания и описанию результатов измерений.

Таким образом, система оценки, отвечающая особенностям подходов, реализованных в стандартах второго поколения, может рассматриваться как инструментальное ядро федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Она выполняет функции обратной связи и регулирования системы образования и призвана ориентировать образовательный процесс на реализацию и достижение планируемых результатов освоения междисциплинарных программ (в том числе и прежде всего программы формирования универсальных учебных действий) и учебных программ по отдельным предметам. Среди отличительных особенностей предлагаемой системы оценки следует особо выделить: • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; • оценку успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; • оценку динамики образовательных достижений учащихся; • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; • использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях; • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных; • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.;
• использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Планируемые результаты как основа оценки достижения требований стандарта

Как уже отмечалось, оценка достижения требований стандарта ведется на основе планируемых результатов[6], которые призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, с одной стороны, и образовательным процессом и системой оценки, с другой.

Фактически, раскрывая целевые установки стандарта в адрес всей системы общего образования, планируемые результаты служат нормативной основой одновременно и для различных оценочных процедур, и для определения содержания и организации образовательного процесса.

Такая постановка проблемы предъявляет дополнительные требования к формированию планируемых результатов. Так, их структура и содержание должны не только адекватно выражать требования стандарта и передавать специфику образовательного процесса (в частности — специфику целей изучения отдельных предметов), но и отвечать целому ряду требований, предъявляемых теорией и практикой педагогических измерений.

В соответствии с принятым подходом в планируемых результатах должно быть уточнено и конкретизировано общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов — как с позиций организации процесса их достижения в образовательном процессе, так и с позиций оценки этих результатов. Это требование должно найти отражение не только в содержании, но и в структуре планируемых результатов.

Структура планируемых результатов должна ориентировать пользователя в средствах решения поставленной задачи в соответствии с логикой организации образовательного процесса. Поэтому в структуре планируемых результатов выделены в особый раздел личностные и метапредметные результаты, достижение которых обеспечивается всей совокупностью учебных предметов[7], а также планируемые результаты, достижение которых обеспечивается преимущественно за счет освоения учебных программ по отдельным предметам, составляющим инвариантную часть базисного учебного плана. (Последние представляют собой предметные результаты.)

В структуре предметных результатов, отражена логика организации отдельных предметов: планируемые результаты соотносятся с ведущими содержательными линиями и разделами изучаемых курсов. Это позволяет учителю, авторам программ и учебников соотносить конечные итоговые результаты с внутренней логикой развертывания учебного процесса, реализуемого в рамках той или иной дидактической или методической схемы; целенаправленно проектировать на этой основе постепенное продвижение учащихся в освоении планируемых результатов, соотнося его как с этапами формирования учебных действий и опорного учебного материала, так и с требованиями системы оценки.

Структура планируемых результатов должна отражать также основные направления оценочной деятельности: оценку результатов деятельности системы образования, образовательных учреждений, педагогов и выпускников. Это достигается посредством выделения в структуре планируемых результатов трех уровней описания и соответственно, трех блоков целей, конкретизированных в отношении каждого из субъектов образовательного процесса и представленных как ориентиры и ожидаемые результаты.

В первом блоке представлены цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данного учебного предмета. Таким образом, если направлением оценки являются «результаты деятельности системы образования», то предмет, содержание и критерии оценки должны соотноситься в основном с первым блоком планируемых результатов.

Во втором блоке («Выпускник научится») отражены цели (представленные как ожидаемые результаты), характеризующие систему учебных действий, необходимых для последующего обучения и релевантных опорной системе знаний, умений и компетенций. Именно этот блок определяет те индивидуальные достижения, которые сущностно необходимы для дальнейшего успешного образования, и потому служит основой при определении содержания и предмета итоговой оценки выпускников. Поэтому при разработке инструментария итоговой оценки необходимо ориентироваться на планируемые результаты, представленные в блоке «Выпускник научится».

Наконец, третий блок планируемых результатов («Выпускник получит возможность научиться») отражает ожидаемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Выделение этого блока планируемых результатов призвано отразить задачи школы по опережающему формированию и развитию интересов и способностей учащихся в пределах зоны ближайшего развития, по поддержке разнообразия индивидуальных познавательных потребностей учащихся за счет реализации потенциальных возможностей учебных и междисциплинарных программ. Достижение планируемых результатов, отнесенных к этому блоку, не является предметом итоговой оценки выпускников, но может служить объектом неперсонифицированных исследований, направленных на оценку результатов деятельности системы образования и образовательных учреждений с позиций оценки качества предоставляемых образовательных услуг, гарантированных стандартом общего образования.

Как вытекает из сказанного, предмет, содержание и критеральная база процедур, направленных на оценку особенностей и результатов деятельности педагогов и образовательных учреждений, представлены преимущественно в двух последних блоках планируемых результатов.

Система оценки предъявляет ряд требований и к формулировке планируемых результатов. Они должны либо однозначно описывать предмет и критерии оценки, либо допускать возможность последующего уточнения и конкретизации при разработке измерителей, шкал и критериев оценивания, при определении способов представления результатов. Такое уточнение и конкретизация проводится в ходе так называемого процесса операционализации планируемых результатов. Сущность и примеры операционализации будут более подробно представлены в параграфе, посвященном разработке измерителей для итоговой оценки достижения планируемых результатов начального образования.

Подводя итог сказанному, отметим, что структура и содержание планируемых результатов соотносятся с общей направленностью, целями и объектом оценки, а также процедурами оценки. Содержание оценки и ее критериальная база уточняются при разработке операционализированного перечня планируемых результатов. Рассмотрим с выделенных позиций особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов начального образования, обратив особое внимание на описание объекта, особенностей содержания и процедур их оценки.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.